|
Записки психолога. Любовь вместо гордыниАвтор статьи: Васюков Игорь Леонидович
В предыдущей статье мы выяснили, что любовь к ребенку может быть разной. Есть «родительская» любовь, когда родители занимают позицию: «Я лучше знаю, что тебе нужно» и лишают при этом ребенка прав, нагружая взамен всяческими обязанностями долженствованиями. Стоит упомянуть любовь жертвенную, когда родители удовлетворяют потребности и желания ребенка в ущерб собственным интересам. Мы учим родителей, как проявлять любовь, характерную для взрослого здорового человека. В первую очередь, необходимо отказаться от позиции всезнайки. В христианстве эта черта характера включена в семь смертных грехов и обозначается как гордыня. Психологи называют ее эгоцентризмом. Мы не будем делать анализ терминов. Важно понимать, что при вступлении в контакт с ребенком, равно, как и с другими людьми, нужно помнить, что вы не Бог. Иначе такая позиция взрослого называется смирением. Прежде, чем донести до ребенка, как вам кажется, свою «истину», задайте себе вопросы: - А с чего я взял(а), что это действительно так? - Не навязываю ли я сейчас свою волю? - Что сейчас мной движет, любовь к ребенку или мой эгоцентризм? - Чего я боюсь? Как правило, проявлять любовь мешает гордыня. Маленькая двухлетняя дочка открыла мамино трюмо, взяла помаду и измазала ей мебель и стены. Мама в гневе кричит на нее: «Сколько раз я тебе говорила, что нельзя брать мою помаду! Гулять не пойдешь!»
Психологу эта говорит: «А что же мне теперь ее благодарить за это и по головке гладить? А потом она все стены моей косметикой изрисует? Я же ей говорила, что нельзя!»
Я, я, я… Она считает, что если она что-то сказала, то это имеет какую-то силу. А когда практика показала, что нет, не имеет, она кричит от своей беспомощности на дочь и пытается усилить свою власть запретом и наказанием.
Я предлагаю маме описать ситуацию так, как ее могла видеть дочь: - Расскажи, что произошло? - Я взяла у мамы помаду. - Для чего? - Я видела, как она красила ей губы, и мне тоже захотелось сделать, как она. - Что было дальше? - Я стала рисовать. Я очень люблю рисовать. Мама меня хвалит, когда я рисую. Я хотела, чтобы ей понравилось, и чтобы она меня похвалила. (У мамы потекли слезы). Потом в комнату вошла мама и закричала, что я взяла помаду. - Что ты чувствовала? - Я испугалась. Я не понимала, что происходит. Мама меня ругала. Я плохая. Я заплакала. В следующей части консультации я спросила у мамы: «А как вы могли бы проявить свою любовь к ребенку в этой ситуации теперь, зная о том, что в вас есть смирение, и вы больше не думаете, что можете запрещать дочери что-то делать?» - Ну, я бы сначала очень удивилась. Я бы попросила ее вернуть мне помаду. Я бы сказала ей, что мне жаль помаду. Что нужно как-то устранять последствия ее творчества. Предложила бы ей очистить вместе со мной стены. Рассказала бы еще раз, что значить мои вещи и ее вещи. Что нужно спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь. Еще я хочу научиться договариваться с ребенком. - Прекрасно, этому мы можем посвятить нашу следующую встречу…
Совместно с Юлией Васюковой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|