|
Агиодрама «Леонид Устьнедумский»: преодоление сомненийАвтор статьи: Леонид Огороднов
Агиодрама «Леонид Устьнедумский»: преодоление сомнений (об агиодраме как психодраматической работе по житиям святых смотри статью Агиодрама) В первый раз история Леонида была поставлена по моей просьбе моей коллегой-психодраматистом на конференции в Санкт-Петербурге со мною в качестве протагониста. Во второй раз она открывала пилотный цикл агиодрам, который я вел в марте-апреле 2010 года. Эта агиодрама для меня особенная. Во-первых, потому что исторически она была первой; во-вторых, потому что это единственная агиодрама, в которой я побывал и протагонистом, и ведущим. Ну, и самое главное - это то, что история «моего» святого, которую мне однажды захотелось прожить в психодраме, положила начало агиодраме. дающей возможность встречи со святыми. Краткий пересказ жития Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонье (ныне - Ярославская область). Он был крестьянином, и занимался земледелием до тех пор, пока в 1603 году, то есть в 52-летнем возрасте ему не является во сне Божия Матерь, повелевшая ему отправиться в Моржегорскую пустынь (современная Архангельская область), взять Ее икону, отнести на реку Луза (Кировская область) и построить там храм. Леонид считает, что он не достоин явления Богоматери, и не исполняет поручения, однако отправляется в Кожеозерскую пустынь и принимает постриг. В течение года он подвизается там келарем, и тогда Богоматерь является ему во второй раз и снова велит идти в Моржегорскую пустынь. Леонид, никому открыв своих видений, уходит из Кожеозерского монастыря, но идет не туда, куда ему было сказано, а в Соловецкий монастырь, где три года подвизается пекарем. Божья Матерь является ему в третий раз. Леонид пугается, советуется с игуменом, и отправляется, наконец, в Моржевскую пустынь, где в течение еще года молится, не открывая цели своего прихода. Богоматерь является ему в четвертый раз, после чего он открывается настоятелю, берет икону и идет в назначенное место, где селится в небольшой избушке. Местные язычники не позволяют ему строить храм; в глухом лесу он встречается с богатым крестьянином и строит на месте их встречи часовню, а вскоре - и монастырь, архимандритом которого становится по благословению Ростовского архиепископа. Задумав перенести стоявший в болоте монастырь в сухое место, 60-летний Леонид в одиночку копает двухкилометровый канал, чтобы осушить болота. Во время работ его кусает ядовитая змея, хотя в этой местности змей не водилось. Леонид молится Богородице, и слышит голос, который говорит ему: "Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”. По завершении работ, Леонид называет новоявленную реку Недумой, а монастырь в ее устье - Устьнедумским. Спустя несколько десятилетий монастырь снова переносят в 1652 году. Умирает Леонид 17 июля 1654 в возрасте 103 лет. Мои впечатления как протагониста Как протагонист, я воспринял житие Леонида как историю преодоления сомнений, неуверенности и страха. Агиодраматическая фигура Сна, повелевающего покинуть привычный мир (в нашей постановке - семью: жену, детей и внуков) и отправиться в неизвестность пугала не на шутку. Страх трансформировался в неуверенность в себе ("кто я такой, чтобы Богоматерь обо мне промышляла?") и в обесценивание, профанацию происходящего ("это же просто сон!") В то же время, присутствовал и другой страх - страх того, что это может оказаться правдой, - который не давал возможности успокоиться и забыть тревожащий сон. Уход в Кожеозерскую пустынь явился бегством от этих двух страхов, компромиссом: я, вроде бы, ушел от привычного образа жизни, и тем самым отчасти выполнил повеление; но и в дремучий лес близ поселения злых язычников не отправился. Жизнь в Кожеозерском монастыре ничего принципиально не изменила - я, как Леонид, нашел новое относительно спокойное место, где исполнение пусть и тяжелых, но привычных обязанностей не позволяло подолгу задумываться о призвании. Повторное сновидение лишь добавило тревоги и заставило сменить один монастырь на другой. Однако и это изменение имело, как оказалось позже, свой смысл - оно приближало Леонида к точке невозврата, которая была пройдена в Соловецком монастыре после третьего явления Пресвятой Девы. Для меня было важно поговорить с настоятелем, тем самым переложив на него часть ответственности за принятое решение. Четвертое сновидческое явление было для меня не пугающим, а поддерживающим уже принятое решение. Я, как монах, уже решил исполнить волю Богородицы, но по душевной слабости, откладывал его реализацию. При анализе (в самой агиодраме мы как-то не обратили на это внимание) оказалось особенно важным, что в этот раз Леонид вступил в беседу с Богородицей, попросив ее показать икону и то место, куда он был должен ее отнести. Житийный Леонид, как мне кажется, тем самым окончательно принял позицию исполнителя воли Богоматери, удостоенного Ее особого внимания. Я же в процессе агиодрамы в таких категориях не мыслил, я просто чувствовал, как тревога и страх сменились уверенностью в себе и готовностью действовать. Агиодрама, в которой я был протагонистом, на этом закончилась. Открытием второй постановки, которую я вел, для меня стало почти физическое ощущение того труда, которое Леонид вложил в реализацию принятого решения. Выполнить принятое решение без божественной помощи было бы для него невозможно.
Из интервью с участницей агиодрамы
ЛО: Хорошо. Какие драмы, кроме твоих собственных, запомнились тебе больше всего? Ольга: Кроме? Первое впечатление – Леонид Устьнедумский, потом святой Фома, Хрисанф и Дарья, агиодрама про Павла и про Николая Угодника. ЛО: Бальзам на душу! Давай так и пойдем. Леонид Устьнедумский: какие сцены тебе запомнились? Ольга: Времени прошло много, и сейчас мне трудно разделить, что запомнилось по прочтении жития, а что запомнилось из самой агиодрамы. В моем восприятии это единое целое. ЛО: И все-таки, какая эмоция, какая картинка запомнились в драме? Ольга: Запомнилась картинка – Леонид с иконой посреди леса. Он уже добыл икону Богородицы, но находится в состоянии безысходности – его выгнали, ему негде строить обитель, он заблудился в этом болоте. В этом состоянии он обращается к Богородице, и появляется человек… не помню, кто. И они построили сначала часовню, потом монастырь… То есть приходит помощь, посреди болот и лесов, где ей, вроде бы, неоткуда было бы взяться. Для меня это было очень мощным переживанием… А кем я была в агиодраме? – Я была иконой. Вторая сцена – это когда он осушает болото и его кусает змея… Повторение состояния безысходности… Это очень тяжело – копать этот ров, я ощутила это состояние, бесконечная рутинная физическая работа, которая может ни к чему и не привести. С природой трудно справиться, да еще из этой природы и змея, хотя змей там отродясь не водилось, его кусает. Так вот, сила веры (не сила духа, с ней и так все в порядке) позволяет ему выстоять – даже когда кусает змея, ничего еще не заканчивается. Вот не помню только, что дальше случилось? Рана зажила? ЛО: Тут самое интересное: ему опять явилась Богородица, и сказала: «НЕ ДУМАЙ бежать, продолжай свое дело». Потому и река Недума, потому он и Устьнедумский. Ольга: Потому у меня основная тема этой агиодрамы – это про жизнь через разум, через голову… Когда идея, которая приходит в голову, полностью захватывает сознание человека, то, если у него при этом нет веры, идея уведет его от самореализации. Это была первая агиодрама и первая попытка поверить, что на веру можно опираться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|