|
Как вести терапевтическую группу (базовые понятия).Автор статьи: Варвашеня Игорь Михайлович
Как вести терапевтическую группу (базовые понятия). Анализируя свой прошлогодний опыт проведения терапевтической группы, решил сделать себе памятку, которая превратилась в эту коротенькую статью. Надеюсь кому - то еще пригодится! Основной принцип, который мы используем в групповой работе – это акцентирование своего внимания как терапевта, так и членов группы на движении «к» и «от», т.е. от кого к кому направлены реплики, действия и т.д. участников группы. Наша задача это прояснять и делать видимым для других, чтобы участники учились прямым и ясным трансакциям и не боялись этого делать. Одновременно с этим мы поддерживаем возбуждение каждого отдельного участника и помогаем его развернуть такими волшебными вопросами как: «что ты хочешь сказать», «кому ты это хочешь сказать» и «что ты от него хочешь». Это святая троица ведущего, опираясь на которую, мы можем регулировать групповой процесс. При этом важно постепенно приучать участников группы говорить от себя и своего имени и с обращением к конкретному человеку, избегая слов вроде «он», «некоторые», «кое-кто» и т.д., обезличивающие других участников. На первой фазе формирования группы у участников присутствует естественная тревога, которая связана со страхом принятия-непринятия (матрицы психических расстройств по О. Ранку). Терапевт всячески эти страхи развеивает, демонстрируя принятие и помогая участникам вылезти из «скорлупы». Ослабляет злость, успокаивает, т.е. придет ощущение стабильности и надежности группы, а в качестве примера проговаривает свои чувства. На второй фазе, задача терапевта поддерживать самопредъявление членов группы и поиски общего между участниками. Способствуя тем самым сплочению и выработки как общегрупповых правил, так и уникального группового языка. На данном этапе может хорошо помочь некая групповая метафора, родившаяся у кого-то из участников и хорошо отражающая групповой фон, либо метафора самого терапевта, например – «наша песочница», «Гагарин готовит нас к отправке в космос» или «мы строим дом» и т.д. В качестве метафор хорошо использовать сны участников группы, так как они относительно безопасны и вызывают меньше тревоги. На третьей фазе происходит, а терапевт поддерживает, переструктурирование неоспоримых истин и доверие новизне. Проще говоря, пройдя этап конфлюенции, участники обнаруживают разности между собой, что вызывает новую волну групповой тревоги. Здесь могут появляться такие переживания, как недоверие, критика и даже, прости господи, агрессия! Однако терапевт, видит в проявлении таких эмоций не деструктивную направленность, а стремление у участников группы узнать побольше друг о друге, попытку принятия другого с его разностью, что всячески и поддерживает. Можно простимулировать конкуренцию между членами группы. Акцентирование на уникальности каждого члена группы поднимает нарцисический опыт этого члена, что может быть болезненно как для него, так и для других, но это необходимо для дальнейшего продвижения. Четвертая фаза вытекает из третьей и выражается в формировании групповой близости, что ведет к появлению полного контакта между участниками. Страх услышать или предъявить критику здесь значительно меньше и терапевт максимально поддерживает раскрытие участниками тех частей, которые ранее не предъявлялись и были спрятаны. На этом этапе члены группы рискуют проявлять друг к другу тепло. Здесь идет поддержка и проработка такого важного феномена как: «быть вместе и делать общее дело, но при этом оставаться индивидуальностью». На последней, пятой фазе, у участников появляется потребность в сепарации, но при этом желание остаться в теплой и комфортной группе. Наступает период прощания. Задача терапевта тут поддерживать ненавязчивую сепарацию, с сохранением теплых эмоциональных связей между участниками. Таким образом, в идеале, участники терапевтической группы, в безопасной и комфортной обстановке получают полноценный опыт взаимодействия в обществе, с другими людьми и могут развернуть его на свою жизнь, работу. Во время работы мы рассматриваем группу как единый живой организм и понимаем, что групповые цели доминируют над целями отдельного участника. Однако отдельно участники делают каждый свой вклад в формирование групповой динамики. Задача терапевта, выделять таких участников и предоставлять им место для индивидуальной работы с терапевтом. Принципы, на которые можно опираться при выборе такого клиента: В первую очередь необходимо понимать, на какой стадии групповой динамики находится сама группа, так как если мы, например, выбираем участника с темой агрессии на первой стадии, то это может быть очень тревожно для других, что может затормозить и даже заморозить динамику. Также необходимо разместить в начале группы предложение о возможности получить индивидуальную работу с терапевтом. Наблюдая за участниками, за их возбуждением, можно выделить самого тревожного (самого активного) и того, кто выпадает из процесса. Чаще всего, самый активный участник в первое время может помочь запустить процесс, но затем его активность нужно будет притормаживать, а сосредотачивать внимание на более пассивных, так как они часто могут хорошо выражать групповые потребности, но боятся об этом сказать. Руководствуясь этим мы и выбираем клиента. Кроме того, мы можем брать любого, кто просится вначале группы на индивидуальную работу. Так как такие участники дают хороший пример другим как можно проявлять свою спонтанность и завершать свою интенциональность. Ведущий всячески такое поощряет и помогает. При этом помним и учитывает такое понятие, как гибкость лидерства, которое подразумевает, что тот, кто располагает свои переживания перед группой, тот в этот момент и лидер. Рассматриваем позицию такого участника не как постоянную роль, а как процесс, двигающий групповую динамику. То есть на разных этапах и в разных ситуациях у нас будут появляться разные лидеры. Таким образом, любой участник, который готов разворачивать свое возбуждение в группе и история которого наиболее соответствует групповой фазе, может быть индивидуальным клиентом. Что касается вести группу одному или с ко-терапевтом, то однозначно поддержка опытным коллегой ведущего группы является важным условием для приобретения нового опыта начинающего группового терапевта. Такая поддержка помогает приобрести новые навыки, исправить ошибки, обратить внимание на упущенные моменты в работе. И этого не надо стесняться, необходимо снять свою «корону» и довериться более опытному коллеге, а порой и обратиться к супервизору. Делать ошибки — это очень хорошо – чем больше ошибок мы делаем вначале (а мы их всегда делаем), тем меньше ошибок мы делаем потом. Спасибо за внимание, очень надеюсь, что эта короткая статья поможет начинающим групповым терапевтам в работе!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|