Техника освобождения от эмоциональной зависимости. Часть 5

Техника освобождения от эмоциональной зависимости Часть 5

Добрый день, друзья и коллеги.

Переходим к описанию структуры техники "Освобождение от эмоциональной зависимости". Стратегия работы будет учитывать максимальное число сдерживающих факторов, описанных в предыдущих частях. В комментариях будем отмечать смысловое наполнение шага и опыт применения техники.

  1. Начало работы в технике. Сообщаем клиенту, что работа будет происходить как на языке сознательного (слова, размышления), так и на языке бессознательного (визуальные образы, ощущения). Направляем фокус внимания клиента на внутреннюю кинестетику, для этого просим, например, почувствовать температуру воздуха на вдохе и выдохе, или разницу ощущений в руках.
  2. Выделение части личности. Предлагаем подумать о невротических отношениях, вспомнить эмоционально яркие моменты. При этом отметить "кинестетический" отклик в теле. Простыми словами, где "ёкнет", отзовется в ощущениях мысль об этих дискомфортных отношениях. Предлагаем метафору, что это отозвалась "часть личности" клиента, которая удерживает его в зависимых отношениях.
  3. Установление контакта с частью личности. Просим клиента положить руку на место отклика. Ощущение в этом месте при контакте с теплой ладонью обычно слегка меняется. Спрашиваем, как именно изменились ощущения, когда был установлен контакт с частью при помощи руки? Предлагаем клиенту поблагодарить часть личности, за то что она отозвалась и вышла на контакт. Благодарность можно послать внутренним монологом или "лучиком" теплого приветствия. И просим часть личности показать зависимость от другого человека визуально. 
  4. Визуализация эмоциональной зависимости. Предлагаем ясно представить визуальный ответ части личности, как из области отклика, выходит нить, или трос, или что-то еще, что может связывать. И на том конце проявляется образ человека (персонализация), с которым связывают зависимые отношения.
  5. Описание визуальной метафоры. Клиент описывает, как выглядит связь (цвет, толщина, материал), и как выглядит персонализация. Этот этап в том числе и диагностический. Как правило в случаях сильной и устойчивой зависимости образ второго человека выглядит большим и смотрит прямо на клиента.
  6. Принятие ответственности. Говорим, что как правило более зависим тот, кто вложил в отношения больше эмоций и переживаний. Спрашиваем клиента, какая часть этой связи принадлежит ему? Хороший прогноз, если клиент отмечает, что ему принадлежит около 3/4 визуализированной связи. Если клиент указывает что его "почти 100%", предлагаем отнестись с уважением к бывшему партнеру, который тоже испытывал определенные эмоции и посмотреть внимательнее еще раз. В крайне редких случаях, когда клиент брал ответственность за половину связи и менее, можно было говорить о роли "жертвы". Технику временно приостанавливали, работали с принятием личной ответственности за результат коммуникации.
  7. Предварительное разделение. Предлагаем провести мысленный эксперимент. Оставить связь на вид целой, но в том месте, где заканчивается ваша часть и начинается часть другого человека (в третьем лице обезличенно "другого человека") разделить ее инструментом, который клиент выбирает сам. То есть концы пока "висят в воздухе" и создают иллюзию целой связи, но клиент уже знает, что связь рассоединена. На этом этапе полезно спросить клиента, какую эмоцию он испытал, при разделении связи. Как правило в этом момент испытывается "облегчение", появляется легкость, можно отметить как расправляются плечи. Это говорит о хорошей мотивации клиента на исцеление. В тех крайне редких случаях, когда появляется тревога и дискомфорт, можем говорить, о силе вторичных выгод. Это означает, что их проработке нужно уделить особое внимание на следующих шагах.
  8. Глагольные сдвиги. Считаю важным выделить это в отдельный пункт, хотя здесь и не описывается самостоятельный шаг техники. Начиная с момента разделения, обращаем особое внимание на лингвистику сообщений. Используем то, что в НЛП называется "сдвиг глагольных времен". То есть о зависимости и всем, что было связано с отношениями говорим исключительно в прошедшем времени. Если замечаем, что клиент продолжает использовать глаголы настоящего времени, мягко просим его переформулировать фразу в прошедшем.
  9. Усиление разделения. Предлагаем клиенту почувствовать в руках пульт, который управляет изображением в его внутреннем фильме. Когда клиент начинает ощущать в руках путь управления, это говорит о принятии установки о том, именно он является хозяином происходящего, и именно он управляет зависимостью. При помощи пульта управления связь разъединяется уже в месте предварительного разделения. Причем так, что окончание своей части отводится вправо от клиента, а окончание части другого человека отводится влево. Направления выбраны с учетом того, у большинства людей будущее при визуализации "Линии времени" направлено вправо. Если у клиента соотношение прошлого и будущего инвертировано (что чаще всего бывает у левшей), тогда своя часть отводится в другую сторону. Как это будет видно из последующих шагов, важно, чтобы она была отведена в направлении, соответствующему субъективному восприятию будущего.

На следующем этапе начинается работа со вторичными выгодами и поиском замещающих вариантов поведения. Описание шагов будет продолжено в следующей части статьи.

 

 



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Школьник выбирает профессию и колледж. Лучше "синица в руках", чем "журавль в небе"
  • Когда клиент "пошел по психологам"
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть третья.
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь