Техника имагинативной рескрипции (переписывания в воображении)

Техника имагинативной рескрипции переписывания в воображении

Цель имагинативных техник  - образование новых эмоциональных паттернов у человека.

Ощущение тревоги, угрозы, стыда, вины и отвращения можно достаточно быстро изменить при помощи имагинативной рескрипции.

Суть техники состоит в том, чтобы с помощью психических образов получить доступ к ситуации, вызвавшей стресс и напряжение. Это могут быть ситуации как из прошлого (например, детский опыт), так и ситуации из настоящего и даже из будущего (например, при аэрофобии, при социофобии, при страхе публичных выступлений).

Если пациент испытывает  негативные эмоции относительно рассматриваемой ситуации, то этот образ необходимо заменить так, чтобы негативные эмоции (вину, ощущение угрозы, стыд) заменить на позитивные (привязанность, ощущение безопасности, расширение прав и допустимых возможностей, радость).

Поэтапно техника имагинативной рескрипции выглядит следующим образом:

  1. Инструкция по релаксации (можно начать, например, с образа безопасного места- пациента в месте, где ему безопасно и защищено).
    Очень хорошо, когда пациент, по возможности, закрывает глаза.
    Если же пациент боится сидеть с закрытыми глазами, то вместо этого он может сосредоточить свой взгляд на одной точке на полу или на стене.Начать можно с фразы: «Пожалуйста, займите удобное для Вас положение и на минуту сосредоточьтесь на своём дыхании».
  2.  Переход в воображении к стрессовой ситуации в настоящем, а так же к связанным с нею эмоциям.Чтобы актуализировать эмоции, которые вызывают стрессовую нагрузку, пациент представляет себя в текущей стрессовой ситуации. Если это возможно, то пациент должен находиться в этой ситуации как действующее лицо, которое видит всё своими глазами, а не находится в позиции стороннего наблюдателя.
    На этом этапе пациент должен «войти» в свои эмоции, которые создают трудности в его жизни.
    К следующему шагу можно переходить, как только пациент подтвердит,  что «почувствовал эмоции», отвечая на Ваш вопрос: «Ощущаете ли Вы те эмоции, о которых мы с Вами говорили?»
  3. Мостик в прошлое.
    Необходимо оставить чувства, которые были почувствованы на предыдущем шаге, но «стереть» образ ситуации из сегодня, а вместо неё вспомнить эмоционально-стрессовую ситуацию, связанную с актуальными эмоциями (чаще всего, это образы из детства).
    Общая инструкция может звучать так: «Пожалуйста, сотрите текущую ситуацию, но оставьте чувства. Прислушайтесь, какое детское воспоминание появляется.»
    Как правило, если у пациента на предыдущем шаге появились сильные эмоции, то ему не составит труда войти в предлагаемое состояние.
    Однако если ему это не удаётся, то можно предложить вспомнить свои детские фотографии и таким образом получить нужный результат. Параллельно необходимо поддерживать пациента и всячески приободрять его.
  4. Дальше проводим детальное исследование ситуации из прошлого, которую в данный момент представляет себе пациент.
    Важно получить краткое описание детского воспоминания: что происходило, что чувствовал и в чем пациент нуждался.
    Важно помнить, что рескрипция не является экспозицией.
    Поэтому пациенту достаточно почувствовать контакт с негативными эмоциями, связанными с травмирующей ситуацией.
    Например, при имагинативной рескрипции пациентки, которую в детстве насиловал брат, нет необходимости снова переживать это воспоминание в воображении. Достаточно дойти до того момента, когда она ощутила угрозу (например, когда брат начинал подниматься по лестнице, и она знала, что он идёт делать).
  5. Рескрипция воспоминания при помощи помощника. 
    Это появление лица, которое бы позаботилось о потребностях ребёнка и изменила ситуацию так, чтобы ребёнок ощутил безопасность и его потребности оказались удовлетворены. В роли помощника может быть как вымышленный персонаж, так и терапевт.
    Границы реальности в данном случае абсолютно размыты. Единственное правило состоит в том, что «защитник» должен победить «обидчика». Соответственно, детская часть пациента в конце упражнения должна чувствовать себя значительно лучше и безопаснее, чем в начале.
    Данное упражнение служит еще и тому, что пациентам очень важно научаться принимать помощь и заботу от других людей.
  6. После того как непосредственная угроза исчезла, необходимо углубление ощущения безопасности и привязанности.
    Для этого мы предлагаем пациенту представить себя в кругу своей семьи.
    Для пациентов, выросших в деструктивных семьях, мы забираем их в свою воображаемую семью, в которой возможно почувствовать себя в безопасности, окруженным заботой и участием.
    Кроме того, позитивные эмоции могут быть усилены за счет сосредоточения на связанных с ними телесных ощущениях или методами гипнотерапии (найти символ, песню, движение и тп, связанные с позитивным ощущением).

 

Важно!
Техника имагинативной рескрипции не применима к людям с пограничным расстройством личности, поскольку они могут не ощущать себя в безопасности, оставаясь наедине. Они не могут представлять себя в безопасном месте и выполнение упражнения имагинативной рескрипции может быть для них достаточно стрессовым и занимать слишком много времени. Длительный поиск безопасного места так же может привести такого пациента к фрустрации, так как напомнит ему о том, что он нигде не ощущает себя в безопасности.


Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Атмосфера эмоциональной безопасности в отношениях психотерапевт-пациент
  • «Штурман, приборы!» Эмоции как индикаторы нашей текущей жизненной ситуации.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Осторожно, развод! Когда пациент идёт «по рукам»…
  • Как поддержать себя в трудной ситуации: техника осознавания
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • Быть хозяином себя в любой сложной ситуации. Телесно-ориентированный и персональный способ обхождения
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как «вытащить» себя из плохого настроения. Чувства, мысли, ситуации.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Кто Я, если мне изменили? (Образ-Я как ключ к преодолению болезненных переживаний в ситуации измены)
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Спешащий пациент - нет времени или нет смысла?
  • Как вести себя в конфликтной ситуации
  • Почему важно принимать и проживать любые эмоции и чувства
  • Как взять себя в руки в тяжелой ситуации?
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Как прийти в себя, когда эмоции зашкаливают?
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Стратегия действий в стрессовой ситуации (упражнение)
  • Стирание из памяти стрессовой ситуации. Упражнение
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • Письма подростку (5) Познай себя и свои эмоции
  • Письма подростку (7) Познай себя и свои эмоции (2)
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Как поддержать себя в трудной ситуации? Простые и действенные способы самоподдержки
  • Если состояние ухудшилось после посещения психолога. Техника безопасности.
  • Идентифицированный пациент



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь