Запугиваем ребёнка? Или зачем ему культура безопасности...

Запугиваем реб нка Или зачем ему культура безопасности

Маленький ребёнок практически не испытывает страха – он любопытен, наивен, доверчив и добродушен. Эти качества нужны ему для того, чтобы познавать мир: пробовать его на вкус, на ощупь, исследуя цвет и запах… Но эти же качества могли бы сыграть деструктивную роль, не находись он под неусыпным надзором взрослых практически 24 часа в сутки. И лишь привитые ребёнку понятия о том, что можно и что нельзя, позволяют ему постепенно отделяться и отдалятся от родителей. Пренебрегать безопасностью детей нельзя ни в коем случае.

Для того чтобы научить ребёнка безопасному поведению, нужно, чтобы в определенных ситуациях у него возникал страх. Понятно, что это чувство негативно окрашено и субъективно очень неприятно. Но нельзя забывать и о том, что страх, а именно, реальный страх выполняет очень важную функцию – он находится на службе инстинкта самосохранения. Реальный страх представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, то есть ожидаемого, предполагаемого повреждения. По какому поводу, то есть, перед какими объектами и в каких ситуациях появляется страх, зависит от состояния знания о внешнем мире и от ощущения собственной силы перед ним. Поэтому не запугивание ребёнка, а предоставление информации о потенциальных опасностях и объяснение, а также обучение его алгоритму поведения в опасных ситуациях – те кирпичики, из которых должно строиться воспитание культуры безопасности.

Нормального здорового ребёнка практически невозможно запугать (чего боятся некоторые из родителей). В целях безопасности детям постоянно, чуть ли не ежедневно нужно напоминать об опасностях, которые их окружают (как о бытовых, так и о тех, которые могут подстерегать их при общении с незнакомыми людьми). Ведь осторожность при обращении с определенными предметами, настороженность при контактах с окружающими – качества отнюдь не врожденные, они приобретаются в процессе воспитания.

А как же насчет боязливых детей? Некоторые дети, кажется, боятся всего на свете и не отходят от мамы ни на шаг, привыкнув прятаться за ее спину в любой новой для них ситуации, а если и приближаются к незнакомому предмету или вступают в контакт с другими людьми, то после длительного периода наблюдения и привыкания и под строгим маминым контролем. Причин такого поведения может быть несколько.

Во-первых, дети, так же как и взрослые, отличаются друг от друга своим темпераментом. Есть дети активные, подвижные, бесстрашные, а есть – тихие, спокойные, предпочитающие наблюдение за процессом, а не участие в нем. Вероятно, что последние будут более осторожны именно в силу своей меньшей активности. Однако их осторожность не менее нуждается в формировании и коррекции, чем осторожность холериков и сангвиников, которые спасутся бегством там, где флегматик или меланхолик пассивно подчинится ситуации (если, конечно, мама и папа не научат его правильному в данном случае поведению).

Во-вторых, чрезмерно боязливые дети бывают, как правило, у мам, которые сами чрезвычайно тревожны – они неуверенно чувствуют себя в «этом безумном, безумном, безумном мире» и, тем самым, «заражают» своей тревожностью собственного ребёнка.

В-третьих, страхи малыша могут быть отражением семейного неблагополучия, его неуверенности в любви родителей и недополучения ласки и участия. Ребёнок, нуждающийся в любви, но не находящий адекватного ответа на свои потребности со стороны самых близких ему людей, особенно подвержен формированию так называемых «фобий», или иррациональных страхов. И если с боязнью темноты или одиночества можно справиться «малой кровью», просто исключив возможность наступления этих ситуаций, то ужас при виде кошки, собаки или, например, лошади, может быть настолько силён, что перестает выполнять функцию самосохранения, но вызывает такие бурные соматические реакции (сердцебиение, головокружение, «холодный пот»), которые способны парализовать волю и делают ребёнка зависимым от своих страхов, вынуждая его создавать различные ритуалы, защищающие его от встречи с вполне обычными и далеко не столь опасными, как ему кажется, объектами.

Если Вам понравилась и оказалась полезной эта публикация, или у Вас возникли вопросы, возражения, дополнения, буду рада Вашим лайкам и комментариям!


Просмотров: 733
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми
  • Дети, которые не оправдывают ожидания своих родителей
  • Если ваш ребёнок испытывает страх
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • 5 вещей, которые нужно принять, если вы хотите быть счастливы в браке
  • 4 вещи за которые точно не должно быть стыдно перед мужчиной и собой
  • 8 причин отказа ребёнка есть в детском саду
  • Качества в женщине, которые очень привлекают мужчин
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Что ни в коем случае нельзя делать если вы хотите замуж
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Страх за ребёнка. История с красивым концом.
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Про веревки, которые вьют дети из родителей и как в них не встрять
  • 30+ вопросов, которые помогут лучше узнать своего ребёнка
  • Если у ребёнка погиб друг...
  • Как найти себя в этом безумном мире?
  • Заботимся о сексуальной безопасности ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • У вас есть страх темноты? Узнайте, как с ним справиться.
  • Если вы дети своих родителей...
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Успех мужчины: 2 главных качества, которые нужно развивать
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь