|
Феноменологическое исследование лени и её причин с позиций экзистенциального анализаАвтор статьи: Андрей Пономарёв
Едва ли найдётся в мире хоть один человек, которому лень не знакома, который бы ни разу не ленился. Скорее, наоборот. Многие от лени страдают. Даже приходят на консультации и говорят: я ленивый, мне лень делать то-то и то-то. Сегодня вообще важно быть не ленивым, активным – всё успевать, всем заниматься, заполнять любую свободную минутку полезным делом. Если человек в свободное время «валяет дурака» — играет в телефон или компьютерные игры, читает беллетристику, смотрит сериалы или телевизор, «сёрфит» в соцсетях и т.п., то это обычно называют ленью, и к человеку этому относятся с лёгким пренебрежением. Близкие призывают его заняться чем-либо (как правило, ведущим к материальному успеху) и жалуются психологу на то, что «он ничего не хочет». Другая широко распространённая форма лени – прокрастинация. Сейчас модно говорить о прокрастинации и её причинах. Кто только с ней не сталкивается, как в работе, так и в домашних делах. Прокрастинация в общем смысле – откладывание важных дел «на потом» и заполнение освободившегося времени чем-то малозначимым. На прокрастинацию тоже часто жалуются, но она доставляет больше неудобств не родным, а самим прокрастинаторам и, что немаловажно, их начальству – ведь работа не делается. Думаю, если вы сейчас попробуете вспомнить свои чувства, которые возникают в состоянии лени, то преобладать будут негативные; наверное, больше всего – стыд, недовольство собой, самоедство, может быть, тревога. Хотя у кого-то лень ассоциируется и с чем-то приятным («приятно полениться в выходной день»). То есть, лень – это нечто плохое вообще-то. «Лениться – плохо». Ленивый не заслуживает уважения, напротив, он заслуживает порицания. Хотя у нас в России, в Православии с этим ещё не так всё плохо. Лень – это нравственный порок, с ним надо бороться. А в католичестве, например, ситуация жёстче: лень – один из смертных грехов. Но так было не всегда. Говорят, труд стал высшей добродетелью только с развитием Протестантства; Протестантская этика стала основой капитализма, в котором от твоего труда напрямую зависит твой успех. В соответствии с этим, лень (как мешающая труду) стала нагружаться негативным оттенком. Некоторые исследователи указывают на то, что в список смертных грехов лень вошла только в 17 веке. Будто бы Мартин Лютер повинен в том, что лень стала греховной. На самом деле, мы должны понимать, что само по себе протестантское движение не смогло бы так на весь мир повлиять, чтобы лень всюду стала порицаемой. Протестанты распространяли грамотность, грамотность обеспечила развитие капитализма, а дальше уже изменялось общественное сознание. До возникновения протестантской этики и капитализма высшей ценностью был досуг. В Античной Греции к досугу стремились, потому что в досуге можно было учиться, заниматься собой, заниматься важными делами, которым препятствовала работа. Работали ровно столько, сколько того требовали насущные потребности. А в латинском языке слово «дело» (negotium) образовано через отрицание слова «досуг» (otium). Любопытно, правда? Сегодня тоже все стремятся к досугу, хотя чаще мы используем понятие «свободное время». То есть, время, свободное от работы. Время, в которое я отдыхаю от работы, чтобы вновь приступить к работе. Чем его каждый человек заполняет – мы не знаем, но мы знаем про «невроз выходного дня»; видимо, не очень успешно человек заполняет своё время. Сегодня много способов «убить время» — развлечения всех мастей, алкоголь и психоактивные вещества… Каролин Балог, австрийский психотерапевт, в своей статье «Патология лени» предпринимает попытку реабилитации досуга. Вслед за немецким философом Йозефом Пипером (автором труда «Досуг и культура») она показывает, что досуг – это персональный акт, один из путей достижения персональной экзистенции. Прежде всего, говорит Каролин Балог, в досуге человек ничем внешним не занят. В досуге возникают покой и тишина, необходимые для восприятия мира. Балог сравнивает досуг с феноменологическим видением – основой для реализации 4-й фундаментальной мотивации (да и любой другой фундаментальной мотивации, поскольку Person – тоже часть мира, с которой мы находимся в диалоге, пребывая в досуге). Лень внешне очень похожа на досуг. Балог даже показывает, что досуг часто может сопровождаться «леностью» — медлительностью, приятным расслаблением в ничегонеделании. Разница между досугом и ленью – в наличии свободы. Досуг – следствие персонального решения, это свободный выбор: сейчас я буду отдыхать, ничем не буду занят. В лени же человек сбегает от насущных дел, что больше похоже на психодинамическую копинговую реакцию. Лень – состояние безволия. Как мы знаем, воля начинается с затронутости ценностью или воздействия дефицита. С этого начинается Арка воли. Ценность или дефицит. Предписать себе ни то, ни другое невозможно («мы не можем захотеть хотеть», как выражается Альфрид Лэнгле). Однако это постоянно происходит, сплошь и рядом. Нам с детства внушают ценности: что хорошо, а что – нет, кто молодец, а кто – неудачник. Реклама и общественные стереотипы внушают ценности (и формируют дефициты ФМ, конечно же). Шеф на работе внушает ценности. Некоторые люди даже в деньгах видят ценность. И вот эти ценности вроде бы даже волю в людях запускают, но голос Person оказывается заглушенным. Человек пытается подчинить себе свою волю, делая её, таким образом, несвободной. Однако Person можно заглушить, но не обмануть. Человек обманывает себя, но при этом постоянно стремится к свободе и отвергает выполнение дел, в которых не проживает истинные ценности. Это и есть лень: не делать то, что для меня не ценно, ради сохранения своей свободы. Почему же человек сбегает от дел – почему он ленится? Лэнгле утверждает, что лень необходима для того, чтобы приблизиться к своим истинным ценностям. Лень позволяет взять паузу в гонке будней, отстроить своё пространство, чтобы прислушаться к себе и найти то, что в данных условиях было бы для меня самым ценным и верным. Если в состоянии лени человек не хочет делать того, что ему нужно, то что же тогда он хочет делать? Таким образом, согласно Лэнгле, лень служит экзистенции: как сигнал, предупреждающий, что сейчас для меня идёт речь о чём-то неважном, что меня растрачивает и не ведёт к исполнению. Нормальная лень позволяет мне освободиться от предписанных, чуждых мне ценностей. Каролин Балог приводит пример патологической лени. То есть, такой лени, которая не способствует обнаружению моих истинных ценностей, а лишь пассивизирует мою волю. В её статье приведён анализ единичного терапевтического случая работы с ленивым пациентом. Балог приходит к выводу, что к патологической лени приводит слабость функций Я (самопринятие, самодистанцирование, самотрансцеденция). Функции Я опосредствуют Диалог Person с миром. Пожалуй, можно выразиться, что для реализации персональных активностей требуются функции Я, и чем более они созрели, тем легче удаётся реализовать персональные активности. Прийти к персональному обхождению с миром и с самим собой возможно только тогда, когда структуры Я функционируют должным образом. Например, обхождение с дефицитами фундаментальных мотиваций требует как самодистанцирования (смочь обратиться к своим чувствам и психодинамике, которые указывают мне на наличие дефицита), так и самопринятия (смочь установить свои дефициты, выдержать правду о себе). И речь не только о том, чтобы, обнаружив дефицит, броситься его восполнять. Самодистанцирование также требуется для того, чтобы выдерживать давление психодинамики, которое возникает в условиях дефицита ФМ. Мы провели небольшое эмпирическое исследование с целью получить феноменологическое описание лени и на этой основе проанализировать её причины. В нашу выборку вошли 11 человек (6 мужчин и 5 женщин) в возрасте от 24 до 30 лет, имеющие высшее образование, работающие или обучающиеся в вузах. Все они проживают в Москве или Санкт-Петербурге. Мы поставили своей целью узнать, как они переживают лень, и для этого предлагали им анкеты. В анкетах были следующие основные вопросы:
Кроме того, мы задавали им вопросы о том, что такое прокрастинация и связана ли она с ленью (узнать уровень представлений о проблеме у испытуемых), а также вопрос идентификации – считают ли они себя ленивыми людьми? Таким образом, вопросы Анкеты структурно совпадают с шагами ПЭА – позволяют феноменологически обратиться к переживанию лени. Примечательно, что испытуемые давали весьма оригинальные ответы, зачастую даже по несколько ответов на один вопрос. Мы получили данные, которые можно было поделить на четыре типа. Так, на вопрос «что такое лень» испытуемые отвечали следующим образом:
Ситуации, в которых испытуемые сталкиваются с ленью, — разнообразные. Это не только работа, но и хобби, и домашние дела. Некоторые связывали лень с необходимостью делать важный жизненный выбор. Ситуации также распределялись по указанным выше типам. Ответы на вопрос о чувствах, сопровождающих лень, были различными. Во многих ответах содержатся противоречивые чувства: расслабление и тревога, удовольствие и мучительное ощущение растраты времени, но практически все включали в себя чувство стыда, угрызения совести. Некоторые указали на попытки самооправдания и оправдания своей лени, хотя это скорее уже следует отнести на счёт следующего вопроса. Способы действия, которые обычно осуществляют испытуемые в состоянии лени, также раскладываются по четырём типам – по фундаментальным мотивациям. Важно отметить, что некоторые испытуемые описывают персональное обхождение с ленью (в тех случаях, когда они осознают, что ленятся): идут отдыхать, оценивают ущерб, который возникнет в случае откладывания дела. Неперсональные способы действия, как вы можете догадаться, соответствуют копинговым реакциям фундаментальных мотиваций: сон (дремота), алкоголь; делать что-то приятное («что меня радует, например, поем ананасов»); самооправдание и оправдание своей лени, выдумывание других смыслов в этом деле. Обобщая полученные данные, нам удалось выделить несколько типов лени, которые сопоставимы со структурной моделью ЭА (четыре фундаментальные мотивации):
Вместе с тем, возникновение лени не всегда означает наличие устойчивого дефицита той или иной фундаментальной мотивации. Скорее, мы можем говорить о временном состоянии дефицита, который при персональном обхождении возможно восполнить и тем самым избежать развития блокады воли, характерной для патологической лени (как при психическом расстройстве). Лень таким образом защищает Person от вынужденной саморастраты, сохраняя свободу и соотнесённость с тем, что в данный момент является экзистенциально значимым. На основе анализа результатов мы предлагаем сформулировать определение лени следующим образом: Лень — защитное состояние слабости воли, возникающее при наличии предписанных ценностей, в котором Person стремится сохранить свободу и соотнесённость со своими ценностями. В этом свете лень не может рассматриваться как нечто порицаемое, как нежелательное состояние, с которым следует бороться. Person нуждается в лени как в одном из средств сохранить Диалог; лень – неперсональный (и потому неэффективный) способ «выкроить» себе досуг. Поэтому лень требует понимания, персонального обхождения, поскольку в ней содержится экзистенциально значимая информация.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|