О терапии детской травмы у взрослых клиентов

Природа травмы неоднократно становилась центром исследований психологов и психиатров:

  • Пьер Жане в результате исследований клиники гипнотерапии установил что источником невроза является внутрипсихический конфликт.
  • Фрейд обнаружил за истерическими симптомами аффекты страха и тревоги, относящиеся к изолированному воспоминанию. В центре аффекта было травматическое ядро, которое снижало степень устойчивости психики и постоянно реконструировало травматический опыт.
  • Юнг рассматривал бессознательный смысл травмы и  говорил не только о реальном травмирующем опыте, но и об архетипической составляющей комплекса, т.е. о некоторой архетипической модели «ужасной матери» или «жестокого отца», которая проявляется в психике.

О терапии детской травмы у взрослых клиентов

Среди основных характеристик травмы можно выделить:

  1. Постоянное воспроизведение. Понятие сопротивления как навязчивого повторения деструктивных паттернов ввел Фрейд. Травма постоянно воспроизводит сама себя как одна и та же драма при меняющихся декорациях.
  2. Архетипический характер. Юнг выделял архетипическое ядро комплекса (набора травматических переживаний), придающее ему некий универсальный, базовый характер, присущий всем людям. Каждый переживает индивидуальную личную травму, однако на глубоком коллективном уровне переживания людей в похожей архетипической ситуации в чем-то схожи и развиваются по оной схеме.
  3. Расщепление психики.  При травме происходит расщепление структуры личности и нарушение связи между аффектом и мышлением: чувства не соответствуют мыслям и наоборот.

Современная концепция травмы Калдшеда 

Значительный прорыв в современном понимании травмы в аналитической психологии был сделан Дональдом Калдшедом, автором книг «Травма и душа» и «Внутренний мир травмы».

Он писал о том, что ранние детские травмы формируются при условиях не развитого эго и отсутствия зрелых защит. В связи  с этим личность использует примитивные защиты, такие как расщепление, проективную идентификацию, идеализацию и обесценивание, деперсонализацию, диссоциацию, психическое оцепенение.

По его мнению, под влиянием травмы психика ребенка распадается на две структуры, образующие устойчивую пару противоположностей. Такое образование включает регрессирующую («детскую») и прогрессирующую («взрослую») части. Одна застревает в определенном детском периоде, другая преждевременно адаптируется и взрослеет, приобретая форму ложного «я».

В клиническом материале фантазий и сновидений эти две противоположности проявляются в форме образов «мучителя» (демон, ведьма, колдун, чудовище) и «слабой жертвы» (ребенок, женщина, животное – спящее, прячущееся, ограниченное в свободе и т.п.).

Калдшед объясняет этот механизм естественной системой самосохранения психики – жестокая часть не только ограничивает слабую, но и предохраняет ее от немыслимых тяжелых переживаний. Эта садистическая внутренняя фигура трактует новые жизненные ситуации как угрожающие и блокирует опасности повторного переживания травмы.

Калдшед сделал в связи с этим два вывода:

  1. Травмированная психика продолжает травмировать саму себя через внутреннее преследование садистическими жестокими фигурами.
  2. Травмированные люди постоянно оказываются в ситуациях, в которых они подвергаются повторной травматизации.

На основании клинического опыта он установил, что пациенты даже после успешного течения анализа застревали на некоем «плато» навязчивых повторений своих ранних поведенческих паттернов.

Они словно цеплялись за детские переживания и не хотели меняться, при этом избегали вступления в реальные отношения и ощущения зависимости от другого человека.

Такая стагнация объяснялась им благодаря действию защит Самости в форме внутренней демонической фигуры, способствующей дальнейшей изоляции пациента. Это существо сочетало в себе черты защитника и преследователя для слабой регрессирующей части личности.

Таким образом разрыв между аффектом и воображением, аффектом и образом, аффектом и знанием представляет собой естественный психический механизм самосохранения, который помогает в детстве, но при этом нарушает нормальное развитие. Таким образом, целями терапии детской травмы является достижение единства между телесным аспектом, а также аффектом, образом, мыслью, ощущением и когнитивной составляющей.

 Диссоциация сопряжена с внутренней агрессией и атакой одной части психики на другую.

 Восстановление баланса естественным образом реализуется в пластичной детской психике при отсутствии сильной травматизации. В зрелом возрасте полная интеграция переживаний не всегда является возможной, однако значительные улучшения представляются вполне реальным результатом.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Исцеление унаследованной травмы, трансгенерационная передача травмы
  • Детские травмы схожи…
  • Что люди не понимают о страданиях от детской травмы?
  • Палисадник: опыт переживания психологической травмы (сексуального насилия)
  • Влияние детской травмы на возникновение и развитие зависимостей.
  • Детские ТРАВМЫ и взрослые ОТНОШЕНИЯ. Как это происходит?
  • Жизнь детской травмы
  • Польза детской травмы
  • Вирус детской травмы
  • Травма - это навсегда? Несколько слов о терапии травмы.
  • Терапия в арт-терапии (и не только), проработка травмы.
  • Проблемы доверия, как результат детской травмы
  • Влияние детской травмы на сексуальную жизнь
  • Как пережить невзгоды. Этапы переживания психологической травмы.
  • Любовная зависимость как следствие детской травмы отвержения
  • Сновидения и кино: «Я - Дина» (2002) — от детской травмы к способности любить
  • Сны о войне или Внутренний Демон травмы.
  • Душа и тело: как детские травмы влияют на нашу фигуру.
  • 3 слагаемых психологической травмы. Об этом должен знать каждый родитель!
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Любовники: (часть 2) Их детские травмы.
  • История одной дочери. Как пережить детские травмы и стать взрослой счастливой Женщиной (Часть 2)
  • Как влияют детские травмы на партнерские отношения?
  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Для чего взрослым людям нужно прорабатывать свои детские травмы и их последствия?
  • детские травмы.
  • Детские травмы
  • Детские травмы
  • Миф про детские травмы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь