Агиодрама «Леонид Устьнедумский»: преодоление сомнений

Автор статьи: Леонид Огороднов

Агиодрама «Леонид Устьнедумский»: преодоление сомнений

(об агиодраме как психодраматической работе по житиям святых смотри статью Агиодрама)

В первый раз история Леонида была поставлена по моей просьбе моей коллегой-психодраматистом на конференции в Санкт-Петербурге со мною в качестве протагониста. Во второй раз она открывала пилотный цикл агиодрам, который я вел в марте-апреле 2010 года.

Эта агиодрама для меня особенная. Во-первых, потому что исторически она была первой; во-вторых, потому что это единственная агиодрама, в которой я побывал и протагонистом, и ведущим. Ну, и самое главное - это то, что история «моего» святого, которую мне однажды захотелось прожить в психодраме, положила начало агиодраме. дающей возможность встречи со святыми.

Краткий пересказ жития

Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонье (ныне - Ярославская область). Он был крестьянином, и занимался земледелием до тех пор, пока в 1603 году, то есть в 52-летнем возрасте ему не является во сне Божия Матерь, повелевшая ему отправиться в Моржегорскую пустынь (современная Архангельская область), взять Ее икону, отнести на реку Луза (Кировская область) и построить там храм. Леонид считает, что он не достоин явления Богоматери, и не исполняет поручения, однако отправляется в Кожеозерскую пустынь и принимает постриг. В течение года он подвизается там келарем, и тогда Богоматерь является ему во второй раз и снова велит идти в Моржегорскую пустынь. Леонид, никому открыв своих видений, уходит из Кожеозерского монастыря, но идет не туда, куда ему было сказано, а в Соловецкий монастырь, где три года подвизается пекарем. Божья Матерь является ему в третий раз. Леонид пугается, советуется с игуменом, и отправляется, наконец, в Моржевскую пустынь, где в течение еще года молится, не открывая цели своего прихода. Богоматерь является ему в четвертый раз, после чего он открывается настоятелю, берет икону и идет в назначенное место, где селится в небольшой избушке. Местные язычники не позволяют ему строить храм; в глухом лесу он встречается с богатым крестьянином и строит на месте их встречи часовню, а вскоре - и монастырь, архимандритом которого становится по благословению Ростовского архиепископа.

Задумав перенести стоявший в болоте монастырь в сухое место, 60-летний Леонид в одиночку копает двухкилометровый канал, чтобы осушить болота. Во время работ его кусает ядовитая змея, хотя в этой местности змей не водилось. Леонид молится Богородице, и слышит голос, который говорит ему:

"Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”.

По завершении работ, Леонид называет новоявленную реку Недумой, а монастырь в ее устье - Устьнедумским. Спустя несколько десятилетий монастырь снова переносят в 1652 году. Умирает Леонид 17 июля 1654 в возрасте 103 лет.

Мои впечатления как протагониста

Как протагонист, я воспринял житие Леонида как историю преодоления сомнений, неуверенности и страха. Агиодраматическая фигура Сна, повелевающего покинуть привычный мир (в нашей постановке - семью: жену, детей и внуков) и отправиться в неизвестность пугала не на шутку. Страх трансформировался в неуверенность в себе ("кто я такой, чтобы Богоматерь обо мне промышляла?") и в обесценивание, профанацию происходящего ("это же просто сон!") В то же время, присутствовал и другой страх - страх того, что это может оказаться правдой, - который не давал возможности успокоиться и забыть тревожащий сон. Уход в Кожеозерскую пустынь явился бегством от этих двух страхов, компромиссом: я, вроде бы, ушел от привычного образа жизни, и тем самым отчасти выполнил повеление; но и в дремучий лес близ поселения злых язычников не отправился.

Жизнь в Кожеозерском монастыре ничего принципиально не изменила - я, как Леонид, нашел новое относительно спокойное место, где исполнение пусть и тяжелых, но привычных обязанностей не позволяло подолгу задумываться о призвании. Повторное сновидение лишь добавило тревоги и заставило сменить один монастырь на другой.

Однако и это изменение имело, как оказалось позже, свой смысл - оно приближало Леонида к точке невозврата, которая была пройдена в Соловецком монастыре после третьего явления Пресвятой Девы. Для меня было важно поговорить с настоятелем, тем самым переложив на него часть ответственности за принятое решение.

Четвертое сновидческое явление было для меня не пугающим, а поддерживающим уже принятое решение. Я, как монах, уже решил исполнить волю Богородицы, но по душевной слабости, откладывал его реализацию. При анализе (в самой агиодраме мы как-то не обратили на это внимание) оказалось особенно важным, что в этот раз Леонид вступил в беседу с Богородицей, попросив ее показать икону и то место, куда он был должен ее отнести. Житийный Леонид, как мне кажется, тем самым окончательно принял позицию исполнителя воли Богоматери, удостоенного Ее особого внимания. Я же в процессе агиодрамы в таких категориях не мыслил, я просто чувствовал, как тревога и страх сменились уверенностью в себе и готовностью действовать.

Агиодрама, в которой я был протагонистом, на этом закончилась. Открытием второй постановки, которую я вел, для меня стало почти физическое ощущение того труда, которое Леонид вложил в реализацию принятого решения. Выполнить принятое решение без божественной помощи было бы для него невозможно.

 

Из интервью с участницей агиодрамы

 

ЛО: Хорошо. Какие драмы, кроме твоих собственных, запомнились тебе больше всего?

Ольга: Кроме? Первое впечатление – Леонид Устьнедумский, потом святой Фома, Хрисанф и Дарья, агиодрама про Павла и про Николая Угодника.

ЛО: Бальзам на душу! Давай так и пойдем. Леонид Устьнедумский: какие сцены тебе запомнились?

Ольга: Времени прошло много, и сейчас мне трудно разделить, что запомнилось по прочтении жития, а что запомнилось из самой агиодрамы. В моем восприятии это единое целое.

ЛО: И все-таки, какая эмоция, какая картинка запомнились в драме?

Ольга: Запомнилась картинка – Леонид с иконой посреди леса. Он уже добыл икону Богородицы, но находится в состоянии безысходности – его выгнали, ему негде строить обитель, он заблудился в этом болоте. В этом состоянии он обращается к Богородице, и появляется человек… не помню, кто. И они построили сначала часовню, потом монастырь… То есть приходит помощь, посреди болот и лесов, где ей, вроде бы, неоткуда было бы взяться. Для меня это было очень мощным переживанием… А кем я была в агиодраме? – Я была иконой.

Вторая сцена – это когда он осушает болото и его кусает змея… Повторение состояния безысходности… Это очень тяжело – копать этот ров, я ощутила это состояние, бесконечная рутинная физическая работа, которая может ни к чему и не привести. С природой трудно справиться, да еще из этой природы и змея, хотя змей там отродясь не водилось, его кусает. Так вот, сила веры (не сила духа, с ней и так все в порядке) позволяет ему выстоять – даже когда кусает змея, ничего еще не заканчивается. Вот не помню только, что дальше случилось? Рана зажила?

ЛО: Тут самое интересное: ему опять явилась Богородица, и сказала: «НЕ ДУМАЙ бежать, продолжай свое дело». Потому и река Недума, потому он и Устьнедумский.

Ольга: Потому у меня основная тема этой агиодрамы – это про жизнь через разум, через голову… Когда идея, которая приходит в голову, полностью захватывает сознание человека, то, если у него при этом нет веры, идея уведет его от самореализации. Это была первая агиодрама и первая попытка поверить, что на веру можно опираться.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сегодня про совместимость. Нина Шацкая и Леонид Филатов.
  • Агиодрама: психодраматическая работа по житиям православных святых
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Агиодрама "Обращение Апостола Павла"
  • Агиодрама "свт. Николай Чудотворец": сепарация дочери от отца
  • Агиодрама «Обращение Апостола Павла»
  • Я знаю, почему с другими не получалось. Просто потому, что тебе не нужен “другой”, тебе нужен воин.
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Агиодрама «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»: смирение гордыни
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Тебе НЕ стать богатым, если ты делал ЭТО в этом году!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • «Да какое тебе дело до меня?! Оставь меня, меня не исправить!» Случай из практики
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • На шее у меня не место тебе
  • "Я толстая, потому что у меня медленный обмен веществ"
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Женщина, которая была "замужем" за своим прошлым
  • Агиодрама «Гимн любви»
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь