Фабула детского ожирения


                                                   Фабула детского ожирения 

Фабула детского ожирения


              "Трудно быть маленькой девочкой, если ты не такая уж маленькая"

 
В случаях алиментарного ожирения ребенка всегда обнаруживается “вклад” Родителя и семейной системы, который простирается от просто неправильного подхода к питанию до потакания пищевым разгулам.

“Это ж как нужно меня ненавидеть, чтобы дать десерт?”, - с психологической точки зрения умный вопрос задает дочь своей матери в одном известном фильме (к/ф “Плохие мамочки”, 2016). Суть этого подросткового мятежа в желании заявить о более важных детских потребностях, чем комфорт от питания. Может, поэтому у этой героини не было ожирения. 

А тем временем детское ожирение - это фундамент взрослого ожирения. И поскольку телесный образ Я, сформированный в детстве, обладает определенной инерцией, то и во взрослой жизни “бывших” полных не бывает и это проступает в некоторых психологических чертах и способе коммуникации с миром. Именно поэтому ожирение (детское или взрослое) всегда не только диетологическая проблема. Из практики работы в клинике я попробую предположить следующие проблемные зоны в развитии таких детей (а в дальнейшем взрослых):

 
1. Пассивность vs. Активность

Подавление - один из центральных концептов в психической организации людей, страдающих от своей полноты. Наученный подавлению в детско-родительских отношениях “Мама знает лучше”, пристыженный за свои эмоции, инициативу (по сути, за свою природу) ребенок теряет внутренние ориентиры и перестает понимать, что хочет он, а что его окружение. Ребенка негласно учат не добывать и экспериментировать, а довольствоваться тем, что дают, и держаться в стороне. Но это беспокоит родителей в меньшей степени, потому что такого ребенка легко контролировать.

Замечание: Здоровый, развивающийся ребенок эволюционно должен быть активным и любопытным, чтобы вовремя созреть и правильно ориентироваться в мире. А потому всему свое время: походам по лужам, тасканию всякого мусора в карманах, исследованию розеток и горячих утюгов, вопросам об эволюции мира и устройстве тела, первой влюбленности и т.п. Детское любопытство продиктовано природой. Обязанность родителей помочь ребенку сформировать адекватные способы познание мира, а не предлагать свои собственные.

 
2. Инфантильность vs. Зрелость

Инфантильный способ общения с миром (когда человек борется с социально-психологическими проблемами детским способом, не соответсвующим его фактическому развитию) приводит к неадекватной оценке реальности и самого себя, поэтому ребенок часто терпит неудачи. Вся беда в том, что при таком воспитании будущий мужчина или будущая женщина в психологическом смысле могут никогда таковыми и не стать. Психосексуальное развитие таких детей проходит с осложнениями и затягивается во времени.
 
Замечание: Развитие ребенка идет вперед, а не назад. Поэтому для ребенка естественно стремится ко взрослости, а не наоборот. Нецелесообразно избегать каких-либо сторон жизни, если ребенок ими интересуется. В каждом возрасте существует зона ближайшего развития, т.е. то, что ребенок не может делать или понять сегодня, он сможет сделать или понять завтра. Общаясь с ребенком всерьез и внимательно, как со взрослым, вы помогаете ему созреть, укрепляете его Я. Сильное Я , способное преодолевать кризисы жизни, является антифактором зависимостей (пищевой, алкогольной, наркотической, любовной).

 
3. Зависимость vs. Самостоятельность

Самостоятельность часто проверяется способностью нести ответственность за свои поступки, а также справляться с ситуациями неопределенности и стресса. Ребенок, страдающий от полноты, часто отличается высокой зависимостью в стрессе и не способен реагировать адекватно, легко регрессирует до доминантной позиции матери, отдавая ответственность по разрешению ситуации Взрослому.
 
В рамках терапии ожирения эта классическая форма взаимодействия Врач-Пациент, где первый - это авторитетный Взрослый, который “знает мою проблему лучше” (см. Пассивность),  а второй - растерянный Ребенок, ожидающий спасения и таким образом перекладывающий ответственность за спасения на Врача.

Замечание: С раннего детства ребенок действует по подражанию. Если перед ним самостоятельный взрослый, значит, полдела сделано. Если нет, важно поощрять независимые, неожиданные умозаключения и поступки ребенка, дать роль “ведущего” в элементарных делах. Например, в одном случае маме 2 дочерей (9 мес и 5 лет) было рекомендовано назначить свою старшую дочь консультантом по выбору одежды для прогулок младшей сестры. Конечно, был риск того, что сестру отправят гулять зимой в летней, но красивой одежде, но здесь важны переговоры, которые также в конечном итоге закладывают в ребенке его способность к самостоятельности и облегчают сепарацию от матери.


4. Ригидность vs. Креативность.

Принимая знания, а не нарабатывая их, ребенок не способен творчески ими оперировать, критически их отбирать. Такие дети в играх принимают роли-исполнителей, а в группе занимают "крайние" позиции. Часто это приводит к тому, что у них формируется свой обособленный круг общения.

Это накладывает отпечаток на взрослую жизнь - на стиль профессиональной деятельности и личные отношения. В личных отношениях недостаток полноценной игры выявляется в трудностях флирта, вредит самооценке и самопознанию. Вместо самопознания внутреннее пространство заполняется точками зрения “авторитетных” людей, стереотипами и клише.

Замечание: Ребенок должен прожить полноценное игровое детство, а также волнительный возраст почемучек, когда интересно понять умирает ли солнце, когда выходит луна, почему танк и лягушка такие разные, но оба зеленые, почему у папы есть усы, а не наоборот, у усов есть папа и т.п. Для развития креативности и находчивости нужно личное пространство, игрушки, книги и минимум критики взрослого.

 
5. Стыд vs. Гордость.

Стыд толкает ребенка отказываться от себя и своих способностей, заставляет его прятать себя и уступать даже тогда, когда он прав. Взрослые учат ребенка приспосабливаться к социально-желательным образцам, игнорируя его суть. И за то, что “я не такой” возникает жгучее чувство стыда, стирающее ребенка как субъекта из полноценного контакта с миром.

С психоаналитической точки зрения, травматизация в процессе взросления неизбежна. Не всегда указанные дефициты приводят к ожирению, но в каждом случае детского ожирения можно их обнаружить. Чем больше родители осознанны и внимательны к ребенку в детстве, тем меньше шансов у его детских трудностей перерасти во взрослые проблемы.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика детского ожирения: как сохранить здоровый вес у ребенка?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Почему ребенок часто болеет / Психосоматика детских заболеваний
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Актуальные вопросы детского ожирения.
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь