Граница между психотерапией и пустой болтовней

Много статей написано о том, как правильно выбрать психолога. Хороших статей, с ценными рекомендациями, с критериями выбора.

И вот, допустим, все критерии соблюдены и всё вполне устраивает. И образование специалиста, и количество его личных часов в психотерапии, и членство в профессиональном сообществе, и парадигма, в которой работает, и резюме, и рекламное видео, и статьи, и отзывы клиентов, и цена, и возраст, и пол, и внешность, и манера общаться, и т.д. и т.п. и проч. Выбор сделан.

Как теперь понять, правильно ли то, что происходит на самих сессиях. Людей, не так давно обратившихся к психологу и не имеющих богатого клиентского опыта, это волнует ничуть не меньше.

Попытаюсь ответить на некоторые вопросы, заданные в открытом интернет пространстве одним из таких начинающим клиентов. Человеком, видимо, довольно подкованным, поскольку вопросы эти вполне мог бы задать и начинающий специалист. 

 

Как быть, если клиент - супер-рационализатор и манипулятор, и на приеме у психолога яростно рвется озвучивать свои бесконечные теории и объяснения своего и чужого поведения? (из личного опыта)

Что вообще делать с таким клиентом?))
Надо ли, и.. так скажем, как часто надо прекращать его словоизвержение?

Здесь нет единого ответа. В зависимости от обстоятельств.

Бывают случаи, когда человеку необходимо выговориться. И пока этого не произойдёт (иногда это занимает несколько сессий), психологу просто некуда бывает вставить своё слово. Да этого и не нужно. Потребность клиента на этом этапе взаимодействия в том, чтобы его просто слушали и принимали. Без оценок, без гипотез, без собственных интерпретаций... Этот этап, как бы долго он ни длился, рано или поздно заканчивается. И психолог берёт слово.

Если же продукт словоизвержения не личная история клиента, не его накопившиеся проблемы и чувства, а именно попытки рационализировать и/или манипулировать (или любой другой привычный для него способ взаимодействия в отношениях), которые возобновляются снова и снова, тогда психологу совсем невредно поинтересоваться у клиента, о чём это для него. Конечно, не ставя никаких диагнозов и не вынося никаких суждений типа «э-э, да Вы, батенька, манипулятор, как я погляжу». Просто спросить, почему так важно говорить сейчас именно об этом. Что клиент хочет, чтобы психолог понял о нём, когда рассказывает ему то-то и то-то. Или когда делится определёнными выводами.

Я обычно сверяюсь с клиентским запросом: помогает ли то, что сейчас происходит, приблизиться к ожидаемому результату. Если да то каким именно образом. Если нет тогда почему сейчас важно не двигаться к намеченной цели, а тратить время на что-то другое. Чем это другое ценно для клиента.

Где проходит граница между работой в ПТ и пустой болтовней?

Думаю, когда возникает это сомнение (о том, что терапия становится похожа на пустую болтовню), очень важно выяснить это с психологом. Увы, именно это клиенту чаще всего бывает сделать нелегко.

В своей практике стараюсь чаще сверяться с клиентом относительно того, как он относится к происходящему, что было для него полезного в сегодняшней сессии, и было ли что-то полезное, каковы его текущие ожидания от работы со мной, было ли сегодня что-то, о чём он хотел поговорить, но что осталось за рамками сессии.

Если есть ожидания, что психолог будет что-то делать для изменений клиента, а ему самому достаточно при этом просто присутствовать, это тоже обсуждаем. Обсуждаем формат работы, личный вклад каждого в эту работу и в ожидаемый результат. Рассказываю о том, что могу я и чего ожидаю от клиента. Границы здесь очень важны.

Разве ПТ не должен брать контроль над беседой, психотерапией, в свои руки?
Направлять разговор?

Психолог всегда идёт ЗА клиентом. ЗА его потребностями, в соответствии с его клиентским запросом. Это путь клиента. Психолог лишь помогает ему проходить этот путь. Говоря языком метафоры, светит ему фонариком. И в этом смысле да, психолог берёт контроль за тем, что происходит на психотерапевтической сессии. Чтобы клиент не блуждал впотьмах.

Ответственность клиента здесь  приносить материал для работы, себя самого, свои чувства, свои мысли. Обдумывать то, что происходит на сессиях, что-то переосмысливать, принимать новые для себя решения, которые сочтёт целесообразными. Осваивать новые способы взаимодействия в отношениях. То есть, идти свой путь.

Ответственность психолога уметь работать с материалом клиента (подразумевает навыки и техники), безусловно принимать клиента и его систему ценностей (это основа всего), давать тепло и силу, быть устойчивым, способным выдерживать самые сильные клиентские чувства, следить за собственной психологической гигиеной, обеспечивать безопасность и экологичность. То есть, быть рядом и светить фонариком).

Граница между психотерапией и пустой болтовней

 

Конечно, для того, чтобы всё это могло состояться, нужен хорошо сформулированный клиентский запрос. Цель. То самое, куда клиент хочет попасть в результате терапии. Чтобы оба, и клиент, и психолог, понимали, в каком направлении двигаться, и по мере продвижения имели возможность сверяться, не отклонились ли они от выбранного курса.

Но бывает, люди обращаются к психологу в состоянии, когда им плохо настолько, что они просто не могут сформулировать ничего более конкретного, кроме как «мне плохо, сделайте  так, чтобы мне стало лучше». И это нормально. Первичный запрос чаще всего именно так и выглядит. 

И тогда психолог аккуратно, в том темпе, который подходит клиенту (для каждого он будет свой), выясняет, как выглядит это «плохо», что в этом «плохо» с человеком происходит, как человек в нём оказался. И как могло бы для него выглядеть «лучше» или «хорошо». И постепенно, шаг за шагом, запрос приобретает всё более и более чёткие очертания.

Потом психолог с клиентом вместе выясняют, как можно попасть из пункта «плохо» в пункт «хорошо». Какими способами можно к этому «хорошо» добираться.

Это вовсе не означает, что озвученный однажды запрос остаётся неизменным во времени. По мере продвижения по своему пути человек меняется. Не сам человек, конечно, а что-то в нём меняется.  И, как естественное следствие таких перемен, его запрос меняется тоже. Ещё и поэтому так важно сверяться с запросом по мере продвижения в терапии.

Это далеко не всё из того, что отличает работу в психотерапии от «пустой болтовни». Это лишь некоторые ориентиры, которые можно иметь в виду, когда формат психотерапии совсем незнаком. Или когда знакомство очень поверхностное. Или когда знакомство более глубокое, но лишь теоретическое.

Важно: как только появились сомнения относительно того, верно ли идёт процесс терапии, эти сомнения лучше всего обсудить с психологом. Прояснить. Получить ответы на вопросы, возникающие в процессе совместной работы. Эти вопросы вполне уместны и достойны внимательного к ним отношения.

Желаю каждому клиенту встретить своего психолога. 

И пусть эта ВСТРЕЧА состоится. 



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Когда у клиента все плохо, - не пропустите причину
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • «О, как хорошо, когда мне плохо!», или просто о конфликтах.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Если не сейчас, то когда? Психолог, будь готов!
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Что делает психолог, когда ему плохо?
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • Встреча психолога и клиента. Как бывает.
  • Зачем психолог «лезет в душу», когда и так все плохо?!
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Зачем нужен правильный запрос от клиента?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь