Агиодрама «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»: смирение гордыни

Автор статьи: Леонид Огороднов
Агиодрама «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»:

смирение монашеской гордыни

 (об агиодраме как психодраматической работе по житиям православных святых см. статью Агиодрама)

 

Павел Фивейский бежал в пустыню из страха, что он не вынесет мученических истязаний за веру, и прожил там более 90 лет, кормясь половинкой хлеба, который ему ежедневно приносила птица; к моменту встречи с Антонием (341 год) ему 113 лет. Антоний, ко времени инсценируемых событий уже достигший расцвета своей славы основоположника монашества, отправляется путешествовать по пустыне, чтобы преодолеть искушение, поскольку «ему пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал столь уединенную жизнь» (Все цитаты приведены из жития Павла Фивейского по Димитрию Ростовскому). Для Антония эта встреча служит в назидание для смирения пагубной гордыни; для Павла - это итог его долгих пустыннических подвигов, сродни «Ныне отпущаеши» Симеона Богоприимца.

Если рассматривать эту встречу с точки зрения мифа, то главным героем мифодрамы оказывается Антоний (хотя мы немало поработали и с переживаниями Павла). В его путешествии (и в нашей постановке) присутствовала большая часть мифологических элементов, составляющих путь героя: Зов оставить привычную жизнь (голос в видении, призывающий оставить монастырь); Сомнения (в житии отсутствуют, но были озвучены в агиодраме); Страж на границе миров (Волчица, защищающая свою территорию, перед которой Антоний испытывает страх); Проводник (Волчица, направляющая Антония, который не знает, куда идти); Волшебный помощник (Волчица как посланник Божий); Пещера с сокровищами (пещера или скит, где живет Павел); Преодоление последнего препятствия (запертая дверь, которая открывается в ответ на молитву); Битва с драконом (преодоление гордыни, проявившейся в сравнении себя с Павлом); Получение сокровища (Птица, принесшая ем целый хлеб вместо обычной половины - по сути, Причастие); Обратный путь (в постановке отсутствовал, но в житии описано, как Павел, предчувствуя свою кончину, отправляет Антония в монастырь с просьбой принести ему епископскую мантию, подаренную тому св. Афанасием Великим; вернувшийся Антоний находит Павла почившим и с помощью животных хоронит его).

В агиодраме примечательным оказался персонаж Волчицы, воплотивший сразу три значимых роли. Страх Антония, который присутствует в житии («на рассвете третьего дня он увидел вдруг волчицу, которая шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к пещере, в которой жил Святой угодник Божий Павел»), указывает на то, что у Волчицы есть функция стража границы между обыденным и священным миром. Да и Волчица в постановке прямо указала, что она защищает свою территорию. Роль Волчицы как проводника очевидна, поскольку Волчица буквально проводит Антония до пещеры Павла. Это был значимый момент в агиодраме, когда цель путешествия Антония стала для него предметной. На третью роль фигуры Волчицы - роль посланника Божия - агиодраматический Антоний отреагировал чувством вины за свою гордыню.

Кульминационной сцене встречи двух святых предшествовала сцена, когда Павел запирает дверь перед приближающимся Антонием, и тот вынужден просить его разрешения войти в пещеру. Это был первый шаг к смирению гордыни, потребовавший, однако, специального разговора для удаления из сцены Волчицы. Этот разговор, помимо прочего, позволил четко определить три вышеупомянутых роли Волчицы. Просьба Антония приобрела в постановке традиционную форму монашеской просьбы о позволении войти: монах читает молитву, и если из-за двери раздается «Аминь», то это означает, что разрешение войти получено. Для агиодраматического Павла слова молитвы означали, что за дверью находится единоверец, что было для него важно и сделало разрешение войти естественным.

В сцене встречи Антония с Павлом я ослабил директорский контроль и положился на спонтанность исполнителей ролей. И действительно, они быстро нашли такое комфортное для обоих расположение в пространстве, которое свидетельствовало о том, что Антоний принял Божественное назидание, олицетворенное Павлом, и перестал сравнивать себя с ним.

 Агиодрама Встреча Павла Фивейского и Антония Великого  смирение гордыни

 



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как во мне отзывается жизнь Митрополита Антония Сурожского
  • Агиодрама «Обращение Апостола Павла»
  • Агиодрама "Обращение Апостола Павла"
  • Агиодрама: психодраматическая работа по житиям православных святых
  • Как найти свою любовь? Ответ скрыт в постановке вопроса
  • Когда не можешь войти в открытую дверь
  • Записки психолога. Любовь вместо гордыни
  • Загляни в глаза своей гордыни
  • Одинокая волчица
  • Волчица. Женское начало
  • Ненасытная волчица - зависть
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как оставить себя в покое и перестать менять свою жизнь?
  • Психологическое понимание гордыни
  • Бес слёз и гнев Гордыни
  • Уважение к себе, не равно гордыни.
  • От гордости до гордыни - один шаг. Не перейдите границу!
  • Гнев гордыни: психолог не хочет на личную терапию
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект
  • Выбор, который мы делаем не в свою пользу
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • «Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица….." или "с кем не стоит работать психологу".
  • Как найти свою силу. О тренинге, который прошел 20 января 2019 г
  • Вовлеки себя в свою Жизнь! Вовлеки себя в свою Цель!
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Когда хочешь изменить себя и свою жизнь, но не меняешь
  • Как войти в настоящий момент? Практика.
  • Агиодрама «Леонид Устьнедумский»: преодоление сомнений
  • С чего начать, если Вы хотите изменить свою жизнь? 5 условий для гармонии с собой и миром.
  • Как улучшить свою жизнь - социальные роли.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь