Матрица Одиночества (часть 2)

Автор статьи: Андрей Савенко

Матрица Эмоциональной депривации

"The Emotional Deprivation Lifetrap"

«Я никогда не получу любовь, которая мне нужна»

Матрица Одиночества часть 2

Из этой статьи вы узнаете:

почему формируется схема Эмоциональной депривации,

- почему бывает так сложно её обнаружить и

как определить причины возникновения вашей схемы. 

Статья представляет собой отрывок главы "I'll Never Get the Love I Needиз книги Jeffrey E. Young, Janet S. Klosko "Reinventing your life"

1 часть статьи (краткое описание схемы, опросник и примеры переживаний) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/119677/
3 часть статьи (схема Эмоциональной депривации в любовных отношениях) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/120311/
4 часть статьи (как изменить схему Эмоциональной депривации) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/120316/
Краткое описание всех 18 схем Д. Янга см. здесь: https://www.psyoffice.ru/blog/84987/

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТРИЦЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Эмоциональная депривация возникает из-за человека, который выполняет материнскую функцию для ребёнка – человека, который в основном отвечает за эмоциональную заботу о ребёнке.

В некоторых семьях – это мужчина, но обычно в нашей культуре таким человеком является женщина. Фигура отца также важна, но в первые годы жизни обычно мать находится в центре мира ребёнка. Такие первичные отношения становятся образцом для всех последующих взаимоотношений. В течение всей последующей жизни человека все его наиболее близкие отношения с другими людьми будут нести отпечаток тех первичных отношений с матерью.

В случае эмоциональной депривации ребёнок получает меньше материнской заботы, чем это бывает обычно, в среднем. Термин «забота» сам по себе многозначен, как вы можете увидеть ниже в перечне вариантов происхождения Эмоциональной депривации. Словом «мать» мы обозначаем человека, выполняющего материнскую функцию.

Происхождение матрицы Эмоциональной депривации

  1. Мать холодна и не ласкова. Она не берёт ребёнка на руки или недостаточно его укачивает.
  2. У ребёнка нет ощущения того, что его любят или ценят – он не чувствует себя особенным и желанным.
  3. Мать не уделяет ребёнку достаточно времени и внимания.
  4. Мать в действительности не настроена на удовлетворение потребностей ребёнка. Она испытывает сложности с сопереживанием. Она, на самом деле, не общается (т.е. нет эмоциональной связи) с ребёнком.
  5. Мать не может адекватно успокоить ребёнка. Соответственно, ребёнок позже не способен успокоить себя сам или успокоиться с помощью других людей.
  6. Родители не могут адекватно направлять ребёнка или обеспечить ему ощущение надёжного руководства. У него нет твёрдой опоры, на которую он может положиться.

Лишения Джеда были наиболее сильными. Он был почти полностью безнадзорным ребёнком. Матери  Джеда было 17 лет, когда она забеременела. Его отец был гораздо старше и был женат, и он отказался признать Джеда своим сыном. Его мать надеялась, что если она родит, то его отец смягчится и будет рядом с ней. Но этого не случилось.

ДЖЕД: Мой отец перестал ею интересоваться после того, как я родился. Как только она понял, что от меня нет никакого толка в его завоевании, она потеряла ко мне всякий интерес. Она хотела как можно быстрее вернуться к своей прежней жизни и продолжать встречаться с богатыми пожилыми мужчинами. Она никогда по-настоящему не хотела моего появления на свет.

Мы часто слышим подобные утверждения от клиентов с Эмоциональной депривацией: «Я не знаю, почему она меня родила» или «Они никогда не хотели моего появления на свет».

В воспоминаниях Джеда, начиная с самых ранних, не было никого, кто бы о нём заботился.

ДЖЕД: БОльшую часть времени её не было рядом. Но даже, когда она была рядом со мной, ничего не менялось. Когда я что-то хотел от неё, она говорила: «Не шуми, иди спать, тебе нужно вздремнуть» и продолжала заниматься своими делами, как будто меня там не было.

У Элизабет депривация была менее жёсткой. Её мать была ответственным человеком и не игнорировала свою дочь. Тем не менее, так же, как и мать Джеда, она была нарцисстичным человеком. Вместо того, чтобы видеть в ребёнке отдельного человека со своими собственными потребностями, она воспринимала дочь как своё собственное продолжение. Она видела в Элизабет объект, который можно использовать для собственного удовольствия.

Всё, что желала мать Элизабет и то, чего она не смогла добиться в своей жизни, - это быть богатой. Она хотела, чтобы Элизабет вышла замуж за богатого мужчину.

ЭЛИЗАБЕТ: Она учила меня быть приятной и очаровательной. Это была цена за её любовь. Она учила меня играть роль для компании. Она брала меня с собой в магазин. Она одевала меня, как куклу. Но когда покупки были сделаны и компания расходилась, она меня игнорировала. Я просто была больше не нужна.

Как мы знаем, Элизабет выросла, чтобы выполнить желания своей матери. Она вышла замуж за богатого человека. Сейчас она жена исполнительного директора. Он ожидает, что она будет приятной и очаровательной для компании. Когда компания расходится, он её игнорирует.

У Дастина – мужчины, который влюбляется в недоступных женщин – казалось бы, была хорошая мать. Она всё правильно делала. Она давала Дастину лучшие игрушки, лучшую одежду, лучшие школы и лучший отдых. И тем не менее, здесь присутствовало ощущение холодности. Мать Дастина была успешным юристом. Она строила карьеру в то время, когда этот было редкостью для женщины работать в такой профессии. Она сосредоточилась почти исключительно на своей работе. Дома она была поглощена собой и отстранённой.

Хотя она и не признавалась себе в этом, но глубоко внутри она считала Дастина обузой, требовательным ребёнком, который отвлекал её от важных дел. И она просто не была сердечной женщиной. Для ней было сложно выражать любовь, даже тем людям, которых она ценила больше, чем Дастина. Вообще-то она обвиняла Дастина за то, что не испытывала достаточной любви к нему. Она была не виновата в том, что он вызывал в ней такие слабые чувства.

Дастин вырос с глубоким чувством вины за то, что он его мать не заботилась о нём. Свою вину он прикрыл панцирем злости. Это пример Атакующего способа совладания с матрицей.

На первый взгляд, он казался чрезвычайно избалованным и капризным ребёнком.

Сейчас, уже будучи взрослым, Дастин воспроизводит свою матрицу Эмоциональной депривации в своих бесчисленных романтических отношениях с недоступными женщинами. Он прокручивает одни бесперспективные отношения за другими. Неизбежно каждая женщина расстраивает его, и он становится всё более требовательным. Это всегда заканчивается тем, что женщина разбивает его сердце.

ДАСТИН: Пока я не начал терапию, я действительно не понимал, как я попался в этот круг. Я полагал, что я просто случайно влюблялся в женщину, которая вдруг оказывалась недоступной.

Хотя его мать и не могла удовлетворить его потребность в эмоциональной близости, Дастину повезло в другом. У него был отец, который его любил. Если бы не отношения с отцом, Дастин мог бы навсегда себя закрыть от попыток сближения с любыми людьми. Любовь отца частично помогла ему компенсировать тот вред, который был причинён отношениями с матерью. Поэтому его матрица проявлялась только в некоторых сферах жизни. Он был способен поддерживать адекватные отношения с другими людьми, вне своей семьи.

Матрица Дастина имела весьма ограниченное влияние на его взрослую жизнь. Его не разочаровывали все люди – только женщины, в которых он влюблялся. У Дастина были хорошие взаимоотношения со многими людьми. У него было много близких друзей, и мужчины, и женщины, с которыми он делился своими переживаниями на любовном фронте.

Случай Дастина показывает, насколько важна роль отца в раннем детстве. Если мать ребёнка не может удовлетворить его потребности в эмоциональной близости, но отец в состоянии сделать это, то он может стать лучом света в его тёмной психической жизни. Любовь отца может частично восстановить эмоциональные лишения ребёнка. Если ребёнку повезёт, то его отец может восполнить ощущение нехватки материнского тепла, и взять на себя существенную долю ответственности за заботу о ребёнке. Как сказал Дастин: «Мой отец помог мне удержать надежду в мире».

Точно так же происходит и в тех случаях, когда у детей был отец, не способный дать им достаточно эмоциональной близости, но была мать, которая могла компенсировать такую нехватку. Такие дети могут во взрослом возрасте проявлять склонность к эмоциональной депривации, но только в определённых взаимоотношениях. Например, девочки, у которых были такие отцы, могут воспроизводить матрицу Эмоциональной депривации в любовных отношениях с мужчинами, но в отношениях с другими людьми такие реакции проявляться не будут.

В некоторых случаях для выявления у клиента матрицы Эмоциональной депривации требуется время.

В отличии от большинства других матриц, когда родители в детстве совершают что-то конкретное (т.е. активно действуют) и вредят ребёнку, эмоциональная депривация возникает в результате отсутствия определённого поведения матери.

Такое родительское поведение, как критика, которая формирует матрицу Ущербности, или угнетение, которое формирует матрицу Подчинения, заметно отчётливо. Родители совершают поступки, которые ребёнок запоминает. Но эмоциональная депривация не всегда похожа на это. Эмоциональная депривация возникает, когда что-то утеряно. Что-то, что ребёнок никогда и не знал.

Таким образом, вам может быть сложно распознать у себя матрицу Эмоциональной депривации. Несмотря на ваше сильнейшее ощущение, что вас игнорируют, возможно, вам нужно будет хорошо покопаться в себе, чтобы выяснить тот момент в вашем детстве, когда это началось.

Возможно, вы сможете распознать эту матрицу после того, как зададите себе такие вопросы:

  • чувствовал ли я, что моя мать была рядом со мной
  • чувствовал ли я, что она понимает меня
  • чувствовал ли я, что меня любят
  • любил ли я её
  • была ли она доброй и нежной
  • мог ли я рассказать ей, что я чувствовал
  • была ли она способна дать мне то, что мне было нужно?
В терапии многие люди с матрицей Эмоциональной депривации сначала говорят нам что-то вроде: «О, у меня было нормальное детство. Моя мать всегда была рядом».

Дастин начал терапию с фразы: «Моя мать давала мне всё. У меня было всё, что я хотел».

Однако когда люди с такой матрицей описывают свои прошлые и текущие взаимоотношения, выясняется, что что-то не так. Вырисовывается тревожная модель поведения. Это определённое ощущение отчуждённости. Возможно, человек чрезмерно чувствителен к лишениям или постоянно злится. Только когда мы разбираем прошлый опыт клиента, мы можем понять, откуда это появилось. Несмотря на то, что матрица Эмоциональной депривации является наиболее распространённой, её часто бывает сложнее всего выявить.

1 часть статьи (краткое описание схемы, опросник и примеры переживаний) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/119677/
3 часть статьи (схема Эмоциональной депривации в любовных отношениях) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/120311/
4 часть статьи (как изменить схему Эмоциональной депривации) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/120316/
Краткое описание всех 18 схем Д. Янга см. здесь: https://www.psyoffice.ru/blog/84987/


Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • " Меня никогда не полюбят " или Ловушка Эмоциональной депривации.
  • 3 типа эмоциональной депривации
  • Эмоциональной депривации способствует китч?
  • Откуда "ноги растут" у эмоциональной депривации и что с ней делать?
  • Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.
  • Часть III. Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве.
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Первый опыт эмоциональной близости с Собой.
  • Отношения как искусство эмоциональной близости
  • Выстраивание эмоциональной близости в отношениях. Этап первый, узнавание друг друга
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Разрушение эмоциональных связей в детстве: последствия депривации (часть 1)
  • Феноменология отношений эмоциональной зависимости. Часть 2.
  • Роль эмоциональной близости в духовном развитии
  • Функции эмоциональной близости или зачем она нужна?
  • Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Техника освобождения от эмоциональной зависимости. Часть 5
  • Техника освобождения от эмоциональной зависимости. Часть 2
  • Техника освобождения от эмоциональной зависимости. Часть 3
  • Техника освобождения от эмоциональной зависимости. Часть 1
  • Техника освобождения от эмоциональной зависимости. Часть 4
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Быть собой - это конец эмоциональной зависимости
  • Мир не мил без тебя: как выйти из эмоциональной зависимости от другого человека?
  • Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых
  • Соблюдение ментальной и эмоциональной чистоты- возможность или необходимость человека?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь