Принципы и методы работы с людьми с посттравматическим стрессовым расстройством

Давно известно, что высокий уровень стресса может негативно влиять на широкий диапазон когнитивного и социального поведения человека. Результаты многочисленных наблюдений за последние 10 лет свидетельствуют о том, что жертвы сильного психологического стресса переживают значительные нарушения и в остальных областях человеческой деятельности. Часто встречающиеся нарушения в виде снижения концентрации внимания, нарушения сна, сужение аффективного спектра и прочих проявлений до ухудшения межличностных отношений в настоящее время дополняются расстройствами другого ранга в виде общими нарушениями памяти, снижением работоспособности, снижением способности к обучению, общим снижением мотивации. Но особенно страдает способность справляться с новым стрессом и способность приспосабливаться к новым ситуациям. К более глубоким расстройствам относятся нарушения эмоционального контроля, проблема доверия, подозрительности и враждебности (это касается тех людей, ко пострадал от руки другого человека).

Не приходится сомневаться, что тяжёлые травмы, такие как жестокие пытки и изнасилования или участие в кровавых и угрожающих жизни событиях вызовут очевидные посттравматические переживания и расстройства у большого числа людей, в особенности, в следующие после травмы месяцы. Многочисленные исследования показывают, что у многих людей с ПТСР наблюдается снижение толерантности к стрессу и высокая вероятность усиления проявлений ПТСР при столкновении с любыми по силе воздействия травмирующими ситуациями. Существуют группы людей, у которых достаточно выраженные расстройства ПТСР сохраняются многие годы и текут они волнообразно.

В свете понимания важности данной проблемы возникают множество вопросов каких принципов необходимо придерживаться при оказании психологической помощи в ситуации с ПТСР и какие методы будут более эффективнее при оказании помощи.

Базовыми элементами опыта переживания психологической травмы являются чувство бессилия и разобщённость с другими. Таким образом психологическое консультирование должно быть нацелено на формирование у клиента переживания собственной силы и на создание нового социального контекста. Первый принцип выздоровления – создание условий восстановления связей с ресурсами своих собственных сил. Клиент должен быть автором и творцом своего собственного процесса исцеления.

Второй принцип – активное слушание, так как травматический перенос отражает не только опыт ужаса, но и также о опыт беспомощности. Ветераны войн и участник других «кровавых» травматических событий не могут доверять психологу до тех пор, пока они не убедятся, что он способен выслушать все подробности своих травматических историй.

Третий принцип – осознование контрпереноса. Психологическая травма «заразна». Будучи свидетелем разрушительных последствий жестокости, психолог перегружается эмоционально. Он переживает, хотя и в меньшей степени, ту же угрозу, ярость и отчаяние, что и клиент. Особенностью проявления контрпереноса являются возможные самоидентификации психолога не только с клиентом, но и насильником, что сопровождается переживанием соответствующих эмоций.

Психологическая работа с людьми с ПТСР включает три стадии. Центральной задачей, стоящей перед психологом на первой стадии, является установление безопасной атмосферы контакта. Основная задача второй стадии – это работа с воспоминаниями и переживаниями. Основная задача третьей стадии – включение в обыденную жизнь. В процессе успешного восстановления можно распознать постепенные переходы от чувства настороженности к ощущению безопасности, от диссоциированности к интеграции травматических воспоминаний, от выраженной изоляции к выстраиванию социальных контактов.

Частым и основным методом помощи жертвам, переживающим острую травму, является кризисная интервенция. Её частое использование объясняется тем, что за короткий временной срок необходимо устранить острые травматические переживания. Но для полного восстановления психологического здоровья необходима длительная и систематизированная психологическая помощь и кризисная интервенция может быть началом этого процесса.

На первой стадии помощи необходимо постоянно удерживать клиента в состоянии рапорта, создавая тем самым безопасные условия начального контакта.

На второй стадии восстановления необходимо поощрять клиента рассказывать историю травмы полностью и в деталях. А так, как у любого человека есть «нормальная память» этот процесс и становиться возможным, в противоположность «травматической памяти» которая бессловесная, застывшая и молчаливая. В этой стадии очень важно обращаться к ранней истории жизни клиента, с тем, чтобы восстановить чувство «течения и непрерывности». Психологу следует помогать клиенту говорить о важных отношениях, жизненных трудностях, идеях, фантазиях и конфликтах, предшествовавших себя событию. Это создаёт контекст, в котором становиться понятным значение травматического опыта в жизни данного человека. И психолог здесь берёт на себя роль свидетеля и союзника, помогая нормализовать реакции клиента, фасилитирует процесс повествования, помогает обозначить реакции, и разделяет эмоциональную ношу с клиентом.

Целью рассказывания травматической истории – является интеграция, а не просто выражения чувств. Процесс реконструкции травматической истории направлен на трансформацию (преобразование), а для этого необходима актуализация элементов травматического опыта «здесь и сейчас».

Техниками, направленные на трансформацию травматической (молчаливой) памяти, являются прямой рассказ или свободное изложение и «формализованная исповедь». В технике свободного изложения необходимо использовать релаксацию и визуализацию (успокаивающие образы). Рассказывание имеет четыре элемента: контекст, факты, эмоции и значение.

Метод исповеди. Центральной идее этой техники является создание детального и глубокого описания травматического опыта клиента. Сессия записывается и таким образом готовится описание. Затем клиент и психолог вместе работают над документом. В процессе этой работы клиент имеет возможность собрать разрозненные воспоминания в целостное свидетельское признание. В завершение этой работы необходимо использовать формальный ритуал, который заключается в том, что после прочтения документа он подписывается клиентом как истцом, а психологом как свидетелем.

Следующим приёмом может быть техники возрастной регрессии, где обязательным условием безопасной работы является диссоциированное состояние клиента во время рассказа. Состояние лёгкого транса обеспечивает открытость чувствам и безопасный взгляд на травматическое событие. Опыт, который испытывает клиент во время сессии должен быть переносимым для него. И хотя клиенты выходят из транса с множеством переживаний, в тоже время они способны дистанцироваться и занимать позицию наблюдателя. После выхода из транса психолог помогает клиенту заметить то, что он помнит: мысли, образы, чувства и эмоции, к которым он может обратиться во время сессии. Таким образом, клиент действительно чувствует себя лучше, когда он «обретает память».

Но какие бы техники не применялись, базовыми остаются следующие правила: локус контроля всегда остаётся за клиентом, и скорость, время и структура сессии должны быть таковыми, чтобы «открывающие» (те, которые обращают к травматическому опыту) техники интегрировались в процесс психологического консультирования.

Работа с травматическими переживаниями делится на три части – правило «трети». Если эмоционально тяжёлая работа должна быть сделана, то она должна быть сделана в первой трети сессии, либо отложена. Интенсивное исследование происходит во второй трети сессии, в то, время как последняя треть предназначена для того, чтобы клиент переориентировался и обрёл внутренние равновесие.



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Травмы детства: стадии восстановления в терапии
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Смерть близкого человека. Стадии переживания.
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Соматический резонанс, работа с мимикой и интенциями при проживании клиентом травматического опыта.
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Психологические стадии переживания женщины после развода
  • Психологическая помощь бездомным людям на первой стадии десоциализации личности
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Работа с травматическими переживаниями. Монолог клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Должен ли практикующий психолог быть эталоном психологического здоровья и личностной зрелости?
  • "Время первых" в контексте работы с ПТСР
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Если клиент долгое время не делает успехов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь