Откуда берется школьная тревожность? Причина первая - учебные перегрузки

Откуда берется школьная тревожность Причина первая  учебные перегрузки

Понятно, что школьные страхи и тревоги ребенка не вырастают на пустом месте. Школьная тревожность имеет разнообразные причины. И их важно понимать, когда мы пытаемся разобраться с тем, что происходит с ребенком, и наметить способы ему помочь.

Все разнообразные причины школьной тревожности можно свести к следующим основным:
- учебные перегрузки;
- трудности ученика при освоении школьной программы;
- неадекватные ожидания родителей;
- травматичные отношения с учителями;
- постоянно повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов;
- смена класса и/или непринятие ребенка одноклассниками.

Сегодня я открываю серию статей, посвященных причинам школьной тревожности, потому что все они, на мой взгляд, заслуживают более серьезного рассмотрения. И поговорим мы об учебных перегрузках.

К сожалению, это очень распространенная причина школьной тревожности. Она связана с тем, что организация учебы в современных школах далеко не во всем и не всегда соответствует психологическим особенностям и возможностям ребенка.

Например, давайте посмотрим на то, как устроен учебный год. Самая короткая четверть (вторая) длится обычно около семи недель. А помните, как невозможно долго тянется третья четверть, как обычно устают к ее окончанию и дети, и родители?

На самом деле, проводились специальные исследования, которые показали, что детям тяжело учиться больше шести недель подряд (особенно это касается младших школьников и подростков): к концу этого периода у них резко снижается работоспособность и повышается тревожность. Чтобы восстановиться, нужен перерыв не меньше недели. Очень хорошо, конечно, что теперь у первоклассников в феврале есть дополнительные каникулы, но вообще-то проблему это не решает.

Еще один источник перегрузок – чрезмерная занятость ребенка школьными делами в течение недели. Обычно дети лучше всего способны учиться во вторник и среду, начиная с четверга растет утомление, работоспособность резко падает, а вместе с ней ползет вниз и эффективность учебы. Очень важно, чтобы у ребенка был хотя бы один полноценный выходной в неделю: день, когда он может не делать домашних заданий и вообще не думать о школьных делах. И вот этот момент зависит уже не только от школы и учителей, но и от родителей, которые могут помочь ребенку более конструктивно распределить время для выполнения домашних заданий, и, самое главное, хотя бы иногда разрешать и ему, и всей семье, отвлекаться от школьных дел и вспоминать, что в мире есть и другие дела и интересы.

Определенный вклад в перегрузки вносит и длительность урока. Наблюдения за детьми в школе показывают, что в первые полчаса урока ребенок отвлекается в три раза меньше, чем в оставшееся время. И именно в оставшиеся 10-15 минут урока резко возрастают и проявления тревожности. Опять же, мы не можем повлиять на длительность школьного урока, но можем учитывать этот факт, когда ребенок занимается дома выполнением домашнего задания.



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Откуда берется школьная тревожность? Причина шестая – смена или непринятие ребенка классом
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая – трудности при освоении учебной программы
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина третья – неадекватные ожидания родителей
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина четвертая – травматичные отношения с учителями
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Тревожность - что это такое, причины, следствия и грамотное лечение
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Рекомендации школьному психологу, родителям и учителям по снижению школьной тревожности пятиклассников
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь