|
Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьмиАвтор статьи: Осадчая Елена Андреевна
Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого. Общение – способ познания мира Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу. Безопасность ребенка Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербалике (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца. Как научиться общаться с незнакомцами? • Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность». • Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними. • Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече. • Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца. • Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы: « Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся. • Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|