|
Миф про детские травмыАвтор статьи: Локоткова Марина Игоревна
Это могут быть психосоматические симптомы, так, например, зачастую непереносимые страхи ребятишек проявляются энурезом, или тем, что они грызут свои ногти, карандаши и т.п. У взрослых последствия травм могут проявляется в кошмарах, фобиях и т.п. Главное, что нужно понять – причина травмы НИКОГДА не осознается. Она вытеснена в бессознательное. И только при работе с психотерапевтом, может через инсайт осознаться и купироваться. Эмоциональные травмы, полученные при развитии ребенка при взаимодействии с матерью, также не осознаются и являются причиной психических отклонений. Известный феномен «шизофренической связки» - яркий пример такой травматизации. А то, что в последнее время в популярной психологии называют травмой – не травма совсем. Так как человек вполне свободно предъявляет все события детства, которые были трудными, горьким, обидными для него. Он их помнит, может осмыслять и эти переживания не облегчаются тем, что их обсуждают и к ним возвращаются в воспоминаниях. То есть речь идет не о травме, а о негативном детском опыте. И здесь нужно четко понимать вот что: личность человека, это в том числе, система его восприятия мира. То есть система оценки того или иного события, человека, ситуации, реальности, для того чтобы соотносить действия с вот этой ситуацией и человеком. Вот это и закладывается в процессе воспитания – наша система восприятия. И да, ребенок, который растет с авторитарной, холодной матерью – будет недоверчив, подавлять чувства, послушен и конформен, например (это один из вариантов развития его личности). И да, когда он с таким качествами и таким восприятием мира и людей вокруг, выйдет в большой социум, он будет замкнут, тревожен и недружелюбен, что произведет отталкивающее или равнодушное впечатление на окружающих, и вызовет к нему соответствующее отношение. И укрепит его в его недоверии, и подавлении чувств и желаний (сейчас очень упрощаю, чтобы показать «голый скелет» происходящего). И работать тут нужно, не с «травмой прошлого», не с его обидами и претензиями к маме, которые, возможно, вполне обоснованы, и по-человечески понятны. Но главная причина его жизненных бед – в его деформированном восприятии, которое уже никак не зависит ни от его детского опыта, ни от его родителей. Это те его сформировавшиеся качества, которые нужно изменять и трансформировать «здесь и сейчас». Вот поэтому, вся серьезная психологическая литература, ничего не говорит ни о каких «детских травмах». А только о личности, ее развитии, ее коррекции и адаптации. Тот же самый Адлер, хотя и базирует свои взгляды на классическом психоанализе, уже рассматривает человека не к капсуле его внутрипсихических переживаний и воспоминаний. А в динамике его социальной жизни и адаптации к реальности. Человек, имеющий трансформацию личности связанную с негативным жизненным опытом, никогда не пройдет нормальную личностную интеграцию, без коррекции системы восприятия. А вот после изменения восприятия, выросший ребенок из вышеприведенного примера, сможет увидеть, что в мире много разных людей, а не все люди «клоны его матери». Научится воспринимать их по- другому, соответственно у него изменятся реакции, а затем и качества личности. Со взрослым опытом тут нужно работать, а не с детским! С актуальными переживаниями. И еще раз : травма (от др.-греч. τραῦμα «рана») — повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности, физиологических или психических функций органов и тканей тела человека, возникающее в результате внешнего воздействия. То есть некое повреждение, полученное извне и нарушившее работу органов или психики. Значит, когда перед нами взрослый человек, который физически здоров, может иметь социальную активность и реализацию, не имеет психического диагноза, то о травме мы говорить не можем и не должны. Мы можем сказать о наличии особенностей личностного развития, приводящие к жизненным затруднениям и ограничениям. Вот с этим и надо разбираться. А увлеченность анализом своей травмированности, уводит человека от собственной личности назад в прошлое. Бессмысленный поиск виноватых, бесполезные горевания о том, чего уже не исправишь и что уже не изменишь. Вот почему, считаю такую современную практику исключительно вредной. Поэтому и предостерегаю от подобного понимания своих проблем тех людей, которые готовы и хотят положительных личностных изменений. Про «внутренних детей» напишу отдельно. Это еще один вредоноснейший взгляд, мешающий нормальной личностной интеграции. С уважением, Марина Игоревна Локоткова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|