Психологическая травма «для чайников»

Автор статьи: 404

Постараюсь кратко и понятно объяснить, что такое психологическая травма. В психологии, понятие травма — достаточно широкое, это не обязательно ужасное событие, это может быть и фоновое состояние превышающие по своей силе/продолжительности/значимости адаптационные механизмы личности. Примеры травм, которые могут не всегда осознаваться: эмоциональная депривация (родители были заняты чем угодно, только не внутренними переживаниями ребенка), или травма автономии — все решения принимали родители.
Подобные депривационные травмы (в широком смысле) — нарушение потребностей, проще понять на примере анекдота: «Еврейская мама кричит своему сыну: «Мойша, иди домой!» «Но почему, мама? Я проголодался?» — отвечает он. «Нет. Ты замерз» — говорит мама.
Понятно, что у матери из анекдота, скорее всего, своеобразные отношения с отцом ребенка — точнее с его отсутствием. Когда мальчику стукнет 20- 30- 40- лет, он все также будет рядом со своей мамой, умеющей любить, лишь из состояние тревоги, вины или др.
Психологическая травма приводит к расщеплению Я на несколько частей (разные авторы, теоретические  подходы выделят различное количество этих частей, соотв. различные названия): раненная (детская) часть, критикующее/защитная часть (обычно она относится очень негативно к детской части) — когда эта часть активизируется клиент может начать критиковать себя или требовать от себя собраться и быть всегда и во всем успешным и сильным.
Также есть наблюдающее Эго (с ним в случае травмы сложнее всего), фактически оно утрачивается, хотя именно метапозиция может дать ресурсы и поддержку травмированной детской части, т.к. последняя содержит в себе всю боль отчаяния, стыда и выны за произошедшее.
Детская часть обычно возраста травмы, и переполнена виной и чувством никчемности. Насколько этой части необходима любовь, настолько же она не уверена, что есть шанс ее получить. Повторюсь еще раз, травма — это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО событие, травмы — бывают от депривации и не удовлетворения в детстве важнейших детских потребностей (схема-терапия особенно четко показывает последствия подобных нарушений).
Внутренний Критик обрушиваясь на детскую часть реализует функцию контроля (контролировать мир и окружающих, чтобы травма больше не повторилась, а также контролировать свою детскую часть, которая может в любой момент вырваться наружу), т.о. Критик осуществляет осуществляет защиту личности от вторжения травмирующих переживаний. Часто воспоминание и само осознание травмы вытеснено, иногда, клиент в ходе терапии может сказать с болью в голосе: «Пришел к Вам, надеялся за 1 сеанс все решить, а чем больше хожу — тем больше вижу проблем».
Чаще всего клиент идентифицируется с критикующей части и настроен антагонистически по отношению к детской части; задача психолога иная: поддержать и обеспечить условия для реабилитации, развития, роста детской части и через признание смягчить Критика. Фактически это процесс терапевтической интеграции, а не травматического расщепления. Соответственно: первый этап в психотерапии — знакомство, дифференциация каждого Эго-состояния, признание их сильных и слабых сторон. Далее — принятие каждой части, признательность им (не должно быть «внутренних изгнанников»), последний этап — интеграция.

К сожалению, или к счастью, психолог работает без наркоза… Поэтому, в терапии психологических травм велика вероятность срыва и прекращения терапии, причины могут быть самые разные (нет денег, слишком больно и дорого и проч.) — но часто за этим стоит сопротивление и страх изменений (традиционно, оно начинает включаться ближе к концу перовой стадии терапии, хотя здесь все субъективно). Задача психолога в этом случае, заранее проговорить эти моменты, например: «Возможно, в ходе психотерапии, Вы захотите меня бросить, точно также, как Вас эмоционально бросали Ваши родители» или «Похоже, Ваш внутренний Критик/Защитник очень сильно напрягается, когда мы говорим о потребностях Вашей травмированной части, я думаю, он негативно относится к психотерапии и помощи Ребенку» и проч. интервенции.
Каждый процесс психотерапии индивидуален, здесь нет единого «рецепта счастья» за 50 минут, но если есть готовность и желание, все проблемы решаемы.



Просмотров: 267
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Раскол души на части. Травма
  • Травма - это навсегда? Несколько слов о терапии травмы.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Две части одного форума - две части одного города. Снова о родном b17.
  • Как травма может быть ресурсом?
  • Как вернуть части личности, когда – то потерянные «Внутренннм ребенком».
  • Травма, как часть каждой личности
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Как понять,есть ли у меня психологическая травма?
  • Стыд и психологическая травма. Часть 1
  • Когда твоя мама "Крошка Енот" из первой части мультфильма
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • О терапии детской травмы у взрослых клиентов
  • Психологическая травма есть? А если найду?
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Я себе не нравлюсь – семейная история и системные причины нелюбви к части себя.
  • «Когда внутри все разрывается на части»
  • Ранняя психологическая травма как травма близости.
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • Две части личности зависимого.
  • Паническая атака - отвержение части личности
  • Как я обхожусь с изменениями? Освоение своей исследовательской части
  • Родовая травма - не первая. Пренатальные травмы.
  • Детская психологическая травма
  • Детская психологическая травма.
  • Отвергнутые части себя.
  • Психологическая травма. Выход есть! Пример из жизни.
  • Мама учится или работает. Травма для ребенка?
  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь