"Запрос" или с чего начинается помощь

Автор статьи: Даниил Макаров

                     Запрос или с чего начинается помощь


Я раскрою перед вами свое понимание понятия "запрос", выработанное более чем за десять лет, прошедших с момента моего собственного знакомства с этим термином.

Запрос - это тема работы с психологом.
Запрос - это то, чего ждут помогающие практики от своих клиентов, чтобы начать содержательную работу.

В большинстве подходов считается, что запрос совершенно необходим для того чтобы помощь вообще стала возможна. И поэтому часто львиную долю времени занимает именно формулирование запроса в том его виде, в котором с точки зрения обеих сторон (клиента и психолога) имеет смысл вести работу.

В разных подходах к оказанию психологической помощи разные требования к форме запроса. А в последние десятилетия появилось даже несколько направлений в которых работа возможна без конкретного запроса, в результате значение понятия размылось. 

А на практике наличие конкретного запроса все еще как минимум весьма желательно. Ведь он обеспечивает понимание клиентом того, что перемены в его жизни происходят именно в результате взаимодействия со специалистом. К тому же запрос дарит клиенту возможность понимать содержание работы и делать выводы относительно ее успешности.

Так как же сформировать запрос?

Запросы всегда формируются по-разному, ведь за каждым стоит своя неповторимая история и столь же неповторимый человек. Но чтобы сэкономить время и сделать работу со специалистом максимально эффективной с самого начала, попробуем разобраться, какими они вообще бывают. 

Я расскажу о тех типах запросов с которыми знаком лично

1. Исследовательский запрос. Чтобы сформировать такой запрос нужно понять, какая область твоей жизни или личности является сейчас для тебя неизведанной территорией и одновременно с этим вызывает твой интерес. Такие запросы звучат обычно следующим образом: Что мне мешает выстроить гармоничные отношения с партнером?; Почему мне долгое время снится один и тот же сон?; Откуда в моей жизни взялась проблема?; Я совершенно не знаю себя, хотелось бы понять какой я человек и что мне нужно сейчас от жизни? и т.д.

2. Жалобы. Такие запросы формулируются так: я чувствую себя плохо последние месяцы; у меня что-то не получается, из головы никак не выходит проблемная ситуация; никак не могу найти подходящую работу и т.д. В этом случае работа скорее всего будет сфокусирована на решении проблемы

3. Актуальный запрос. Такие запросы пришли к нам из психодрамы, они формируются из актуальных событий в жизни. Обычно они начинаются с вопроса психолога: что в твоей жизни в последнее время не дает тебе покоя, повторяется, возвращается раз за разом, вновь и вновь? Это может быть чувство или состояние, мысль или сфера жизни, которая привлекает внимание, какие-то события.

4. Спонтанный запрос. Иногда запрос формируется по ходу беседы, (такое часто происходит при регулярных занятиях). Процесс оформления такого запроса запускает психолог вопросом типа: "о чем тебе бы хотелось сегодня поговорить/ что кажется важным обсудить?" или, если психолог заметил, что клиент подает бессознательные сигналы, указывая на какую-то тему, может прозвучать ставшее притчей во языцех: “Вы хотите об этом поговорить?”

5. Запрос на развитие. Имеется в виду развитие каких-то качеств личности или нового способа существования (прим: “Научиться быть счастливым”), обычно такие запросы предполагают долгосрочную работу. Здесь люди приходят с тем, что хотят стать уверенными в себе, научиться жить самостоятельно (или в отношениях), раскрыть свой творческий потенциал и т.д.

6. На достижение цели. Здесь разъяснять особенно нечего. Любой хороший психолог без труда выступает как личный коуч, как тренер, который помогает человеку сформулировать адекватную, экологичную и измеримую цель, продумать стратегию ее достижения и пройти до конца по намеченному пути. 

7. Проблемы в отношениях. Немного отдельная тема - межличностные отношения. Если есть какие-то взаимоотношения, которые хотелось бы происследовать, улучшить или привести к какому-то конкретному желаемому результату - это тоже может быть темой работы, индивидуальной или парной.

8. Жалобы на других. Такое бывает довольно часто, например, клиент может придти с историей о том, что его сын сидит целыми днями за компьютером, муж пьет, а начальник - козёл и т.д. Психолог - не колдун, он не может повлиять на человека, которого нет в кабинете, но он может помочь клиенту поработать на некачественными отношениями, следствием чего может стать и изменение поведения лица, вызвавшего жалобу. Чаще всего такие запросы в конечном счете формулируются в виде запросов про отношения, но иногда они перемещаются и в другие типы.



                          

И теперь к тому с чего мы начали. Типы - вещь условная, в процессе работы запросы часто меняются, переформулируются помногу раз, переходят из одного класса в другой, все это в порядке вещей...

Что ж, надеюсь благодаря этой статье кому-то станет чуточку понятнее, что и зачем происходит в кабинете психолога, а также кто и почему к нам приходит. 

П.С. Большое спасибо за идею написать эту статью прекрасной доуле Марине Зориной. 



Просмотров: 598
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Запрос на процесс и запрос на результат
  • Запрос и зачем он нужен. Смена запроса в ходе терапии.
  • Запрос на работу с психологом
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Страх отношений как запрос на работу с психологом
  • Как помочь клиенту сформулировать запрос
  • Запрос на работу с собой: иллюзия саморазвития или реальный результат?
  • Запрос клиента "Помогите понять..."
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • Жалоба, запрос, проблема. Различия в ходе консультативной и терапевтической работы.
  • Часть 1. Валерия. Первая встреча. Запрос "Живу в голове, не чувствую тело".
  • Часть 2. Валерия. Первый рассказ о детстве. (***запрос "Живу в голове, не чувствую тело")
  • "Он меня никогда не любил!" - не клиентский запрос длинною в жизнь
  • Отношения и конфликты - популярнейший запрос, почему?
  • Как сформулировать свой запрос?
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • "Запрос" к психологу. Практическое задание
  • Запрос мужчины " Хочу мужчину"
  • "Многоуровневый запрос.Чтение и решение".
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • «Про отношения и котлеты» или «Как приготовить интересный запрос».
  • Как сформулировать расстановочный запрос.
  • Зачем нужен правильный запрос от клиента?
  • Как сформулировать запрос к школьному психологу.
  • как Сформулировать Запрос для обращения к психологу
  • Дети, которые ничего не хотят (родительский запрос)
  • К кому мой запрос?
  • Самый необычный запрос в практике
  • Пример сеанса. Запрос: Поиск себя...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь