«Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица….." или "с кем не стоит работать психологу".

Начинающему психологу с его желанием поскорее приобрести 3, нет 5, нет 10 клиентов в регулярной практике вкусно всё. Разные клиенты с разными запросами и разными, простите, причудами. И это совсем не плохо! Действительно чтобы развернулась в полной мере идентичность психолога, чтобы приобретён был опыт, и появилась устойчивость и опора на свои наработки, необходимо работать. На этом этапе очень трудно отвергать каких-либо клиентов или брать в работу только тех, кто действительно нацелен на результат, а не пришёл чтобы реализовать какие-то свои неосознанные стремления, например,  доказать вам, что ему помочь нельзя, или что он лучше психолог, чем вы, и тп.

Когда у вас уже устойчивая практика, то вывод о том, что не стоит брать в терапию тех или иных клиентов, что придут другие более осознающие, уважающие и тп, очень верный. Наступает понимание нужного баланса между работой и жизнью, более ясное ощущение  собственной эффективности, способности помогать.  Но до этого момента выстраивание жестких границ очень трудноосуществимо и многие начинающие психологи стараются помочь «разным» клиентам. Этот этап очень важен, поскольку позволяет приобрести бесценный опыт и выработать в последствии нужные границы, не просто опираясь на интроекцию, поучения старших коллег о том, каких брать, а каких не брать, а с опорой на собственный опыт и понимание, с кем и на каких условиях я буду работать, а с кем не буду.

Упомяну про три категории клиентов, решение о консультировании или терапии которых стоит действительно обдумать.

Первыми приходят в голову случаи серьёзной патологии, с которой вы не обучены работать. Так, если вы не клинический психолог,  не психиатр и вас не учили работать с людьми с психотическими расстройствами, то надо бы хорошо обдумать это решение и заручиться поддержкой опытного в такой работе супервизора, если вы всё же возьмётесь за эту работу.  Это клиенты с нарушением восприятия и мышления в форме бреда и галлюцинаций, не обязательно ярко проявляющимися в данный конкретный момент, но имеющими место в истории или случающимися периодически. Понимаю, что ясно описать психотика и то специфическое чувство, что возникает в контакте с ним, мне довольно трудно. Поэтому хочется написать, что стоит обсудить с супервизором случаи, когда переживания клиента кажутся «непонятными», странными, нелогичными, или появляется в контакте ощущение, что с другой стороны нет ясно очерченной личности (как бы странно это ни звучало). Пожалуйста, извините мне такую неясность, иначе перевести с психиатрического на психологический не получается.

Так вот за консультирование такого клиента, при отсутствии опоры на психиатра и опытного в работе с психозом супервизора, браться не стоит. Более всего из этических соображений. Поскольку очень мал шанс, что вы сможете помочь такому клиенту, даже если тот сможет платить за терапию.

Следующая категория, о которой я хочу написать – это люди, чьи ценности вы фундаментально не разделяете и не можете этим людям сочувствовать.  Мне очень ясна мысль о том, что если я не могу сочувствовать, то помогать не получится. Могу представить себе какую-то механическую когнитивно-поведенческую работу, но не уверена в том, что и она будет вполне полезной, в таком случае. Однако мне оказалось очень трудно себе представить такого клиента, которому я совсем  не могу посочувствовать. Может, конечно, мне просто очень везёт, но всё же мне кажется, что супервизия и работа над собою помогают лучше встать на позицию другого человека и разглядеть, прикоснуться к его переживаниям в его мире. При этом я могу вспомнить клиентов, которые очень сердили меня тем, как организовали свою жизнь. Для того, чтобы помогать такому клиенту, стоит решиться на регулярную супервизию этого случая. Думаю, что это может оказаться очень полезным не только для клиента.

Третья категория  - это люди с позицией «а пусть ещё психолог покажет, что он во мне заинтересован». Сюда относятся клиенты, имеющие разного рода трудности с границами. Про них написано и перенаписано, с ними сложно, их жалко, помогать им нужно, но не всегда хватает устойчивости и опыта. Это клиенты, требующие особого к себе отношения, способные звонить и писать в неурочный час и требовать заботы, заставляющие вас идти на индивидуальные уступки и особые условия для них, требующие продления сессии и «дайте мне пол часа умыться у вас в ванной», клиенты «но другие психологи делают скидки на скайп», или «у меня ЧП, приезжайте ко мне срочно, плачу любые деньги», или «ой нет, к вам далеко ездить, приезжайте к мне в офис». Опытному психологу ясно, что таким клиентам очень важны границы, что будет полезнее отстраивать их, но наше желание помогать, испуг за состояние клиента, желание расширить практику, заработать и прочее могут здесь играть с нами злую шутку, и тогда мы начинаем работать и платим за наше решение. Платим иногда временем, иногда деньгами, иногда самоуважением (поскольку такой клиент может всё и всех обесценить), платим потерей собственных границ и появлением неуверенности, можем даже заплатить дурной славой, поскольку этот клиент способен приложить усилия и растрезвонить, что вы плохой, некомпетентный и пр. Беря такого клиента в работу важно помнить: платить придётся точно! При поддержке супервизора можно научиться отстраивать границы и полезно работать с такими клиентами (опять же не со всеми), но всё равно платить придётся!!!

Думаю, что лучше не брать в практику клиентов, с которыми не учились работать, например детей. Либо стоит открыто говорить, о том, что вы будете «учиться» на этом клиенте. Не стоит также брать клиентов в нестабильном состоянии, склонных к самоповреждениям и суицидальному поведению, если не имеете специальной подготовки и не заручились поддержкой психиатра.

Возможно я перечислила не все категории клиентов, решение о работе с которыми требует тщательного обдумывания. Напишите в комментариях про своих трудных или невозможных клиентов. Этой заметкой я хочу поддержать начинающих психологов и подчеркнуть ценность профессиональной супервизии и саморазвития для таких специалистов.



Просмотров: 692
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Очень коротко про семейную терапию (для клиентов)
  • Как не стоит писать, чтобы не "спасать", а получать обращения реальных клиентов?
  • У каких психологов есть клиенты и у каких психологов нет клиентов?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Очень простой способ, как понять, стоит ли дальше быть с этим человеком.
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Как убедить себя работать, если работать совсем не хочется
  • Как работать с чувствами, если партнёрам трудно говорить об этом вслух?
  • Если очень хочется кому-то помочь… 2
  • Если очень хочется кому-то помочь…
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Если очень хочется кому-то помочь… Отступление от темы
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Ему очень не везло до этого! Вот решение...
  • Зачем работать с созависимостью при разных запросах клиентов
  • Как не звонить, если очень хочется?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Самопомощь, если вам очень трудно. Два взгляда, несколько работающих техник.
  • Мысли-вирусы или чему не стоит учиться у клиентов
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Где брать женскую энергию? Почему у некоторых женщин энергии очень много, а у других ее почти нет?
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Где брать клиентов?
  • Очень простые ответы на очень сложные вопросы
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Выбор партнера. Стоит ли брать пример с более успешной подруги.
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Типы клиентов - или стоит ли надеяться и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь