Как вести терапевтическую группу (базовые понятия).

Как вести терапевтическую группу (базовые понятия).

Анализируя свой прошлогодний опыт проведения терапевтической группы, решил сделать себе памятку, которая превратилась в эту коротенькую статью. Надеюсь кому - то еще пригодится!

Основной принцип, который мы используем в групповой работе – это акцентирование своего внимания как терапевта, так и членов группы на движении «к» и «от», т.е. от кого к кому направлены реплики, действия и т.д. участников группы. Наша задача это прояснять и делать видимым для других, чтобы участники учились прямым и ясным трансакциям и не боялись этого делать. Одновременно с этим мы поддерживаем возбуждение каждого отдельного участника и помогаем его развернуть такими волшебными вопросами как: «что ты хочешь сказать», «кому ты это хочешь сказать» и «что ты от него хочешь». Это святая троица ведущего, опираясь на которую, мы можем регулировать групповой процесс. При этом важно постепенно приучать участников группы говорить от себя и своего имени и с обращением к конкретному человеку, избегая слов вроде «он», «некоторые», «кое-кто» и т.д., обезличивающие других участников.

На первой фазе формирования группы у участников присутствует естественная тревога, которая связана со страхом принятия-непринятия (матрицы психических расстройств по О. Ранку). Терапевт всячески эти страхи развеивает, демонстрируя принятие и помогая участникам вылезти из «скорлупы». Ослабляет злость, успокаивает, т.е. придет ощущение стабильности и надежности группы, а в качестве примера проговаривает свои чувства.

На второй фазе,   задача терапевта поддерживать самопредъявление членов группы и поиски общего между участниками. Способствуя тем самым сплочению и выработки как общегрупповых правил, так и уникального группового языка. На данном этапе может хорошо помочь некая групповая метафора, родившаяся у кого-то из участников и хорошо отражающая групповой фон, либо метафора самого терапевта, например – «наша песочница», «Гагарин готовит нас к отправке в космос» или «мы строим дом» и т.д. В качестве метафор хорошо использовать сны участников группы, так как они относительно безопасны и вызывают меньше тревоги.

На третьей фазе происходит, а терапевт поддерживает, переструктурирование неоспоримых истин и доверие новизне. Проще говоря, пройдя этап конфлюенции, участники обнаруживают разности между собой, что вызывает новую волну групповой тревоги. Здесь могут появляться такие переживания, как недоверие, критика и даже, прости господи, агрессия! Однако терапевт, видит в проявлении таких эмоций не деструктивную направленность, а стремление у участников группы узнать побольше друг о друге, попытку принятия другого с его разностью, что всячески и поддерживает. Можно простимулировать конкуренцию между членами группы. Акцентирование на уникальности каждого члена группы поднимает нарцисический опыт этого члена, что может быть болезненно как для него, так и для других, но это необходимо для дальнейшего продвижения.

Четвертая фаза вытекает из третьей и выражается в формировании групповой близости, что ведет к появлению полного контакта между участниками. Страх услышать или предъявить критику здесь значительно меньше и терапевт максимально поддерживает раскрытие участниками тех частей, которые ранее не предъявлялись и были спрятаны. На этом этапе члены группы рискуют проявлять друг к другу тепло. Здесь идет поддержка и проработка такого важного феномена как: «быть вместе и делать общее дело, но при этом оставаться индивидуальностью».

На последней, пятой фазе, у участников появляется потребность в сепарации, но при этом желание остаться в теплой и комфортной группе. Наступает период прощания. Задача терапевта тут поддерживать ненавязчивую сепарацию, с сохранением теплых эмоциональных связей между участниками.

Таким образом, в идеале, участники терапевтической группы, в безопасной и комфортной обстановке получают полноценный опыт взаимодействия в обществе, с другими людьми и могут развернуть его на свою жизнь, работу.

Во время работы мы рассматриваем группу как единый живой организм и понимаем, что групповые цели доминируют над целями отдельного участника. Однако отдельно участники делают каждый свой вклад в формирование групповой динамики. Задача терапевта, выделять таких участников и предоставлять им место для индивидуальной работы с терапевтом. Принципы, на которые можно опираться при выборе такого клиента:

В первую очередь необходимо понимать, на какой стадии групповой динамики находится сама группа, так как если мы, например, выбираем участника с темой агрессии на первой стадии, то это может быть очень тревожно для других, что может затормозить и даже заморозить динамику.

Также необходимо разместить в начале группы предложение о возможности получить индивидуальную работу с терапевтом.

Наблюдая за участниками, за их возбуждением, можно выделить самого тревожного (самого активного) и того, кто выпадает из процесса. Чаще всего, самый активный участник в первое время может помочь запустить процесс, но затем его активность нужно будет притормаживать, а сосредотачивать внимание на более пассивных, так как они часто могут хорошо выражать групповые потребности, но боятся об этом сказать. Руководствуясь этим мы и выбираем клиента.

Кроме того, мы можем брать любого, кто просится вначале группы на индивидуальную работу. Так как такие участники дают хороший пример другим как можно проявлять свою спонтанность и завершать свою интенциональность. Ведущий всячески такое поощряет и помогает.

При этом помним и учитывает такое понятие, как гибкость лидерства, которое подразумевает, что тот, кто располагает свои переживания перед группой, тот в этот момент и лидер. Рассматриваем позицию такого участника не как постоянную роль, а как процесс, двигающий групповую динамику. То есть на разных этапах и в разных ситуациях у нас будут появляться разные лидеры.

Таким образом, любой участник, который готов разворачивать свое возбуждение в группе и история которого наиболее соответствует групповой фазе, может быть индивидуальным клиентом.

Что касается вести группу одному или с ко-терапевтом, то однозначно поддержка опытным коллегой ведущего группы является важным условием для приобретения нового опыта начинающего группового терапевта. Такая поддержка помогает приобрести новые навыки, исправить ошибки, обратить внимание на упущенные моменты в работе. И этого не надо стесняться, необходимо снять свою «корону» и довериться более опытному коллеге, а порой и обратиться к супервизору. Делать ошибки — это очень хорошо – чем больше ошибок мы делаем вначале (а мы их всегда делаем), тем меньше ошибок мы делаем потом.

Спасибо за внимание, очень надеюсь, что эта короткая статья поможет начинающим групповым терапевтам в работе!

 



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.
  • Правила терапевтической группы
  • Три группы ошибок
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Приручить стыд. Ценность терапевтической группы.
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь