|
Вопросы техники безопасности в расстановкахАвтор статьи: Виктория Аркадьевна Надеина
Вокруг метода системных расстановок существуют разные мнения, - от восторженно-многозначительных, несущих представление о расстановках как о панацее и чудесах, до резко-негативных, упрекающих в отсутствии научных обоснований и окутывающих мистическим ореолом. Который, к тому же, вызывает одновременно интерес и настороженность некоторых потенциальных клиентов. Происходит это возможно потому, что метод граничит с различными областями знаний о жизни и используется разными специалистами – и психологами, и теми, кто использует другие помогающие практики, отражая потребность людей как в рациональном, так и чувственном познании, потребность в исследовательской деятельности с одной стороны и духовных путешествиях с другой, с основным мотивом – увидеть скрытые препятствия и возможности взаимодействия с ними, чтобы как-то облегчить и улучшить свою жизнь. Метод, хоть и является интеграцией различных психотерапевтических подходов и духовных познаний, представляет собой как система нечто большее, чем сумма элементов, и имеет под собой большой пласт фундаментальной малоизученной с доказательно - материалистической точки зрения информации, в котором еще предстоят открытия и объяснения. Однако, это не только не останавливает развитие метода, но и стимулирует специалистов к новым гипотезам и исследованиям. В то же время, у интересующихся расстановками существуют вопросы об их безопасности. В прочем, я и сама в начале знакомства с методом задавалась подобными вопросами: с чем связано «прилипание» расстановочных ролей, почему после расстановки не происходит чудесных перемен, а появляются не всегда приятные чувства, падает энергия, появляется апатия и тому подобные вещи. О некоторых аспектах техники безопасности, которые мне стали понятны, хочется поделиться. 1. Автономность, или способность сохранять свое я. Расстановочная работа, в которую включается практически вся группа, основана на проживании разных чувств. Это оказывает действие на всех участников – и на клиента, и на заместителей, и на наблюдателей, и на ведущего. Для того, чтобы не забывать о своей автономности, существуют: Ритуалы признания своей автономности. Терапевт может сказать клиенту: "я автономен и ты - автономен". Запоминание своего места - стула, обозначение этого факта другим участникам группы. После расстановки, если "не отпускает" роль, представить за собой своих родителей, а за персонажем роли - его родителей, проговорить: "я это я, у меня есть свои мама и папа, а ты - это ты, у тебя твои родители", или просто - "я - это я, а ты - это ты, мы - разные люди" Ритуалы снятия ролей. Кроме того, между расстановками обычно делаются перерывы, в которых происходит общение на отвлеченные темы, кофе-брейки, в которых можно сделать легкую гимнастику – все эти мероприятия способствуют переключению с переживаний предшествующей расстановки. Если же после заместительствования все же остаются какие-либо неприятные ощущения и чувства – скорее всего, что произошел резонанс с какими-то своими неисследованными темами. К слову сказать, чужие переживания цепляют не только в расстановках – например, читая книгу или смотря кино, включаются собственные переживания чувств, в долгой очереди в поликлинике чье-то обсуждение болячек оставляет неприятный осадок - это из той же оперы. Здесь может быть полезен навык самонаблюдения - в том, чтобы разобраться с какими мыслями или событиями связаны те или иные чувства, и привести к большей осознанности и связи с реальностью. Многие специалисты рекомендуют до того, как заявиться на расстановку, походить в группу как наблюдатель или заместитель, чтобы для себя до конца понять, подходит ли такой метод для решения собственных проблем, или нет. Я же склоняюсь к тому, что посмотреть и попробовать метод лучше на мастер -классах и специальных мероприятиях для знакомства как с методом, так и с работой конкретного специалиста - расстановщика. 2. Запрос. Запрос – то, с чем клиент пришел на расстановку – это заявление своей темы или проблемы – кому как ближе назвать. Это первая и очень важная часть расстановки. От того, какой запрос будет принят расстановщиком, будет зависеть и результат работы. Для сравнения – если на прием к врачу мы идем с жалобами или на мед. осмотр, то на расстановку мы идем с запросом. Важно, из каких побуждений делается запрос и есть ли у клиента силы на изменения после расстановки, - совпадает ли его «хочу» с его «могу». Ответственность за запрос лежит как на расстановщике (за принятие его в работу), так и на клиенте, потому как расстановщик работает с клиентом как со взрослым человеком, отвечающим за свои переживания и последствия своих решений. Если запрос звучит из желания получить сочувствие и/или поддержку - это один вариант. Работа по такому запросу может быть очень глубокой по своему содержанию и продвигающей клиента по жизни, но не являться расстановкой в полном смысле этого слова, а некоторые специалисты могут и не принять такой запрос. Если запрос клиента звучит как желание только «посмотреть» на то, что происходит в его жизни, семье или организации, то он, возможно, исходит из любопытства или даже из чего-то вроде излишней самоуверенности – «посмотрю, а дальше решу чего и как». Такой запрос может быть принят расстановщиком. Но тут есть важные нюансы по поводу ответственности. Во-первых, расстановка – НЕ экспертиза, НЕ репетиция, НЕ игра, НЕ экстрасенсорика, магия и гадание - это отражение бессознательного содержания души (емкое понятие) клиента. Расставляя образ системы, мы расставляем не реальных людей - мам, пап, бабушек и прочая, а мы расставляем представления клиента о них, неосознаваемые проекции, состояния, переживаемые в связи с элементами систем. Расстановочный образ по такому запросу может быть: а) непонятен и не прояснять ситуацию, - следовательно, у клиента может сложиться впечатление о неэффективности работы с последующим обесцениванием, б) ситуацию прояснит, но «решения чего и как» у клиента не возникнет – он просто честно посмотрит на то, что происходит, и так же может решить, что метод расстановки неэффективен, Во-вторых, - есть нюанс, связанный с наличием энергии или силы у клиента для того, чтобы «решать чего и как». Расстановка может прояснить не только ситуацию, но и то, что клиент находится в беспомощном по отношению к этой ситуации состоянии. И не всякий расстановщик возьмется как то менять ход работы – ведь запрос был на «посмотреть», и что дальше делать, не знает, а клиент, погруженный в чувства, может быть не способен что-либо сформулировать по ходу дела. В реальной жизни это как раз может проявляться, например, снижением жизненной энергии – если до расстановки клиента подзаряжала, например, энергия гнева, то после может появиться чувство беспомощности и растерянности от того, на что он «посмотрел». Поэтому, желая получить хороший результат расстановки, важно помнить, что расстановка - это внутренняя работа, с затратой энергии, требующая готовности посмотреть на свое бессознательное, на свои переживания и то, что за ними стоит, проживать сильные чувства, что-то признавать, а что-то отпускать и от чего-то отказываться. И знать, - а чего действительно хочется в результате работы. 3. Компетентность специалиста. Не смотря на заезженность темы, опустить этот пункт совсем не могу. Конечно же, компетентность это далеко не только дипломы. Но и звание «ученика Хеллингера» по книге или по одному непонятному семинару – сомнительный статус. Компетентность специалиста в работе (на мой скромный взгляд ) проявляется в его выборе сопровождать клиента в зависимости от запроса, в том числе в способности отказать, если в заявляемой клиентом области он чувствует собственное бессилие и признает его. В работе идти в рамках запроса и туда, куда клиент идти готов, без желания спасать клиента, навязывать свои конструкты, обещать сделать то, что он сделать не силах, и важно - отдавать клиенту его личную ответственность за те или иные решения, действия, чувства, и постоянно быть в контакте с клиентом . Отдавать ответственность клиенту с уважением, с принятием важности его выбора, без угроз и обесценивания – это значит признавать достоинство клиента А вообще, судя по практике, выбор специалиста клиентом все-таки происходит интуитивно, - как говорится, за свой рост клиент голосует ногами и рублем.
С пожеланиями удачных расстановок, Виктория Надеина, - автор статьи P.S. Уважаемые специалисты по расстановкам, прошу Вас поделиться своими наблюдениями по поводу техники безопасности в расстановочной работе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|