|
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?Автор статьи: Ольга Борисовна Левко
Сентябрь. Начинается учебный год. Это очень волнительный период, как для школьников, так и для их родителей. Новая обстановка, коллектив, правила, другой распорядок дня. Перед ребенком стоят новые непростые задачи, на пути решения которых ему не справиться самостоятельно без родительской помощи и поддержки. Для ребенка переход из садика в школу – это примерно то же самое, что для взрослого человека переход из статуса «студент» в статус «рабочий человек». Буквально, это новые правила жизни: больше ответственности и обязанностей, другой график и требования, задачи, которые надо решать (а если не решишь вовремя, то они догонят снежным комом), более высокий уровень умственных нагрузок, никакого безделья и прогулов без уважительных причин. Своего рода это первые детские шаги по лестнице, которая в свое время приведет во взрослую жизнь. На этом этапе очень важны позитивные родительские установки, которые влияют на факт отношения и восприятия ребенком школы. Что важно делать родителям, на что обращать внимание, как помочь? Рекомендации для родителей: 1. Создайте благоприятные условия в доме и семье, эмоционально положительный и позитивный настрой. Важно с самого утра передавать ребенку хорошее настроение, т.к. это сильно влияет на его работу в течение всего дня. 2. Будьте внимательны к своему ребенку, учитывайте возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Также не стоит полагаться на общие стереотипы и требования, существующие в школе и предъявляемые к школьной успешности. Важно замечать и отмечать то, что получается хорошо именно у вашего ребенка и, главное, как это получается. Сравнивать вчерашние успехи ребенка с его личными достижениями и успехами сегодня и отмечать рост. 3. Внешкольные нагрузки (дополнительные кружки и секции) необходимо исключить на какое-то время или сократить до минимума. Организм привыкает к условиям обучения первые три месяца. Таковы физиологические особенности. Максимальный уровень, с которым ребенок может справиться эмоционально и физически – это не более 6 часов в неделю, т.е. 2 кружка в неделю. 4. Подарите ребенку часы и/или будильник и научите ими пользоваться. Это поможет легче привыкнуть к новому режиму и графику. Такие помощники всегда разбудят вовремя, помогут проснуться и успеть в школу. Ситуации, когда мама будит ребенка, дергает за одеяло и произносит фразы в духе «Вставай уже, а то опоздаешь!», обычно вызывают негативные эмоции. Причем не только в адрес мамы, но и в адрес школы. Будильник и отслеживание времени, напротив, помогают ребенку развить самостоятельность и планирование в будущем. 5. Составьте с ребенком его распорядок дня и следите за его соблюдением. Можно сделать это в виде плаката, коллажа, расписания, схемы, рисунка по дням недели, на всю неделю, месяц и т.д. Важно делать это вместе и творчески подойти к данному пункту. Можно рисовать разными цветами, выделяя ярким главное или же придумать свою личную схему кодировки и знаков. Ребенок точно ничего не забудет, посмотрев на него. 6. Следите за тем, чтобы мобильный телефон вашего ребенка был заряжен. Дети в этот период могут быть рассеянными и невнимательными. И чтобы быть с ним на связи и не волноваться лишний раз, лучше сами проконтролируйте этот момент. Конечно же, постепенно необходимо передавать ребенку ответственность за его личные вещи и приучать за ними следить. 7. Давайте ребенку возможность играть: с игрушками и со сверстниками. До 6-7 лет ведущим видом деятельности у ребенка является игра. Она учит детей быть инициативными, ведущими, брать ответственность, сотрудничать, позволяет усвоить социальные нормы и правила поведения в обществе, отстаивать и защищать свои интересы. В 7-10 лет к игровому виду деятельности добавляется еще и учебная деятельность. Она предполагает такие умения, как концентрация внимания, усидчивость, сосредоточенность. На физиологическом уровне ребенок приобретает эти способности к 7-8 годам, когда сформируются лобные доли. Поэтому, если ребенок хочет взять с собой любимого мишку Тедди, машинку, человечка из Lego, куклу и т.д., не запрещайте, пусть кладет в кармашек портфеля. И не стоит высмеивать и говорить фразы «Ты уже большой!». Игрушка часто может помочь ребенку «пережить» этот сложный период, почувствовать смелость, поддержку, возможно, даже «проиграть» и проговорить какую-нибудь нехорошую ситуацию или диалог на переменке. Также, дома можно наблюдать за игровым процессом, что может помочь вам лучше понять ребенка и увидеть ситуации, о которых дети могут не говорить, но «играть» в них. 8. Хвалите вашего ребенка. В любом возрасте похвала важна, т.к. именно собственный успех является мощным стимулом и мотиватором. Главное, хвалите ребенка конкретно, а не просто словами «Молодец», «Умница», и выражайте конструктивную похвалу наречиями и глаголами «Красиво написал буквы», «Быстро и выразительно прочитал стихотворение». То же самое и с критикой. Она должна быть конструктивной. Например, «Этот пример решен неверно», «Буква написана неаккуратно». Таким образом, самооценка не пострадает. Если ребенок будет испытывать страх перед родительским замечанием, криком или недовольством, то это вряд ли будет вдохновлять его на учебные подвиги и уж точно не приведет к познавательной активности. 9. Не запугивайте ребенка школой, не рисуйте негативный образ школы: там трудно и сложно. Также, нельзя обманывать первоклассника, рисуя радужный образ школы как места, где весело и много детей, которые играют. Необходимо преподнести ребенку объективную реальность. Рассказать про распорядок, познакомиться с учительницей, показать школу. Можно, например, зайти на школьный сайт и вместе виртуально побродить по коридорам, заглянуть в раздевалки и посмотреть на столовую. Школа является авторитарной структурой, где важным компонентом в процессе обучения выступает дисциплина. Важно объяснить ребенку и донести мысль, что не следует ожидать от школы того факта, что все его там будут любить, заботиться о нем. Что там будет приятно и хорошо, что там разовьются все его способности и творческий потенциал. Основная задача школы – это дать знания, развить логику и мышление, показать и научить различным способам жизни и взаимодействию в обществе. Что в этом обществе есть определенные правила (законы) и ограничения, где живут разные люди, и где они по-разному могут относиться друг к другу. А всему остальному его должна научить семья: быть добрым, отзывчивым, дружелюбным, признавать авторитет старших, уметь ладить с людьми, сотрудничать, быть способным постоять за себя, без причинения вреда другому и т.д. 10. Показывайте ребенку прикладную составляющую знаний, которые он получает в школе. Чтобы он больше осознавал, где именно в жизни сможет применить все эти знания. Например: «Если ты научишься решать задачи на время и скорость, то сможешь посчитать расстояние до того места, куда мы поедем в отпуск» или «Нужно уметь складывать и отнимать, чтобы посчитать деньги в магазине» и т.д. 11. Познакомьтесь и подружитесь с родителями (мамой) другого ребенка, пригласите к себе в гости. Это позволит вам делиться переживаниями и опытом, обсуждать общие вопросы, даст возможность по очереди забирать детей с продленки, покажет детям на примере, что такое дружба, поможет лучше увидеть и узнать, с кем дружит ваш ребенок. 12. Любите вашего ребенка, поддерживайте, будьте чуткими и внимательными, уделяйте время личному общению. Не стоит откладывать воспитание на будущее. Иначе, можно упустить момент, и тогда придется многие вещи корректировать: агрессию, неуверенность, застенчивость и т.д. В случае плохой адаптации ребенка к школе, можно выделить ряд некоторых признаков:
Если ваш ребенок столкнется с трудностями в социально-психологической сфере, и вы не сможете справиться с ними самостоятельно, смело обращайтесь за консультацией к школьному или частному психологу. Рада быть полезной! Автор: Ольга Левко, психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|