Особенности проведения СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороком воли

В настоящее время в гражданском процессе одной из наиболее востребованных, наряду с судебно-психологической экспертизой (СПЭ) по делам о воспитании ребенка, является установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения. Поскольку данное направление судебной психологии, несмотря на его востребованность в юридической практике,  является малоисследованной проблемой, это обусловило необходимость рассмотрения данного вопроса в настоящей статье.

Особенности проведения СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороком воли

Экспертное заключение готовит судебный эксперт-психолог на основании постанов­ления следователя, прокурора, органа дознания, определения суда. По данному виду СПЭ ставится основной вопрос: «Мог ли подэкспертный понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (на момент совершения юридического договора)?».

Заключение включает ряд обязательных разделов. В формальной части эксперт-психолог дает обоснованную характеристику своей компетенции, в которой подробно описывает: фамилию, имя, отчество, уровень образования (специальность, квалификацию, год окончания, номер диплома), место работы, место и время проведения СПЭ, основание ее проведения. Затем следует подпись эксперта о том, что он предупрежден за отказ от дачи экспертного заключения и об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 УК РФ [2]. Далее, в зависимости от квалификации судебного дела, указываются соответствующие статьи ГК РФ  (177, 178, 179) [1], и излагается фабула дела.

В основной части СПЭ судебный эксперт-психолог подробно описывает результаты психологического исследования, которые включают в себя методы: опроса, психодиагностики, биографического метода, включенного наблюдения, контент-анализа материалов гражданского дела и т.п.

В заключительной части, на основании проведенной СПЭ, эксперт-психолог делает выводы только в рамках поставленного вопроса (вопросов), что исключает выхода им за рамки закона. В приложении указывается список литературы, а также прилагаются бланки тестирования.

Пример из практики. В АНО Консультационного центра «Поверенный» поступило определение суда по гражданскому делу № 27-3464/2016. На разрешение экспертизы был поставлен вопрос: «Могла ли Иванова Анна Ивановна 09.10.1935 года рождения, на дату подписания договора дарения от 14.01.2016, понимать значение совершаемых ею действий и руководить ими?»

Исследование проводилось с использованием методов опроса, биографического метода, включенного наблюдения, психодиагностических методик (MMPI, Дембо-Рубинштейна, методик «Слова наоборот», «Обратный счет», «Заучивание 10 слов», «Сюжетные картины»), метода сопоставления (сравнения данных, представленных документов и экспертного осмотра).  Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны в соответствии с ключами и инструкциями применявшихся психодиагностических методик, проинтерпретированы и проанализированы.

Согласно результатам психологического исследования, выявленные особенности выполнения тестов указывают на трудности оценки подэкспертной себя, своего поведения, которые характерны для людей с нарушениями когнитивных процессов (памяти, мышления, внимания). Причиной такого нарушения является невозможность сопоставить знание о своей личности, которое хранится в нашей памяти, используется в самооценке – и адекватно сравнить его с той информацией, которую предоставляет о нашей личности окружающий социум. Разрыв между взаимооценкой и самооценкой приводит  к тому, что индивид не может гибко, адекватно «подстраиваться», адаптироваться к меняющимся условиям общения и деятельности.

Эффективность ее произвольного запоминания крайне низкая, внимание отвлекаемое, неустойчивое. Память резко нарушена. Произвольное запоминание малого объема и непрочное.

Анализ психологических тестов показывает, что подэкспертная смысловые связи не устанавливает (игнорирует подсказки в виде костюмов персонажей и т.п.), составить единый рассказ, т.е. указать, что делают персонажи, с какой целью, не может.

Не может самостоятельно и адекватно использовать новую, незнакомую информацию для регуляции своего поведения. Дополнительно следует отметить, что испытуемая не может без посторонней помощи правильно ориентироваться во времени.

Следует добавить, что нарушения воли, внимания, памяти - важные составляющие клинической картины сенильной (старческой) деменции.  Проявленные в ходе выполнения данной диагностической пробы особенности мышления и речи показывают, что у подэкспертной  аналитико-синтетическая деятельность снижена, смысловые связи, позволяющие оценить ситуацию всесторонне, она не устанавливает. Мышление конкретное, позволяет отражать лишь отдельные, эмоционально значимые и связанные с привычным стереотипом действия, события и обстоятельства. Сложные отвлеченные умозаключения подэкспертная не проводит.

Способность руководить своими действиями всецело зависит от способности субъекта понимать их значение. Подэкспертная имеет быстро утомляемое внимание, резко нарушенную память, она не устанавливает смысловые связи, не производит сложные отвлеченные умозаключения, ей не доступна сложная мнемическая деятельность.

Из проведенного исследования был сделан вывод о невозможности подэкспертной руководить своими действиями при производстве сложных умозаключений: «Иванова Анна Ивановна 09.10.1935 года рождения не могла  на дату подписания договора дарения от 14.01.2016, понимать значение совершаемых ею действий и руководить ими».

Таким образом, при проведении СПЭ эксперт-психолог должен знать свои права и обязанности, закрепленные в ФЗ РФ «О государственной судебной экспертизе в РФ» [3]. Кроме того, владение им обширными познаниями в области общей, социальной, дифференциальной, юридической психологии, психологии личности, владение  в совершенстве методами психодиагностики, служит гарантом проведения им СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли, на высоком профессиональном уровне.

Список использованной литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Уголовный кодекс РФ.
  3. О государственной судебной экспертной деятельности в РФ / ФЗ-73 РФ от 31.05.2001.

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо»,  оставляйте свои отзывы.

Судебно-психологическая экспертиза проводится по адресу: 

127018, г. Москва, ул. Складочная, д. 1, стр. 15 тел./ факс: +7(495) 745-09-81

http://kcpov.ru/sudebnye-ekspertizy/specialnosti/



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог как судебный эксперт или как писать официальные психологические заключения
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Методологические аспекты судебной экспертизы с вопросами исследования идеальных следов преступления.
  • «Вычислить» маньяка невозможно? Эксперт о психологии людей, склонных к насилию
  • Беззащитная жертва при сделке с пороком воли (о возможностях судебно-психологической экспертизы)
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Итоги проведения исследования ситуативного самочувствия, настроения и активности
  • Заключение по результатам психодиагностического исследования в практике медпсихолога
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • Роль внимания в нашей жизни. Непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание.
  • "...Не следует принимать гостей, пока они не назовут дату своего отъезда".
  • Искусство руководить
  • Как руководить без стресса?
  • Психолог - герой. жертва или мастер своего дела?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Некоторые результаты исследования психологии холостяков
  • Может ли психолог консультировать сразу после окончания института?
  • Смысл и значение ошибочных действий
  • Работа с сопротивлением клиента. Смысловые связи
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Может ли помочь психолог человеку с шизофренией или клинической депрессией
  • Почему женщине не стоит руководить мужчинами, или Законы взаимоотношений
  • Отношения «Психолог-Клиент» в юридической практике
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Модель «картины мира» и ее значение в консультативной практике
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Список литературы по детской психологии
  • Профессии Арины Родионовны: няня, эксперт по «образу будущего» ребенка, тьютор



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь