Модель «картины мира» и ее значение в консультативной практике

Можно говорить о том, что мы постоянно отделены от мира вне нас. Сенсорные входы преобразуются в электрохимические импульсы по мере их передачи в центральную нервную систему. Следовательно, мы воспринимаем не реальность, а скорее неврологическую модель реальности. Из-за сходства в неврологических механизмах каждого из нас мы можем иметь и сходный опыт. Этот факт в сочетании с совместным социальным и культурным опытом дает возможность создать совместные модели, образующие основу наших социальных структур.

Язык – это основной пример такой модели. Однако нет универсальной репрезентации опыта, а также никакой единой модели мира, точно подходящей для каждого.

Сказанное имеет самое прямое отношение к консультативной практике.

Оказывается, то, что может казаться «серым» консультанту, является «коричневым» в восприятии клиента. И это было бы небольшой проблемой, если бы не существовало социальных и индивидуальных фильтров, которые являются вторым и третьим уровнями в построении «картины мира». Основным примером социальных ограничений является язык. Язык кодирует воспринимаемые феномены в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь выделить смысл из опыта. Все развитие личности отражает широкое общество, в котором живет человек, - общественные институты, традиции, ценности, идеи и т.д.

Социальные правила образуют определенные границы между тем, во что мы верим, как в возможное и невозможное, хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т.д.

Можно сказать, что картина мира в этом смысле складывается из ряда «мифологических систем». Конечно, «миф» здесь понимается не как ложь или выдумка, но как некий способ структурирования и осмысления действительности.

Каким бы не был концептуальный подход, психолог неминуемо сталкивается с проблемой представления консультируемому собственной концепции, с введением некой единой системы понятий, однозначной «мифологии», известной и консультируемому, и «клиенту».

Тем не менее, все было бы достаточно просто и ясно, если бы человек не приходил к консультанту со своей «мифологией». У него есть не только свой «самодиагноз», но и нередко цельная интраконцепция его страдания и соответствующая ей форма избавления от него.

В наше время специалисты выделяют, по меньшей мере, семь основных «мифов о помощи» (интраконцепций, мифологий клиента):

  • житейский;
  • философский;
  • религиозный;
  • оккультный;
  • медицинский;
  • психологический;
  • псевдонаучный.

 Каждую интраконцепцию (миф) можно описать с помощью ряда постоянных характеристик. В наиболее общем виде таких характеристик только две: во-первых, это ответ клиента на вопрос: «Что со мной происходит?», его представление о природе страдания, другими словами, формулировка вторичной потребности, часто следующей за блокировкой первичной потребности (в безопасности, любви и т.д.); во-вторых, это имя субъекта, избавляющего от страдания, указывающего путь к избавлению, по сути – имя субъекта, удовлетворяющего потребность.

Используя данные константы, кратко опишем каждый из семи вышеназванных мифов.

 Житейский миф.

Формулировка потребности в данном мифе часто заключается в такой фразе: «Мне нужен совет...» или «Мне нужно выговориться...». Субъектом же, удовлетворяющим эту потребность, может быть в зависимости от ориентации клиента или обстоятельств друг, мудрый сосед, либо родители, супруг (супруга), а иногда и случайный вагонный попутчик.

 Философский миф.

В философском мифе формулировка потребности может звучать так: «Я не понимаю чего-то в жизни... Нуждаюсь в объяснении...». При более материалистической, рациональной ориентации клиента субъектом мифа становится ученый или объект, приобретающий значение субъекта – книга, журнал, то есть по сути то же философское знание, фиксированное в языке, слове (письменном, печатном). При более идеалистической, эмоциональной ориентации клиента субъектом скорее становится некий «учитель».

Религиозный миф.

Этот миф представляется клиентом в таких конструкциях: «Я нуждаюсь в вере...», «Меня наказал Бог...» и т.п.

 Оккультный (мистический) миф.

При этом мифе языковая конструкция может быть следующей: «Меня сглазили... наслали порчу» и т.п.

 Медицинский миф.

Этот подход, особенно касающийся не органических, а так называемых функциональных нарушений, также мифологизирован. Человек заявляет себе: «Я болен...» и требует «лечения».

 Психологический миф.

В психологическом мифе формулировка потребности звучит примерно следующим образом: «У меня психологическая проблема...», соответственно нужен психолог, который может в ней разобраться.

 Псевдонаучный миф.

Сам по себе этот миф крайне неоднороден, однако, наиболее мощными его ветвями являются парапсихология и астрология. Соответственно, страдание объясняется в биоэнергетических и иных псевдонаучных терминах, либо «проще», например, «неблагоприятным расположением звезд»...

 Конечно, все интраконцепции людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту, не могут быть строго изолированными и зачастую пересекаются и объединяются. К тому же к ним неминуемо начинают примыкать и более материальные вещи – социальный, правовой и другие аспекты.



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Картина мира клиента в гештальт-подходе
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Ваши таланты и потребности мира
  • Целостное осознавание мира и наши потребности
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Реальности, в которых мы живем или Модели мира
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Каждый психолог сталкивается с этой проблемой в своей практике
  • Этот человек заставит вас делать неприятные вещи... или зачем нужен наставник?
  • Картины мира. Картина о счастье
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • "... не ТА" или преданность клиента своему консультанту...
  • Психологическая защита – может ли этот зонтик защитить от психологического ненастья?
  • Пример 2 (Об иллюзорности личной картины мира)
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Трансерфинг реальности. Подход клиента
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Зачем мне нужен психолог, я же не болен(на)! Или по каким вопросам можно обращаться к психологу
  • Психологический опыт клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь