Агиодрама "Обращение Апостола Павла"

Автор статьи: Леонид Огороднов

Леонид Огороднов

Агиодрама «Обращение Апостола Павла»

 

Обращению Павла было посвящено множество агиодрам, как образовательных, так и психотерапевтических. Начнем с рассказа о ранних годах и обращении Савла. При постановке агиодрам в качестве источников я использовал Деяния Апостолов, житие свт. Дмитрия Ростовского и главу "Жизнь и труды апостола Павла" святителя Иннокентия, еп. Херсонского из кн. "Жития святых, писанные святыми". Можно также использовать три лекции, посвященные ап. Павлу, из курса по агиографии Е.В. Бездетко.

 

Происхождение, воспитание и обращение ап. Павла

 

Происхождение, ранние годы Савла. Савл рождается в Киликии, в городе Тарсе, известном греческой академией. Савл принадлежит к Вениаминову колену, его отец при этом имеет потомственное римское гражданство. От отца Савл наследует и профессию — изготовление палаток, которая в дальнейшем позволяет ему кормиться своими трудами. В ранние годы Савл переезжает в Иерусалим, где учится фарисейской мудрости у Гамалиила.

Участие в побиении первомученика Стефана и участие в гонениях христиан. Во время побиения камнями диакона Стефана молодой Савл, ревностный защитник отеческой веры, сторожит одежды убийц (Деян. 7:58). «Савл же одобрял убиение его» (Деян. 8:1). Считая христианство сектой, представляющей опасность для иудаизма, Савл принимает активное участие в последовавших за казнью Стефана гонениях. Вот как он сам рассказывает об этом: «...и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (Деян.26: 9-11).

Поскольку христиане, рассеявшиеся их Иерусалима, основывают общины в других городах, ревностный фарисей Савл по благословению первосвященников, отправляется искоренять «секту» в Дамаск.

Обращение Савла по дороге в Дамаск. Савл ослеп (Деян. 9:1-8). По дороге в Дамаск Савлу является Христос. Между ними происходит диалог, потрясенный Савл спрашивает, что ему делать и получает повеление продолжить путь. Савл слепнет.

Анания из Дамаска исцеляет Савла (Деян. 9:9-19). Анания, христианин из Дамаска, в видении получает повеление придти к Савлу и исцелить его слепоту. Анания сомневается, но исполняет повеление. Савл принимает Крещение.

Савл начинает проповедовать Христа в Дамаске (Деян. 9:20-22).

Бегство из Дамаска, проповедь Савла в Иерусалиме и отъезд в Тарс (Деян. 9:23-30). Иудеи хотят убить Савла, но христиане спасают его, тайно выведя из города. Павел отправляется в Иерусалим, но христиане не верят ему. Друг Павла ап. Варнава отправляется к Апостолам и свидетельствует о его обращении. Павел проповедует в Иерусалиме, но ему снова угрожает опасность и христиане отправляют его на родину, в Тарс.

В Послании к Галатам ап. Павел дополняет текст Деяний, : «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (Гал. 1:15-18). Этот текст позволяет предположить, что три года ушли на осмысление Савлом явления ему Господа.

Павел и Варнава основывают Церковь в Антиохии (Деян. 11:19-30). Ап. Варнаве поручено окормлять Антиохийскую церковь, он разыскивает в Тарсе Савл, и они в течение года они учат в Антиохии. Здесь впервые возникает наименование «христиане». Пророки предсказывают голод и Апостолы собирают пожертвования в пользу Иерусалимской общины.

 

***

 

Агиодрамы, посвященные принятию ап. Павлом (Савлом) христианства, мы ставили много раз, как в образовательном, так и в психотерапевтическом формате. Постановка основана на событиях из жития, которые я описал выше и предполагает следующие сцены: 1. воспитание Савла Гамалиилом; 2. участие в убиении первомученика Стефана; 3. обращение на пути в Дамаск и крещение в Дамаске; 4. присоединение к Апостолам в Иерусалиме.

Здесь я приведу текст Юлии Трухановой о постановке обучающей агиодрамы в Воскресной школе и впечатления участницы психотерапевтической агиодрамы. Оригинальный текст приведен в кавычках, мои комментарии — без кавычек.


Обучающая агиодрама


«Следующая сцена увела нас в Иерусалим первого века, где Савл, Варнава и Стефан учатся у раввина Гамалиила, Варнава и Стефан становятся христианами, а Савл не одобряет их веры. На роль Савла группа выбрала Матвея, на роли Варнавы и Стефана – две девочки, Ану и Машу, остальная группа представляла иудейских учителей».

Ап. Варнаву Предание действительно называет соучеником Савла, именно Варнава свидетельствует Апостолам о его обращении, они вместе учат в Антиохии. В агиодрамах Варнава всегда оказывается очень значимым персонажем в житии Павла.

Первомученика диакона Стефана считают дальним родственником Павла, но об их совместном обучении у Гамалиила нигде не говорится. О роли самого Гамалиила я скажу чуть позже.

«После проповеди Стефана приводят на суд, где осуждают и побивают камнями. Тут Судьи и даже Савл захотели отпустить Стефана, Тем более, что присутствовавший в сцене Гамалиил (им была Таня) говорил о том, что если «Дело сие от человеков, то само разрушится, а если от Бога, то как бы нам не стать врагами Божьими». Мне пришлось вернуть группу к тексту Деяний, после этого Матвею наконец удалось войти в роль Савла - гонителя христиан».

В Деяниях Апостолов казнь Стефана описана так: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7: 55-59). Для иудеев вообще, и для ревностного фарисея Савла слова Стефана об Иисусе, находящегося по правую руку от Бога, звучали как богохульство. Поэтому «Савл…одобрял убиение его» (Деян. 8:1).

Из текста Деяний мы не знаем, насколько будущий Апостол был знаком с учением христиан. Однако из поздних глав и из Послания к Галатам становится очевидным, что Павел раскаивался в своем соучастии в убийстве Стефана. Вне всякого сомнения, предсмертная проповедь первомученика повлияла в дальнейшем на мировоззрение Савла.

Слова Гамалиила («И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39) относятся не к эпизоду казни Стефана, а к суду синедриона над Петром и другими Апостолами. Гамалиил своим внушением спасает Апостолов от расправы. Однако эти слова вполне уместны и в сцене казни как выражение позиции колеблющихся иудеев. Примечательно, что в агиодраме Гамалиилу едва не удалось спасти Стефана.

Реакция детей, их желание отпустить Стефана, демонстрируемое даже в ролях Судей и Савла, вполне понятна, они протестуют против несправедливости происходящего. Обращение в этом случае к тексту — самый действенный способ вернуть агиодраматическую постановку к историческим реалиям.

«В сцене «Дорога в Дамаск» участвовала вся группа: Савла сопровождали слуги, в Дамаске Анания уже получал от Бога указание крестить Савла, из роли Анании Максим выражал большие сомнения по поводу необходимости крестить злых людей.

Момент разговора Савла с Богом был одним из самых эмоционально заряженных. Участники группы выражали много разных чувств: от потрясения и непонимания, что собственно происходит (слуги и воины, сопровождавшие Савла), до удивления и вины за свои прежние действия (Савл). Матвея с завязанными глазами слуги проводили в Дамаск, где его и нашел Анания».

Явление Господа Савлу происходит так: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».

Подчерну, что, во избежание проекций на Бога, мы никогда не выводим Его на сцену как агиодраматическую роль. Свет, который видит Савл, может быть (а может и не быть) обозначен каким-нибудь предметом, а библейский текст зачитывает обычно ведущий. В агиодраме нас интересует реакция участника.

В тексте Деяний мы видим две реакции Савла: он падает на землю и спрашивает о том, кто с ним говорит; затем, в трепете и ужасе, он спрашивает, что ему делать. Реакцией Матвея, исполнявшего роль Савла, было удивление и стыд. Стыд вполне естественен после постановки сцены казни Стефана.

Одновременно в Дамаске происходит явление Господа Апостолу от 70-ти Анании с повелением идти на улицу Прямую и исцелить Савла. Анания боится известного гонителя христиан, но «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15). Постановка двух сцен одновременно обычно производит впечатление на участников, поскольку раскрывает Божий Промысел о Павле.

«После прозрения, Савл ощутил не только радость и благодарность Богу за призвание, но и большое желание проповедовать. К сожалению, иудеи его не больно захотели слушать, а христиане боялись и не хотели к себе пускать (был использован прием «Пройди в круг»). По сюжету должен был прийти Варнава, он должен был ввести Савла в апостольский круг, но вышло так, что Анания забыл снять с себя роль, и после первой же попытки Савла пройти в круг, со словами «А, это же Савл, я его исцелил недавно! И крестил!», ввёл Савла в круг. В сцену добавили Варнаву, чтобы тот подтвердил, что Савл действительно стал христианином».

Техника «Прорвись в круг» состоит в том, что участники группы, кроме одного, образуют круг, а тот должен любым способом оказаться внутри него. Эта техника служит для повышения энергии в группе и появления чувства причастности, она уместна в работе с детьми. В данном случае Савл оказывается среди Апостолов с помощью Анании и Варнавы.

«На обсуждении главным открытием для группы стало то, что Бог сам ищет пути, как спасти человека. Хотя эта тема возникала уже не раз, она все еще вызывает удивление у детей».

Агиодрама, поставленная таким образом, познакомила учеников Воскресной школы с Апостолом Павлом и с чудом его обращения. Нужно подчеркнуть, что Крещением Павла начинается долгий и трудный путь его служения, который во многом определил становление христианства.

Психотерапевтическая агиодрама

Для описываемой постановки мы выбрали сцены: 1. Казнь Стефана; 2. По дороге в Дамаск; 3. Павел в Дамаске у Анании; 4. Варнава вводит Павла в апостольскую общину. Успели поставить первые три сцены. Роли: Павел, первомученник Стефан, ап. Варнава, ап. Анания, прав. Гамалиил, Кровожадная толпа, Голос Господень. В роль Голоса Господня протагонистка, в соответствие с правилами агиодрамы, не входила, был озвучен текст из "Деяний апостолов".

В некоторых постановках мы опускаем первую сцену: если мы проводим социометрический разогрев « Иудеи — Христиане — Язычники», то та сторона треугольника, которая связывает (или разделяет) Иудеев и Христиан может сразу стать дорогой в Дамаск. В этом случае разогрев заменяет сцену казни Стефана.

Интервью я взял у одной из участниц спустя примерно год после агиодрамы. Девушка участвовала в цикле агиодрам, во время интервью она вспоминала наиболее ей запомнившиеся. ЛО означает «Леонид Огороднов», Уч. — «Участница».


ЛО: Какая следующая запомнившаяся тебе драма?

Уч.: Это агиодрама про Павла. Не помню, кем я там была, но впечатление было сильное. Конечно, самый яркий, в прямом и переносном смысле момент – это явление Савлу Света Господня. Момент физического ослепления… Все-таки, кажется, я была дублем…А может быть, и голосом я была, который говорил, что против рожна трудно, наверное идти…

ЛО: Так или иначе, идентифицируешься ты с Павлом.

Уч.: Да, конечно. Самое яркое – изменение, произошедшее с Савлом, когда он из фарисея, убежденного в правоте своих деяний, в необходимости уничтожения христианства, участвующего в убиении… кого..? чью одежду он держал?

ЛО: Ты вспоминаешь эпизод с побиением камнями первомученика Стефана.

Уч.: Да. Так вот, когда с ним происходит это чудо, он слепнет… Мое понимание ослепления таково, что нужно было остановить эту активную деятельность, под которой скрываются уже сомнения в том, что иудеи правы. Есть внутренний конфликт, когда человек чувствует одновременно и свою правоту, и сомнения. Тогда внешняя деятельность замещает внутреннюю, необходимую для осознания конфликта. И эту внешнюю деятельность остановило ослепление. Оно было необходимо для того, чтобы конфликт был осознан.

ЛО: Да, и у нас в драме были фигуры, олицетворявшие на сцене этот конфликт. Были собственно фарисеи, с одной стороны, и Варнава – с другой. И еще был Гамалиил.

Уч.: Не помню. Помню, крестил его…

ЛО: Апостол Анания из 70-ти.

Уч.: Да, его Марина играла...

ЛО: Это ослепление, эта остановка деятельности – что они означают для тебя.

Уч.: Есть опасность, соблазн увлечься чем-нибудь, какой-то деятельностью, когда ты перестаешь чувствовать происходящее вокруг и действуешь по привычке, по инерции. Дело становится косным, и от него трудно отказаться: я это знаю, я это умею, поэтому я буду это делать. А жизненная ситуация требует гибкости, которая невозможна, если сердцем не чувствовать Божью волю и изменение ситуации.


Хотя участница группы об этом не помнит, важную роль в агиодраме сыграл Гамалиил, символизировавший сомнения Савла. В драме он оказался человеком, придерживающимся позиции "Поживем - увидим". Вообще-то, это не противоречит тому, что мы о нем знаем, но мне кажется, его роль в становлении Павла много глубже. Он стал мостиком, соединяющим христианство и иудаизм. Недаром Гамалиил и в наше время является одновременно и уважаемым раввином у иудеев, и почитаемым святым, праведным, у христиан.

У Дм. Ростовского сказано так: «После побиения от иудеев святого архидиакона Стефана камнями (Деян.7:55-60) честное тело его лежало без погребения сутки и день: оно было повержено на съедение псам, зверям и птицам; но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его. На вторую ночь славный законоучитель Иерусалимский Гамалиил, упоминаемый в книге Деяний Апостольских (5:34; 22:3), начавший склоняться к вере Христовой и сделавшийся тайным другом святых Апостолов, послал благоговейных мужей взять незаметно тело первомученика; он отнес его в свою весь, от имени владельца называвшуюся Кафаргамала, то есть весь Гамалиила; она отстояла за двадцать поприщ от Иерусалима. Здесь Гамалиил совершил честное погребение тела святого Стефана, положив его в пещере в новом своем гробе. Потом Никодим, "начальник иудейский", приходивший ночью к Иисусу Христу (Иоан.3;1-2), преставился, плачась над гробом святого Стефана; и его похоронил тот же Гамалиил, близ гроба первомученика. Затем и Гамалиил, принявши святое крещение вместе с сыном своим Авивом и пожив богоугодно некоторое время в благочестии христианском, скончался; оба они погребены были в той же пещере, при Стефановом и Никодимовом гробе».

В синедрионе Гамалиил произносит речь о том, что все, что не от Бога (он упоминает бунтовщиков Февду и Иуду Галилеянина) гибнет, что погибнет и христианство, если оно — дело рук человеческих; если же оно — Божье, то воспротивиться христианству означает стать богопротивниками (см. Деян. 5:34-40). Если рассматривать Гамалиила как внутреннюю роль Савла, то эти слова передают зарождающееся сомнение, которое в тексте не отражено (описывается только антихристианская деятельность будущего Апостола), но без которого не могло бы произойти обращение в христианство.

Примечательно и то, что ап. Варнава, друг Павла, который вводит его в иерусалимскую общину, который привлекает его для проповеди в Антиохии и с которым они совершают первое из путешествий Павла, по Преданию также является учеником Гамалиила. С точки зрения агиодраматических ролей, Гамалиил — это спасительное Сомнение Павла, а Варнава — его Проводник в общину христиан.

Конфликт между традиционными иудейскими ценностями и зарождающимся христианством приводит к обращению Савла. В агиодрамах этот конфликт разрешался по-разному, в зависимости от того, что именно выделял протагонист как специфически иудейское и специфически христианское, и от его готовности к изменениям. В любом случае, особое место в постановке всегда занимали два эпизода: Глас Божий и ослепление/прозрение, что и отмечает участница группы.

О сцене по дороге в Дамаск, когда Савл видит Свет и слышит Глас Божий, мы уже говорили выше. Господь спрашивает: «Что ты гонишь Меня?», Павел ужасается: «Кто ты, Господи?». Иисус называет Себя, Павел спрашивает, что ему делать, получает повеление идти в Дамаск и, ослепленный, отведен в город «за руку».

О чем мы не говорили — это о психологическом смысле ослепления и последующего прозрения Савла. Ослепление/прозрение обычно рельефно отражаются именно в протагонистских, а не в учебных агиодрамах. Технически мы изображаем ослепление, завязывая протагонисту глаза.

Избавляясь от мук совести после убийства Стефана, Павел "вышибает клин клином", пытается внешней деятельностью — преследованием христиан — разрешить внутренний конфликт. Физическое ослепление лишает его такой возможности, вынуждая обратить внимание на свой внутренний мир, на свои ценности. С прозрением приходит и возможность новой деятельности — апостольской. Однако Павлу (и протагонисту) нужно время на осмысление нового для него положения вещей. Поэтому Павел удаляется в Аравию: «Я не стал, тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром» (Гал.1:16-18).

Обобщая опыт нескольких агиодрам, можно сказать, что психологический смысл обращения Павла состоит в столкновение с такой реальностью, которая требует кардинальных изменений в ценностной сфере, причем это столкновение может (или даже должно) быть травматичным. Психотерапевтические агиодрамы благодаря обмену ролями, позволяют протагонистам сформировать личное отношение к обращению Павла.

В завершении этой подглавки хотелось бы рассмотреть взаимодействие нескольких основных ролей. Эти взаимоотношения необходимо учитывать при подготовке к агиодраме.

Взаимодействие ролей

Такие персонажи как «Иудеи», «Гамалиил» или «Варнава» в терапевтической агиодраме рассматриваются как внутренние, психологические роли протагониста. В отличие от обучающих групп, в группах психотерапевтических происходит обмен ролями, и в течение действия протагонист находится не только в роли Павла.

При описании ролевых кластеров я немного выйду за пределы текста, на котором основана описываемая агиодрама, чтобы задать более широкий контекст.

Обозначенные ниже роли — составные. Другими словами, роль «Павел» в ситуации, когда он гонит Христиан — это психодраматическая роль, отличающаяся от роли «Павла», который приходит к Апостолам. Проводя ролевой анализ текста, мы обозначаем их как «Павел-1», «Павел-2» и т. д., но здесь такое различение заняло бы слишком много места.

Названия ролей обозначены заглавными буквами.

Павел — Господь. В роль Господа мы протагониста не вводим, но понимание отношения Павла к Богу чрезвычайно важно для постановки любой агиодрамы о нем.

Павел с детства беззаветно предан Богу. О встречах Павла с Иисусом во время земной жизни Христа свидетельств нет. До явления Христа Павлу он, по-видимому, разделяет точку зрения казнивших Господа фарисеев и считает Его одним из бунтовщиков, претендовавших на Иудейское царство.

Во время обращения по дороге в Дамаск Павел принимает Иисуса как Мессию и Бога. Обращение ко Христу происходит очень быстро, однако есть все основания полагать, что в глубине души Савл был готов к этому событию.

В Новом Завете, да и в житиях святых трудно найти святого, к которому Господь обращался бы столь часто.

Павел — Иудеи (Фарисеи). Это в первую очередь социальное отношение ролей, но оно имеет также психологическое и трансцендентное измерения. С самой ранней юности Павел воспитывался у Гамалиила, обучаясь фарисейскому толкованию Талмуда. Затем он защищает иудейские ценности от опасности, которую, как ему видится, представляет христианство.

По дороге в Дамаск (и позже, в аравийских пустынях) происходит изменение отношения к иудаизму. После обращения Павел гоним Иудеями как предатель.

Уже после первого своего путешествия Павел становится «Апостолом языков» и настаивает на том, что язычники не должны быть обрезаемы и не должны соблюдать Закон Моисея. Он является основателем учения, согласно которому спастись можно только во Христе. Невозможно спастись, следуя Закону, который Павел рассматривает в истории человечества как подготовку к явлению Спасителя.

Однако внутренней связи с иудаизмом и с еврейским народом Павел не теряет никогда. Он всегда начинает свою проповедь в синагоге и, будучи «Апостолом языков», долгое время пытается достучаться до иудеев. После третьего путешествия, Павел в своей речи в Храме называл себя «евреем из евреев» и «фарисеем из фарисеев».

Павел — Христиане. Изначально Савл участвует в убийстве первомученика Стефана и в гонениях на Христиан.

По дороге в Дамаск он принимает Христа и становится христианином в душе. Затем, в самом городе, он крестится, становится членом дамаскской общины и проповедует там. Для вхождения в иерусалимскую общину и в круг Апостолов ему нужна помощь ап. Варнавы.

После изгнания из Дамаска он отправляется в Аравию, а после посещения Иерусалима бежит от преследований в свой родной город, в Тарс. Многие исследователи считают, что Павел употребил это время на осмысление произошедших с ним изменений.

С именем ап. Павла связан третий период Апостольского века, его зовут Апостолом языков, поскольку именно ему было поручено Господом обращение язычников. Павел является основателем многих христианских Церквей и одним из основоположников христианского богословия.

Павел — Язычники. В агиодраме об обращении Павла Язычники присутствуют только в разогреве, Павел общается только с Иудеями и Христианами. Однако это настолько важная роль в жизни Павла, что ее нужно иметь в виду при постановке любой агиодрамы о нем.

Павел — Гамалиил. В тексте Деяний в описании обращения Павла Гамалиил не присутствует, однако есть все основания ввести этот персонаж в агиодраму.

Гамалиил — это, с одной стороны, внук основателя фарисейской школы Гиллеля, человек, с ранней юности воспитывавший Савла и прививший ему ценности иудаизма. С другой стороны — это авторитет, остерегавший иудеев от противления Богу и в конце жизни принявший христианство.

С точки зрения периодизации Апостольского века, Гамалиил является представителем иудеохристианства. В протагонистских агиодрамах эта роль подготавливает Павла к принятию Иисуса как Мессии, что, в целом, не противоречит фарисейскому учению.

Павел — Стефан. По преданию, первомученик диакон Стефан был дальним родственником Павла. Речь, произнесенная им перед казнью (Деян. 7:1-53), можно считать образцом проповеди Христианина, обращенной к Иудеям. Савла, как и других Фарисеев (или, скорее, зелотов), особенно возмущают слова Стефана: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56), и он стережет одежды свидетелей «богохульства», которые побивают Стефана камнями.

Обращаясь из роли Стефана к Савлу в агиодраме протагонист обычно в той или иной форме выражает уверенность, что тот станет Христианином. В роли Павла протагонисты (как и участники учебной агиодрамы) жалеют Стефана, но прячут жалось под гневом. Так или иначе, проповедь Стефана западает в душу Павла и позже служит изменению его мировоззрения. Основные чувства, которые испытывает обращенный Павел при воспоминании о казни Стефана — это вина и стыд.

Павел — ап. Анания. О том, что произошло с Ананией, когда ослепший Савл прибыл в Дамаск, Деяния повествуют так: «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:10-18).

В роли Анании, с одной стороны, содержится психологическая роль страха и социальная роль опасения христиан перед известным гонителем. С другой стороны, Анания — первый, кому открыт Промысел Божий относительно Павла. Конфликт страха и Промысла в психотерапевтических агиодрамах проявляется как психологическое состояние самого Павла.

Павел — ап. Варнава. В агиодраме Варнава выступает как соученик Павла у Гамалиила и свидетель его обращения перед Апостолами. Обе эти роли преимущественно социальные, но отношения Павла и Варнавы ими не исчерпываются. Кроме того, они вместе проповедуют в Антиохии (для этого Варнава призывает Павла из Тарса), совершают совместное путешествие и участвуют в Апостольском Соборе. В целом Варнавы проявляется в агиодрамах как Друг и Соратник.

Здесь у меня нет возможности рассмотреть более сложные кластеры ролей. Однако, при подготовке к агиодраме, полезно целостно осмыслить такие взаимодействия как «Павел — Гамалиил — Иудеи — Христиане», «Павел — Варнава — Христиане» и другие кластеры. 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Агиодрама «Обращение Апостола Павла»
  • Агиодрама «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»: смирение гордыни
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Как мне к вам обращаться? О том какую роль играет обращение по имени.
  • Наедине с Безумием - После Фильма "Дочь Бога"
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Что происходит с семьей, когда супруги борются за роль «семейного президента»
  • Что происходит с семьей, когда супруги борются за роль «семейного президента»
  • "Я не просил Иисуса за меня страдать". Христианство и глубинная психология
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Роль жертвы, или когда мы "жертвим"
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Когда хочется, чтобы кто-то сказал, что я чувствую
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда станет легче после смерти близкого? Как отпустить умершего? Методика "Паттерн прощания"
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • "Как жизнь скучна, когда страданья нет" - скрытая выгода роли Жертвы.
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь