Кризис становления: 18-25 лет

Автор статьи: Андрей Горев

Кризис становления 18 25 лет

 

Возрастной кризис – это период, в процессе которого проверяются на прочность личностные структуры человека, сформированные в предыдущий возрастной период.

Мир как бы поворачивается к человеку новой гранью, старые социальные связи рвутся или ослабевают, формируются новые. Социум начинает предъявлять к человеку новые требования, близкие люди озвучивать новые ожидания. Далеко не всегда жизнь встречает человека приветливой улыбкой, иногда она оборачивается к нему всем своим звериным оскалом.

Привычные психологические защиты, успешно работавшие в прежние годы, в новой обстановке могут и не сработать, так что человек оказывается уязвим для различных психологических стрессов, являющихся результатом попадания в незнакомые социальные или рабочие ситуации. 

Очень часто те навыки и способности, которые выручали человека в прошлые годы, в новых условиях оказываются бесполезными или малоэффективными. Возникает необходимость в формировании и развитии каких-то новых способностей. Но зачастую человек даже не понимает, какие именно способности ему необходимо в себе культивировать и у кого можно этому поучиться.

Это первый возрастной кризис, который человек переживает во взрослом состоянии

Наша культура организована таким образом, что возрастной кризис тинэйджеров отодвигается с 15-16 лет до 18. В стенах школы молодые люди искусственно консервируются в статусе детей до момента покидания школы. Выйдя на просторы взрослой жизни, они оказываются один на один с этим взрослым миром.

В некоторых семьях создаются особые внутренние механизмы сохранения их чад в статусе детей. Четко контролируется выбор вуза и процесс поступления, осуществляется финансовая поддержка уже взрослого, но еще не имеющего средств к существованию человека, и даже делаются попытки контролировать его времяпрепровождения и контакты. В этом случае момент столкновения с взрослым миром может отодвигаться до 21-22 лет, а в случае с аспирантурой или каким-то другими уловами и до 25-26 лет.

Но в любом случае в течение этих 5-8 лет человек вынужден окончательно распрощаться со своим детством и начать формироваться в статусе взрослого человека. Это первый возрастной кризис, который человек переживает во взрослом возрасте. Это кризис становления – создания себя: формирования собственного жизненного стиля, создания своего имиджа, подбор способов подачи себя в социуме.

Ловушки для послушных мальчиков и девочек

Одна из самых типичных и опасных ловушек, в которые в течение этого возрастного периода попадают молодые люди - это «ловушка послушных мальчиков и девочек». Предполагается, что для того, чтобы все было хорошо, нужно четко и аккуратно выполнять все социальные требования, исходящие от родителей и от социума в целом.

Но, несмотря на то, что именно в этом возрасте люди обычно получают свое основное образование, «ведущей деятельностью» в данный возрастной период является все-таки тусовка (в широком смысле слова): накопление контактов и связей, выбор своего коммуникативного стиля, а также развитие своих коммуникативных и интеллектуальных способностей. В общем – формирование своего индивидуального стиля.

Очень часто лоботрясы и двоечники, отодвинувшие на задний план процесс получения знаний в вузе, но активно погружающиеся в различные тусовки, в которых тщательно отшлифовывают свои социальные навыки, в итоге оказываются более успешными, чем ботаники и зубрилы.

А на фоне прорывающихся в люди бывших тусовщиков и лоботрясов мы можем наблюдать, как рушатся карьеры бывших отличников. Их карьеры рушатся из-за психологических и личностных проблем, с которыми они не могут совладать при столкновении с реалиями взрослого мира. Поверившие в лозунг «знание – сила» молодые люди столкнулись с социальными и рабочими ситуациями, в которых оказались более важны коммуникативные и интеллектуальные способности, чем знания.

Успешно закончившие вузы двоечники обычно обучаются «успешному поведению» в ситуации, когда они испытывают дефицит знаний, кроме того, они развивают в себе необходимые социальные навыки. В то время как отличникам в реальных рабочих ситуациях все равно не хватает полученных в вузах знаний, но они не имели опыта выкручиваться из таких ситуаций, у них не сформировались навыки, необходимые для правильного поведения в конфликтных ситуациях с социальной подоплекой.

На работе отличников гнобят «глупые карьеристы» или «безмозглые задаваки», которые абсолютно необразованны, а порой и просто глупы. Послушные юноши и девушки становятся жертвами социальных игр и офисных интриг. А в личной жизни, если им и удается преодолеть свое одиночество, они натыкаются то на «нарциссов» и «объюзеров», то на «манипуляторов» или еще на каких-нибудь «паразитов общества».

Так что важней: развитие способностей или накопление знаний?

Данный возрастной кризис легче проходят те молодые люди, которые оказались более ориентированы не на накопления знаний, а на формирование и развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Интересно, что накоплению знаний этот кризис скорее во вред: какая уж тут учеба, когда идет череда любовных драм, экзистенциальных кризисов и различных социальных обломов. И в тоже время психологические проблемы, с которыми человек сталкивается в этом возрасте, провоцируют и принуждают его к развитию своей личности. 

К примеру, ничто так эффективно не включает социальную и межличностную рефлексию, как несчастная любовь. Бессмысленные споры о смысле жизни, а также выяснения отношений с друзьями и любимыми в большей степени способствуют развитию коммуникативных способностей молодых людей, чем вузовские «уроки риторики».

Практикующим психологам хорошо известно, что основные проблемы, с которыми к ним обращаются представители этой возрастной группы, так или иначе связаны с проблемой отношений: одиночество, неспособность заводить друзей, проблемы в отношениях с противоположным полом, трудности самореализации в коллективе, любовные драмы и конфликты, болезненные разрывы отношений. Ну,конечно же, мы сталкиваемся и с последствиями полученных во всех этих ситуациях травм в виде заниженной или скачущей самооценки, потери веры в себя и др.

Если рассмотреть все эти проблемы в контексте того, что нужно делать для их преодоления, то появится список коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые молодым людям было бы полезно формировать в себе и развивать. В вузах этому не учат, а психологи ассоциируются скорее с врачами, чем со специалистами по развитию способностей. Так что к психологам молодые люди обычно попадают уже в ситуации, когда произошла какая-то драма или была получена психологическая травма.

Потеря осмысленности происходящего и разочарование в устройстве мира

Большинство родителей в процессе воспитания своих детей стараются уберечь их от столкновения с некрасивыми и злыми реалиями нашего мира. В данном возрастном периоде молодые люди как раз вынуждены сталкиваться с этим взрослым миром со всеми его дурными манерами и звериным оскалом, со всей его жестокостью, подлостью и несправедливостью.  

Именно на этот возраст приходится основное количество экзистенциальных кризисов, именно в этот период молодые люди начинают терять себя и пробуют искать свое предназначение в мутных глубинах психики, которые иногда поэтически называются «внутренним миром». Можно сказать, что данный возрастной кризис характеризуется столкновением внутреннего мира человека с его социальным окружением.

Итак, данный возрастной кризис можно назвать «кризисом становления», именно в этом возрасте начинают окончательно проявляться личностные черты человека, которые сохраняются в течение всей его жизни и порой успешно проходят, не особенно стираясь и не теряя своей рельефности, через все последующие возрастные кризисы. Именно в этом возрасте у человека появляется свой индивидуальный стиль: стиль жизни, стиль коммуникации, стиль поведения. 

 



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Кризис дезадаптации мозговых структур, принимаемый за возрастной кризис
  • Возрастной кризис. Коучинг руководителя или что делать, когда нет мечты?
  • Аноргазмия. Фригидность. «Не хочу немолодого мужа». Возрастной кризис. Сексуальные женские проблемы
  • 2-й кризис возрастной периодизации. Задачи и трудности
  • Возрастной кризис: после 30-ти так хочется все начать сначала.
  • Как пережить возрастной кризис?
  • Возрастной кризис: цифры обезоруживают
  • Ребенку 7 лет. Катастрофа? (часть 1. Возрастной кризис)
  • Возрастной кризис – норма или результат ошибок в воспитании??
  • Развитие коммуникативных способностей посредством риторики
  • Люди, которые играют в игры & Люди, которые зарабатывают деньги. Трансактный анализ в бизнесе.
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Навыки, которые в кризис сделают вас востребованным специалистом.
  • Взрослые люди, у которых были проблемы в грудном возрасте
  • Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Как преодолеть кризис, часть 14: “Во что верят успешные люди?”
  • Кризис в жизни человека, или барьеры на жизненном пути.
  • 4 вопроса, которые задают себе богатые люди (и которые делают их богаче)
  • Молодые мамы. Очень молодые...
  • Люди постоянно и многократно испытывают в течение жизни ЧУВСТВА
  • Кризис во взрослом возрасте и характер
  • Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет
  • 5 ошибок, которые совершают люди, когда хотят найти дело своей мечты
  • Кризис: среднего возраста, середины жизни, изменения, которые пугают.
  • Десять ужасных вещей, которые делают молодые мамы
  • Маленький бунтарь. Кризис 3 лет. 5 самых важных фактов об этом периоде



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь