|
Портрет современного клиента: общая характеристикаАвтор статьи: Геннадий Малейчук
Портрет современного клиента: общая характеристика Геннадий Малейчук Каждое общество создает свои характеры…. (В.Райх) Клиент – это человек, добровольно обратившийся за психологической помощью к специалисту, определяющий свои проблемы как проблемы психологические, признающий свои вклады в их возникновение, а терапевта как специалиста, который может помочь их решить. В ранее опубликованной статье http://www.psyoffice.ru/article/4958/?prt=3041 мы выделили критерии, которые позволяют определять готовность клиента к психологической помощи (добровольность, признание авторства своих проблем, наличие элементов психологической картины мира и др.) В данной статье в фокусе внимания будет представлен взгляд на портрет современного клиента в социо-культурном контексте. Какой он – современный клиент? С какими проблемами чаще всего обращается? Как он относится к психотерапевтам и психотерпии? Ответы на эти вопросы мы будем искать, анализируя опыт психотерапевтической практики своей собственной и опыт коллег. Попытаемся рассмотреть портрет современного клиента в типологическом и проблемном ракурсе. Типологический и проблемный подходы к диагностике клиента не исключают, а дополняют друг друга, так как тип личности и характер проблемы суть соподчиненные категории. В частности, каждому типу личности будут релевантны свои психологические проблемы. Это вовсе не означает, что конкретные психологические проблемы строго привязаны к определенному личностному типу. Скорее, они соотносятся как диагностические категории и признаки, где каждая категория (тип личности) может проявляться разными признаками (проблемами), а за определенной проблемой может скрываться разный тип личности. И тогда суть диагностической задачи (понимание проблемы клиента) для терапевта состоит в нахождении за предъявляемыми клиентом симптомами-проблемами причин их вызывающих и поддерживающих. Симптом феноменологически представлен в сознании клиента в виде проблемы. Одна из основных функций симптома в том, что он организует контакт клиента с миром в ситуации острой непереносимости, дезадаптациии. Это экстремальный способ защиты клиента (еще одна функция симптома), когда воздействия среды оказываются настолько сильными, что структура личности/характера не в состоянии обеспечить адаптацию клиента к миру. Вышесказанное в равной степени относится и к внутриличностным «вызовам», когда речь идет о сложностях адаптации к своему Я. Структура личности/характера или тип личности также выполняет функцию адаптации, но в ситуации хронической интенсивности, привычной для функционирования клиента. И в том, и в другом случае мы имеем дело с процессом адаптации. В случае с симптомом – в острой ситуации, в случае с характером/ структурой личности – в привычной, стандартной. Логика психотерапевтической диагностической работы проявляется в поиске за предъявляемыми клиентом проблемами (признаками-симптомами) категорий-причин, их определяющих. Клинико-феноменологический метод (см. подробнее http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php) рамках разрабатываемого авторами (Г. Малейчук, Н. Олифирович) системно-аналитического подхода в психотерапии предполагает процесс целостной, поэтапной диагностики, осуществляемый на нескольких уровнях, последовательно разворачивающийся от наблюдаемых терапевтом и предъявляемых клиентом симптомов-проблем к структурно организованным личностным типам и от них к лежащим в основе их возникновения потребностям. Терапевт, работая с клиентом, продвигается в плане понимания его проблем от симптома к характеру (типу личности) и от него к потребностям, фрустрированным в результате взаимодействия со значимыми людьми http://www.psyoffice.ru/article/7610/?prt=3041 Клиническая картина личности клиента обусловлена социально (культурально) и индивидуально. Следовательно, процесс формирования проблемы и типа личности клиента необходимо рассматривать как в контексте его индивидуальной жизненной истории, так и в контексте истории развития социума. В конкретной жизненной истории клиента это проявляется в том, что: 1. возникновение его психологической проблемы и стоящего за ней типа личности непосредственно связано с его характером отношений с другими людьми, в первую очередь с людьми для него значимыми; 2. их форма проявления определяется приемлемыми культурными и социальными рамками. Первый тезис не нуждается в доказательстве. Наиболее основательно он разработан в теории объектных отношений. Суть его в том, что структура личности/характера человека определяется характером его отношений со значимыми для него объектами. Следовательно, и его психологические проблемы являются следствием нарушения этих отношений. Второй тезис касается в большей степени «выбора» формы проявления проблемы. Здесь мы, как правило, имеем дело со сложным переплетением в клинической картине клиента индивидуального и культурального. Хорошим примером для иллюстрации данного тезиса могут быть те метаморфозы, которые произошли с истерией в течении чуть больше последних ста лет. Если во времена Фрейда истерия проявлялась в форме неврологических (точнее, псевдоневрологических) проявлений (обмороки, припадки, различного рода псевдопараличи – от локальных – кисти рук, до глобальных – астазия-абазия), то в настоящее время вышеописанная форма перестала «пользоваться популярностью» у такого рода клиентов. Истерия, как утверждают психиатры, сменила маску, соматизировалась, и в настоящее время она в большей мере проявляется в форме соматических (псевдосоматических или соматоформных расстройств, как их сейчас называют в современных классификаторах психических болезней). Соматоформные же расстройства – расстройства соматические лишь по форме, а по сути – это та же истерия, так как в основе их образования лежит один и тот же механизм – конверсия (см. подробнее статью http://www.psyoffice.ru/article/4906/?prt=3041). Вышеприведенный пример иллюстрирует трансформацию одного и того же расстройства во времени. Здесь можно наглядно проследить, как изменяющееся отношение общественного массового сознания к истерии под воздействием информации об этом расстройстве изменило форму самого расстройства. Если во времена Фрейда к истерикам относились терпимо, с должным вниманием (именно то, что так нужно клиентам-истерикам), то сейчас под напором потока медицинской информации в массовом сознании произошло изменение отношения к этому расстройству и типу личности (сегодня вряд ли истерик может рассчитывать на позитивное внимание и сочувствие, упади он в обморок), да и сами термины «истерия», «истерик» негативно нагружены в сознании современного человека. Другое дело – соматические заболевания! Вряд ли у кого повернется язык упрекнуть или посмеяться над человеком, у которого болит, скажем, желудок или сердце… Культуральные перемены оказывают влияние не только на форму психических расстройств, но и на их «рейтинг популярности». Уже в середине 20 века А. Лоуэн в своей книге «Предательство тела» пишет, что «типичное» для нашего времени психическое затруднение – не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип, то есть, человек, который отделен, оторван, утратил связь с реальностью, имеет тенденцию к деперсонализации и выражает свои проблемы смысловыми интеллектуализациями и техническими формулировками. Типичный современный клиент, по мнению А.Лоуэна, не истерик, как было во времена Фрейда, он диссоциирован или с нарушенной самоидентичностью. Сейчас мы в полной мере можем утверждать, что на «психическую сцену» взошла нарциссическая личность с ярко выраженными чертами перфекционизма, манипулятивности, самолюбования, патологической потребностью в достижениях и восхищении и внутренней пустотой, проявляющейся скукой, апатией, неспособностью радоваться, любить. И если во времена Фрейда говорили о «невротической личности нашего времени» (К. Хорни), в середине 20 века о шизоидной (А. Лоуэн), то в настоящее время все чаще можно услышать о «нарциссической личности нашего времени» (А. Лэнгле, Х. Кохут и др.). Какие клинические типы личности клиентов чаще всего встречаются в психотерапевтической практике? Рассмотрим их в рамках существующих диагностических подходов (МКБ-10 и DSM-4), в которых данная типология представлена в рубрике «Расстройства зрелой личности». На наш взгляд они следующие: • Нарциссический • Тревожный • Зависимый • Пограничный • Инфантильный Нарциссическое и инфантильное расстройство личности не входят в рубрику основных личностных расстройств (в DSM-4 нарциссическое расстройство уже включено), тем не менее, таких клиентов все чаще можно встретить на приеме у психотерапевта. Содержательное описание вышеназванных типов личности представим в последующих публикациях. С какими симптомами/проблемами чаще обращаются клиенты к психологу/психотерапевту? • Панические атаки • Ощущение пустоты и бессмысленности жизни • Созависимые отношения • Фобии • Навязчивости • Бессонница • Депрессии • Тревога • Психосоматические проблемы • Низкая самооценка • Вина и др. Если их проранжировать, то среди основных проблем, с которыми обращаются к психологу/психотерапевту современные клиенты, безусловно, лидирует проблема отношений, на втором месте – страхи, тревожность и различные фобии. Далее по убывающей – проблемы поиска себя и самоопределения, самореализация, психосоматика, депрессии, неуверенность в себе, различные виды зависимости, кризис среднего возраста, стрессы, хроническая усталость, конфликтность, агрессивность и аутоагрессия. Если говорить о динамике симптомов и проблем, то в последнее время увеличивается число клиентов с депрессивными, тревожными и фобическими расстройствами, а также клиентов с психосоматическими проблемами и нарциссической неудовлетворенностью. Отдельный интерес может представлять психологическая характеристика современного клиента. Современный клиент на наш взгляд: • Тревожный. В сознании у большинства людей психолог/психотерапевт пока еще «равен» психиатру, и если человек обращается к психологу, то это вызывает у него чувство собственной неполноценности, стыда и страха. Стыд связан с ожиданием оценки, диагноза. Страх – с необходимостью «обнажаться», раскрывать душу. Соответствующее отношение часто можно увидеть и у окружающих. Мужчины более настороженно относятся к психологам/психотерапевтам, чем женщины. Но вместе с этим у них есть и интерес, и любопытство. Больше доверия к психологу/психотерапевту возникает, если обратиться к нему рекомендуют знакомые, врачи, социальные работники. • Образованный. Образованные люди, с высоким уровнем рефлексии охотнее идут к психологу. Первыми моими клиентами и клиентами моих коллег были студенты либо выпускники психологических специальностей. И это не удивительно. В процессе профессионального обучения повышается уровень психологической культуры, появляются знания о душе, представления о психологических проблемах и способах их решения – формируется психологическая картина мира. • Нетерпеливый. Нетерпеливость клиента проявляется в ожидании им быстрого результата от психологической помощи. Это прежде всего связано с незнанием им психологических механизмов действия терапии. В сознании клиентов часто присутствует представление о психотерапии как о некотором чудодейственном рецепте, спасительном совете, волшебной таблетке, эффективном перепрограммировании, перекодировании… Не обнаружив вышеперечисленных средств в арсенале психолога/терапевта, клиент часто оказывается разочарованным: «Мы будем разговаривать и это все?», «За разговор нужно платить?», «Психотерапия продлится несколько месяцев?», «Может, вы попробуйте со мной гипноз?» и т.д. • Рациональный. Современному человеку все сложнее чувствовать, у него доминирует рациональная сфера при блокировании сферы чувственной. Ценность мышления в сознании современного человека значительно выше ценности чувств, переживаний. Душа становиться некоторым атавизмом. Технологические установки распространяются и на область организма, тела. От него требуют безупречной работы, а переживания, чувства лишь отвлекают, становятся помехой. О них вспоминают, когда организм/ тело дает сбой. Однако, душа начинает «прорываться» в сознание человека в виде тягостных болезненных переживаний, навязчивых мыслей, преследующих страхов. Часто в качестве запроса клиенты и просят психотерапевта их избавить от ненужных, мешающих, по их мнению, чувств, надеясь, что чувствами, как и мыслями, можно управлять, оставив только приятные, позитивные и «выбросив» чувства неприятные, причиняющие боль. • Ожидающий чуда. Клиенты часто идут к психологу/психотерапевту с ожиданиями целительской помощи и надеждой на чудесное исцеление. В сознание современного человека образ психолога часто рисуется как образ Целителя, Мага, Волшебника, Гуру…При такой установке неизбежны разочарования либо в психологе/психотерапевте, либо в психологии/психотерапии. В первом случае клиенты не сдаются и продолжают поиски такого кудесника, который «разведет руками их боль», решит волшебным образом все их проблемы. Во втором – обесценивают и психолога/психотерапевта и психологию/психотерапию. Вышеперечисленные качества современного клиента с определенными установками на психологическую помощь в основном связаны с пока еще невысокой психологической культурой населения. До сих пор в сознании современного человека – потенциального клиента – присутствует весьма смутное представление о психотерапии как о профессии, и о психотерапевте как профессионале. Тем не менее, опыт психологической практики дает право утверждать, что в этом направлении наблюдаются позитивные тенденции. Потребности в психотерапии и психотерапевтах становятся частью реальности для современного человека. Возможна консультация и супервизия для иногородних по скайпу Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|