|
Принятие и смирение в психотерапииАвтор статьи: Буркова Елена Викторовна
Часто во время психотерапии встаёт вопрос о необходимости принятия какого-то события и смирения с ним. Но женщина на сеансе говорит, например, «я не могу принять тот факт, что отец избивал меня, когда я была маленькой, я ненавижу его и никогда этого не приму!» И она будет по-своему права. Но принятие всё же необходимо – не для родителей, а для самого человека. Согласитесь, пока в нашей душе живут гнев, обида и ненависть, мы не можем жить полноценной жизнью, эти чувства будут разрушать нас изнутри – влиять на наше настроение, психическое и соматическое здоровье, отношения с близкими. Принятие и смирение необходимы нам, чтобы отпустить ситуацию, обрести покой в душе и жить в гармонии с собой и окружающими. Что же такое принятие и смирение, в чём между ними разница? Давайте попробуем разобраться. Принятие – это осознание происходящего в нас внутреннего конфликта, его причин и влияния на нашу жизнь, признание данного факта и согласия с ним (не на словах, а в душе). Принятие должно стать нашей внутренней позицией. Так, например, на групповой терапии человек при всех участниках встаёт и говорит: «Меня зовут Сергей. Я - алкоголик». Любые изменения возможны только через добровольное признание самому себе в существовании проблемы и внутреннее согласие на эти изменения. Смирение – следующий этап на пути к достижению душевного баланса. Смирение от слова «мир» - оно необходимо нам, чтобы быть в мире с собой и с окружающими. Так священнослужитель даёт напутствие человеку: «Иди с миром, сын мой». Что интересно, смирение вовсе не означает рабскую покорность всему, что с нами происходит. Смирение – это усмирение гордыни, соизмерение своих сил с недостижимым. Гордый человек постоянно находится в борьбе с самим собой и взваливает на себя непосильную ношу в виде чувств вины, обиды, злости, а потом не выдерживает и ломается – сначала психологически, а потом и физически – начинается слабость во всём теле, к этому может присоединиться ВСД, депрессия, телесные недуги. Также недостижимым является наше желание изменить человека против его воли. Эта задача – всё та же непосильная ноша, которую человек взваливает на себя, руководствуясь своей гордыней и нежеланием принимать действительность. Мы не можем насильно изменить человека – нам нужно либо принять этот факт и смириться с ним, либо пойти по другому пути. Недостижимым также является подавление чувств. Здесь можно привести метафору с выделительной системой организма – мы не можем постоянно удерживать в себе отходы нашей жизнедеятельности, они всё равно прорвутся наружу, либо приведут к зашлакованности. Наша душа тоже нуждается в очищении от фекалий в виде негативных чувств, которые невозможно удерживать в себе постоянно – надо давать им выход. Подавление чувств приводит сначала к усилению тревоги и раздражительности, а затем к присоединению других симптомов. Итак, мы приняли некий факт, который изменить мы не в силах, а смирение – это процесс дальнейшего существования с этим фактом, только уже находясь в мире и согласии с собой.
Слова Христа о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне, целенаправляют человека на то, чтобы он всё своё внимание, усердие, заботы и старания посвятил сегодняшнему дню и не беспокоился о будущем, т.к. сделанное им сегодня без «надрыва» и стремления перещеголять кого-то, обязательно принесёт свои плоды в будущем – «завтрашний сам будет заботиться о своем». Когда мы тревожимся о том, что ещё не произошло, мы лишаем себя энергии жить здесь и сейчас, а не живя полной жизнью сегодня, мы не сможем получить достойных плодов завтра, а если и получим, то за счёт собственного психического выгорания. Когда мы тревожимся о том, что уже свершилось – держим в себе обиды о прошлом, досаду, стыд, вину, мы также лишаем себя сил жить в настоящем. Не устаю приводить фразу мастера Угвея из мудрого мультфильма «Кунг-фу Панда»: «Прошлое забыто, грядущее закрыто…» Нужно жить настоящим, то есть подлинным, истинным, не поддельным. Настоя́щий. По происхождению это слово представляет собой действительное причастие настоящего времени от глагола «настояти».В Православной церкви есть старший монастырский сан – настоятель. Это заимствование из старославянского, означающее «тот, кто стоит». То есть, мы можем быть стойкими, «стоять на ногах», только если живём в настоящем, приняли его и живём в смирении с ним. Ещё мне нравится такая мысль: «Мы не можем изменить то, откуда мы пришли. Но мы можем выбрать, куда идти дальше». В любой ситуации человек имеет выбор, как поступить и куда двигаться. Дорогие читатели, мира в Вашей душе! Чтобы получить мою консультацию, перейдите по ссылке
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|