|
Модель «картины мира» и ее значение в консультативной практикеАвтор статьи: Иванова Светлана Викторовна
Можно говорить о том, что мы постоянно отделены от мира вне нас. Сенсорные входы преобразуются в электрохимические импульсы по мере их передачи в центральную нервную систему. Следовательно, мы воспринимаем не реальность, а скорее неврологическую модель реальности. Из-за сходства в неврологических механизмах каждого из нас мы можем иметь и сходный опыт. Этот факт в сочетании с совместным социальным и культурным опытом дает возможность создать совместные модели, образующие основу наших социальных структур. Язык – это основной пример такой модели. Однако нет универсальной репрезентации опыта, а также никакой единой модели мира, точно подходящей для каждого. Сказанное имеет самое прямое отношение к консультативной практике. Оказывается, то, что может казаться «серым» консультанту, является «коричневым» в восприятии клиента. И это было бы небольшой проблемой, если бы не существовало социальных и индивидуальных фильтров, которые являются вторым и третьим уровнями в построении «картины мира». Основным примером социальных ограничений является язык. Язык кодирует воспринимаемые феномены в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь выделить смысл из опыта. Все развитие личности отражает широкое общество, в котором живет человек, - общественные институты, традиции, ценности, идеи и т.д. Социальные правила образуют определенные границы между тем, во что мы верим, как в возможное и невозможное, хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т.д. Можно сказать, что картина мира в этом смысле складывается из ряда «мифологических систем». Конечно, «миф» здесь понимается не как ложь или выдумка, но как некий способ структурирования и осмысления действительности. Каким бы не был концептуальный подход, психолог неминуемо сталкивается с проблемой представления консультируемому собственной концепции, с введением некой единой системы понятий, однозначной «мифологии», известной и консультируемому, и «клиенту». Тем не менее, все было бы достаточно просто и ясно, если бы человек не приходил к консультанту со своей «мифологией». У него есть не только свой «самодиагноз», но и нередко цельная интраконцепция его страдания и соответствующая ей форма избавления от него. В наше время специалисты выделяют, по меньшей мере, семь основных «мифов о помощи» (интраконцепций, мифологий клиента):
Каждую интраконцепцию (миф) можно описать с помощью ряда постоянных характеристик. В наиболее общем виде таких характеристик только две: во-первых, это ответ клиента на вопрос: «Что со мной происходит?», его представление о природе страдания, другими словами, формулировка вторичной потребности, часто следующей за блокировкой первичной потребности (в безопасности, любви и т.д.); во-вторых, это имя субъекта, избавляющего от страдания, указывающего путь к избавлению, по сути – имя субъекта, удовлетворяющего потребность. Используя данные константы, кратко опишем каждый из семи вышеназванных мифов. Житейский миф. Формулировка потребности в данном мифе часто заключается в такой фразе: «Мне нужен совет...» или «Мне нужно выговориться...». Субъектом же, удовлетворяющим эту потребность, может быть в зависимости от ориентации клиента или обстоятельств друг, мудрый сосед, либо родители, супруг (супруга), а иногда и случайный вагонный попутчик. Философский миф. В философском мифе формулировка потребности может звучать так: «Я не понимаю чего-то в жизни... Нуждаюсь в объяснении...». При более материалистической, рациональной ориентации клиента субъектом мифа становится ученый или объект, приобретающий значение субъекта – книга, журнал, то есть по сути то же философское знание, фиксированное в языке, слове (письменном, печатном). При более идеалистической, эмоциональной ориентации клиента субъектом скорее становится некий «учитель». Религиозный миф. Этот миф представляется клиентом в таких конструкциях: «Я нуждаюсь в вере...», «Меня наказал Бог...» и т.п. Оккультный (мистический) миф. При этом мифе языковая конструкция может быть следующей: «Меня сглазили... наслали порчу» и т.п. Медицинский миф. Этот подход, особенно касающийся не органических, а так называемых функциональных нарушений, также мифологизирован. Человек заявляет себе: «Я болен...» и требует «лечения». Психологический миф. В психологическом мифе формулировка потребности звучит примерно следующим образом: «У меня психологическая проблема...», соответственно нужен психолог, который может в ней разобраться. Псевдонаучный миф. Сам по себе этот миф крайне неоднороден, однако, наиболее мощными его ветвями являются парапсихология и астрология. Соответственно, страдание объясняется в биоэнергетических и иных псевдонаучных терминах, либо «проще», например, «неблагоприятным расположением звезд»... Конечно, все интраконцепции людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту, не могут быть строго изолированными и зачастую пересекаются и объединяются. К тому же к ним неминуемо начинают примыкать и более материальные вещи – социальный, правовой и другие аспекты. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|