О чём может рассказать мимика.

О ч м может рассказать мимика

Почему нам нравится общаться с одними, и хочется быстрее закончить разговор с другими? Сколько времени нам нужно, чтобы понять подходит нам человек для общения или нет?

Ответы на эти вопросы кроются в языке наших телодвижений: мимике, жестах, позе. Мы интуитивно отслеживаем малейшие изменения или несоответствия между тем, что доносит до нас собеседник и тем. что выражает его тело. Но даже в том, случае, если тело остаётся неподвижным, «пластичное лицо» (Эрик Берн) «расскажет» нам о том, о чём умалчивается. Нас привлекает связь эмоций и чувств с жестами и позой. Мимическая интенсивность и неосознанность жестикуляций влияют на эффективность в коммуницировании.

Остановимся поподробнее на лице и мимике. Мимика отражает эмоции, которые испытывает человек в данный момент, а они в свою очередь проявляются в реакциях. С учётом того, что транслирует через мимику человек, можно узнать о том, что он испытывает по отношению к полученной информации. Но если бы всё было так просто… Ведь не каждый человек показывает что чувствует, некоторые боятся и стесняются. Маскируя свои эмоции человек желает обезопасить себя от фрустрации. Но известно, что самая первая реакция всё равно имеет место. Именно улавливая её мы чувствуем, что хотим поскорее удалиться от собеседника или наоборот, сохранить общение подольше.

Зрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» описал роль мимики в общении, в том числе родителей с детьми: «Именно пластичность человеческого лица в первую очередь превращает жизнь из контролируемого эксперимента в приключение. В основе лежит простейший биологический принцип, который имеет огромное общественное значение. Нервная система человека устроена так, что зрительное воздействие мельчайших сокращений лицевых мышц действует на зрителя сильнее, чем физический удар. Перемещение мышц рта на каких-нибудь два миллиметра может быть совершенно незаметно для самого человека, но совершенно очевидно для его собеседников. Это легко подтвердить, встав перед зеркалом. До какой степени субъект сам не осознаёт, как он выглядит, легко продемонстрировать, прикоснувшись к верхней стороне зубов. Можно проделать это, как самому кажется, совершенно незаметно. Насколько человек может судить по кинетическому или мышечному ощущению, у него вообще не дрогнуло лицо. Но если он проделает это перед зеркалом, то увидит что то, что кажется ему совершенно незаметными перемещениями языка, вызвало заметное изменение черт лица, особенно подбородка, включая шейные мышцы. Если он уделит большее, чем обычно внимание мышечным ощущениям, то заметит, что в движение вовлечены лоб и виски».

Этот пример наглядно демонстрирует, что в беседе мы выдаём себя больше, чем можем осознать. Считывая эти мельчайшие мимические изменения, мы меняем эмоциональный фон беседы в связи с изменениями фона настроения собеседника и своего собственного. Поэтому иногда непринуждённый разговор о бытовых вещах может закончиться конфликтом, и наоборот, возможность переработать негативные мимические послания способствует урегулированию отношений (если собеседники являются внимательными и импанирующими). Многие отмечали как сложно вести беседу с человеком, обладателем Poker Face. Мимически невыразительное лицо заставляет нас нервничать больше, чем резкие слова, потому что мы не понимаем, что испытывает человек во время получения информации. Э. Берн отметил, что дети внимательно всматриваясь в лицо взрослого, тем более значимого взрослого — матери или отца, оценивают родителя и видят такое, чего другие не замечают. Интуитивно считав информацию транслируемую мимикой, ребёнок соотносит её с вербальной или поведенческой информацией и меняет своё поведение меняет поведение по отношению к родителям или другим взрослым. Взрослый, не замечающий противоречий между словами и «пластичностью» своего лица, недоумевает, что так могло изменить настроение ребёнка и относит его поведение к капризам или манипуляциям взрослым. Поэтому, когда мама слушает своего сына (или свою дочь), жалующегося на кого-то, говорит, что переживает вместе с ним, а лицо выражает скептическое отношение ко всему, что доносит сын, то в другой раз он не станет говорить ей о том, что беспокоит, зная каково его воздействие на мать, считывая её недоверие. В подростковом возрасте это приводит к отчуждению детей от родителей, формирует чувство непонимания и недоверия, возникают трудности в общении с подростками. Родители, которые были последовательны в отношении предъявляемых требований к детям, их действия не входили вразрез с внутренними переживаниями, отмечают, что не заметили трудностей в общении во время подросткового периода своих детей.

Разгадка того, почему компания одних притягательна для нас, а компания других тяготит даже краткосрочным присутствием, кроется в не конгруэнтности собеседника, т.е. в разногласии его высказываний с языком его мимики и жестов. Помните сцену из фильма «Служебный роман», где героиня Алисы Фрейндлих, Людмила Прокофьевна Калугина, уединилась в комнате, а Новосельцев устроил для неё демонстрацию собственных талантов? Уходя, Калугина благодарит за приятный вечер Самохвалова, хотя хозяин вечеринки по напряжённому лицу, позе, «ледяному» голосу директора понимает, что не всё так радужно, как она говорит.

Проводить с удовольствием время в компании, самому быть приятным собеседником можно тогда, когда человек находится в гармонии с собой. Для этого достаточно быть искренним с собой, осознавать свои переживания, не стремиться кому-то что-то доказать, не подстраиваться под настроение и тон голоса собеседника, а сфокусироваться на собственном актуальном состоянии и не маскировать свои эмоции.

Удачи в содружестве с самим собой!

В статье использован материал книги Эрика Берна "Люди, которые играют в игры", Москва: Издательство "Э"- 2016, 378 с.

 



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Вам, конечно, известно, что человек сам хозяин своего счастья
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Вы еще помните о том, что Человек самое прекрасное существо Вселенной?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь