Человеческий фактор в культуре безопасности труда

Автор статьи: 404

Шампорова Н.С., магистрантка, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» Институт гражданской защиты

e-mail: [email protected]

Shamporova, N.S.

 Человеческий фактор в культуре безопасности труда

 Аннотация: В статье рассмотрены индивидуальные качества человека и квалификация персонала, как аспекты безопасности труда, а так же причины сознательных нарушений техники безопасности.

 The human factor in the culture of safety

Summary. This article explores the individual qualities and qualifications of the personnel as safety aspects, as well as the reasons for deliberate safety violations.

 Ключевые слова: культура безопасности, охрана труда

 Keywords: safety culture, health and safety

 Безопасность труда - это состояние трудовой среды, исключающее с высокой вероятностью ущерб жизни и здоровью человека. Такое состояние должно обеспечиваться соответствующей организацией или системой.

Впервые безопасность труда обнаружилась в связи с задачами профессионального отбора. Геллерштейн указывал, что «… при этом нужно учитывать не только фактические данные личности, но и сочетания её потенциальных возможностей и присущих ей тенденций, взятых в их конкретно – историческом содержании» [1].

Второе направление исследований, в котором обнаружилась проблема связи несчастных случаев с индивидуальными качествами человека, состояло в изучении докладов о несчастных случаях. Третьим направлением, было изучение статистических закономерностей трудового травматизма. Предрасположенность к несчастным случаям следует рассматривать не просто как функцию индивидуально – психологических качеств рабочего, но и как результат соединения этих качеств с определёнными производственными условиями.

Котик М.И. указывал, что «в 30 –е гг. в советской психологии, благодаря исследованиям Выготского, Рубинштейна, Леонтьева укреплялась точка зрения, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды, и что показатель защищённости человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько его прирождённым качеством, сколько результатом такого развития, недостатки индивидуальных качеств человека проявляются в экстремальных ситуациях, особенно ярко всплывают слабости консервативных свойств человека и, в частности, его нервной системы» [2].

Безопасность работы предприятия напрямую зависит от надежности техники и надежности персонала. Одним из определяющих параметров надежности персонала является безошибочность действий человека, особенно человека-оператора.

Анализ причин и последствий серьезных техногенных аварии привел к всестороннему пересмотру подходов к безопасности и признанию того, что человек является важнейшим звеном в обеспечении безопасности. Детальный анализ причин Чернобыльской катастрофы выявил глубинные процессы (причины) аварии, что, в общем, привело к возникновению термина «культура безопасности».

Человек может стать оператором, в результате жесткого профотбора, длительного обучения и постоянного образования и самообразования. И все же он может ошибаться. Выполнение работы оператором, вероятность ошибки зависит от его знаний, умений и навыков. Она уменьшается с обретением оператором опыта работы, но в тоже время зависит от природных способностей человека-оператора и его обучения [3].

В ситуациях, одинаковых для всех работающих, важнейшее значение для поведения каждого отдельного человека имеют его индивидуальные характеристики: тип нервной системы, характер и темперамент, особенности мозговой деятельности и мышления, воспитание и образование, состояние здоровья, опыт и навыки. Все эти характеристики в своем экстремальном проявлении формируют ряд основных психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы:

·        экономия сил;

·        экономия времени;

·        привычка к опасности или ее недооценка. Человек перестает замечать те проявления окружающей среды и компонентов трудового процесса, которые ранее замечал и учитывал. Привыкая к опасности и утрачивая бдительность, человек становится неосторожным, и не готов к принятию мер предосторожности;

·        тенденция к копированию норм группового поведения. Поведение такого рода характерно для тех производственных коллективов, где нарушение правил безопасного поведения стало привычным для всех членов коллектива. Человек, желающий следовать правилам безопасности, становится в положение «белой вороны»;

·        привычка работать с нарушениями;

·        переоценка собственного опыта и мастерства. Человек позволяет себе нарушение инструкций, считая свои знания процесса и опыт настолько большими, что в случае возникновения опасной ситуации надеется своевременно среагировать и, применив внештатные действия, «выскочить» из опасной ситуации;

·        желание самоутверждения. Человек идет на нарушение правил безопасности в результате врожденной неуверенности в собственных силах и способностях, либо под воздействием упреков в нерешительности со стороны других лиц. Проявляется рискованное поведение, диктуемое ложно понимаемым чувством собственной значимости;

·        стрессовые состояния;

·        склонность к риску. Это личностная характеристика, определяемая индивидуальными психическими характеристиками, проявляющаяся в получении удовольствия от опасных действий [4].

Таким образом, сознательные причины нарушения правил безопасности направлены на поиск ближайших допустимых и наиболее легких путей удовлетворения некоторых потребностей, которые не совпадают с целями, задачами и потребностями производства. При этом фактор случайности чаще всего играет лишь роль «спускового крючка», поскольку опасная ситуация создается самим работающим. Но к человеческому фактору добавляются причины, характерные для современного кризисного состояния России. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства и техники, рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и политической  нестабильности [5].

Главной задачей безопасности в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности предприятия, как неотъемлемой части организационной культуры. В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные причины их возникновения.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции, 1958, с. 145

2.                Котик М.И. Психология и безопасность.Монография по психологии труда, Питер, 2006, с. 187

3.                В.В. Бегун  Культура безопасности в ядерной энергетике: Учебник. / В.В. Бегун, С.В. Широков С.В. Бегун, Е.М. Письменный, В.В. Литвинов, И.В. Казачков. - К., 2012. 563 с.

4.                Власов Л.А. Психология безопасности труда. Санкт-Петербург.2003.161с.

5.                 Чижова М.А., Назмутдинова Ф.Г., Нугаева Н.К., Азизов Б.М. Безопас-ность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.1/Казан.гос.технол.ун-т; Казань, 2001. 132 с.

 



Просмотров: 624
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношение человека к собственной безопасности
  • Невроз | причины | потребность в безопасности
  • Запугиваем ребёнка? Или зачем ему культура безопасности...
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Вопросы техники безопасности в расстановках
  • Корпоратив. Правила техники безопасности
  • Тревожное состояние и островок безопасности в трясине тревоги
  • Семейная «техника безопасности» поведения в Сети
  • Если состояние ухудшилось после посещения психолога. Техника безопасности.
  • Реагируем на антисоциальное вызывающее поведение: Чувство безопасности внутри дома
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Чувство безопасности
  • Чувство безопасности
  • Как провести беседу с детьми о безопасности в отношении терактов и других опасных ситуаций.  
  • Под защитой. Как формируется чувство безопасности.
  • Про потребность в безопасности и отношения
  • Правила безопасности для детей – алгоритм действия в социуме.
  • Как вернуть мужа: обеспечь ему чувство безопасности
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • О смысле жизни и ощущении безопасности
  • Графология безопасности
  • Чувство безопасности в браке - сбежать или остаться? (клиентский случай)
  • Вес, еда, тело как переживание безопасности
  • Обеспечение безопасности сотрудников УИС.
  • Потребности в безопасности по Маслоу
  • Беспокойство, как стратегия безопасности.
  • О скафандре, отношениях и безопасности
  • Техника безопасности для ребенка
  • Восстановление чувства безопасности
  • зона комфорта или безопасности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь