|
Агиодрама «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»: смирение гордыниАвтор статьи: Леонид Огороднов
Агиодрама «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»:
смирение монашеской гордыни (об агиодраме как психодраматической работе по житиям православных святых см. статью Агиодрама)
Павел Фивейский бежал в пустыню из страха, что он не вынесет мученических истязаний за веру, и прожил там более 90 лет, кормясь половинкой хлеба, который ему ежедневно приносила птица; к моменту встречи с Антонием (341 год) ему 113 лет. Антоний, ко времени инсценируемых событий уже достигший расцвета своей славы основоположника монашества, отправляется путешествовать по пустыне, чтобы преодолеть искушение, поскольку «ему пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал столь уединенную жизнь» (Все цитаты приведены из жития Павла Фивейского по Димитрию Ростовскому). Для Антония эта встреча служит в назидание для смирения пагубной гордыни; для Павла - это итог его долгих пустыннических подвигов, сродни «Ныне отпущаеши» Симеона Богоприимца. Если рассматривать эту встречу с точки зрения мифа, то главным героем мифодрамы оказывается Антоний (хотя мы немало поработали и с переживаниями Павла). В его путешествии (и в нашей постановке) присутствовала большая часть мифологических элементов, составляющих путь героя: Зов оставить привычную жизнь (голос в видении, призывающий оставить монастырь); Сомнения (в житии отсутствуют, но были озвучены в агиодраме); Страж на границе миров (Волчица, защищающая свою территорию, перед которой Антоний испытывает страх); Проводник (Волчица, направляющая Антония, который не знает, куда идти); Волшебный помощник (Волчица как посланник Божий); Пещера с сокровищами (пещера или скит, где живет Павел); Преодоление последнего препятствия (запертая дверь, которая открывается в ответ на молитву); Битва с драконом (преодоление гордыни, проявившейся в сравнении себя с Павлом); Получение сокровища (Птица, принесшая ем целый хлеб вместо обычной половины - по сути, Причастие); Обратный путь (в постановке отсутствовал, но в житии описано, как Павел, предчувствуя свою кончину, отправляет Антония в монастырь с просьбой принести ему епископскую мантию, подаренную тому св. Афанасием Великим; вернувшийся Антоний находит Павла почившим и с помощью животных хоронит его). В агиодраме примечательным оказался персонаж Волчицы, воплотивший сразу три значимых роли. Страх Антония, который присутствует в житии («на рассвете третьего дня он увидел вдруг волчицу, которая шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к пещере, в которой жил Святой угодник Божий Павел»), указывает на то, что у Волчицы есть функция стража границы между обыденным и священным миром. Да и Волчица в постановке прямо указала, что она защищает свою территорию. Роль Волчицы как проводника очевидна, поскольку Волчица буквально проводит Антония до пещеры Павла. Это был значимый момент в агиодраме, когда цель путешествия Антония стала для него предметной. На третью роль фигуры Волчицы - роль посланника Божия - агиодраматический Антоний отреагировал чувством вины за свою гордыню. Кульминационной сцене встречи двух святых предшествовала сцена, когда Павел запирает дверь перед приближающимся Антонием, и тот вынужден просить его разрешения войти в пещеру. Это был первый шаг к смирению гордыни, потребовавший, однако, специального разговора для удаления из сцены Волчицы. Этот разговор, помимо прочего, позволил четко определить три вышеупомянутых роли Волчицы. Просьба Антония приобрела в постановке традиционную форму монашеской просьбы о позволении войти: монах читает молитву, и если из-за двери раздается «Аминь», то это означает, что разрешение войти получено. Для агиодраматического Павла слова молитвы означали, что за дверью находится единоверец, что было для него важно и сделало разрешение войти естественным. В сцене встречи Антония с Павлом я ослабил директорский контроль и положился на спонтанность исполнителей ролей. И действительно, они быстро нашли такое комфортное для обоих расположение в пространстве, которое свидетельствовало о том, что Антоний принял Божественное назидание, олицетворенное Павлом, и перестал сравнивать себя с ним.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|