Православная психология - возможности и перспективы

Автор статьи: Кирилл Будкевич

 

24 августа 2012 г. в 13-00 в г. Минске в Доме православной книги прошел семинар по теме "Православная психология - возможности и перспективы" с участием представителей как православной, так и светской психологии.
Программа семинара носила открытый формат и предполагала знакомство участников с последующим свободным и неформальным общением по самым актуальным вопросам и проблемам современной психологии. Как-то само собой общение началось не за круглым столом, а прямо в зале, где собирались участники. Там же было решено и продолжить работу. В итоге с самого начала завязалась очень интересная и живая дискуссия о том, как соотносятся и могут ли вообще соотноситься между собой две парадигмы - светская (естественно-научная) и духовная (православная и святоотеческая).

 

 

В ходе бурной дискуссии все участники пришли к единодушному мнению о том, что современная психология переживает в настоящее время не простой период интеграции, показателем чего является повышенный интерес многих специалистов и практиков с одной стороны к направлению кризисной психологии, а с другой - к т.н. пограничным, смежным и интегративным направлениям психологии в числе которых паллиативная психология (психология периода окончания жизни), экзистенциальная психология, онкопсихология, психология экстремальных ситуаций и состояний, гуманистическая психология и психология провославная.

 

 

В дискуссии принимали участие представители разных направлений психологии, среди которых были известные в Республике Беларусь специалисты академической психологии и в частности - Наталья Олифирович - кандидат психологических наук, доцент, гештальт-терапевт, Член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (EAP), Белорусской Ассоциации Психотерапевтов, Белорусского Общества Психологов, Международной Ассоциации Семейной Терапии (International Family Therapy Association). Из числа представителей православной психологии активное участие в дискуссии приняли ведущий семинара - координатор программы "Семья-Единение-Отечество", заместитель главного редактора журнала "Медицина", кандидат наук МАИТ, редактор форума Русской православной психологии - Константин Яцкевич, руководитель центра "Матуля" Вероника Сердюк и психолог Татьяна Тарасевич. Также самое активное участие в дискуссии приняли представители и других направлений психологии и в частности известный детский и семейный психолог Людмила Овсяник и руководитель тренинговой компании "Партнёр" - психолог Кирилл Будкевич и другие специалисты Бабич Наталья, Грицышина Алевтина.

 

 

Если попытаться выразить наиболее общее мнение всех участников дискуссии, то оно свелось к тому, что в настоящее время при всём богатстве и многообразии отраслей современной психологии, которых уже более 100, тем не менее отсутствует направление нравственной психологии и в этой связи у общества существует своего рода неозвученный социальный заказ на психологию нравственности, которая бы обладала способностью быть инструментом не только смягчения последствий кризисов, психических и душевных травм, а инструментом укрепления и формирования нравственности и духовно-нравственной основы человека. Такого вида или отрасли психологии академической пока нет, не считая православной психологии

 

 

Все участники сошлись во мнении, что таким интегрированным направлением психологии нравственности и может быть православная психология, парадигма которой и ставит во главу угла христианские нравственные ценности и христианское учение о любви, нравственности и добродетели, причём, именно православию принадлежит определение и понятие нравственности, как качества и совершенства человеческой души в лице и Образе Христа, как самой совершенной человечности и божественности в духовно-нравственном их понимании.

 

 

Любопытным "открытием" для всех участников встречи стало и то, что обе парадигмы - парадигма академической психологии и парадигма психологии православной имеют место быть, как целостные и совершенно самостоятельные системы знания естественно-научного и духовного. При этом парадигма естественно-научная не должна подменять собой парадигмы духовной и православной. В свою очередь, парадигма духовная и в частности парадигма православной психологии, также, не должна подменять собой парадигму академическую и естветственно-научную, поскольку это лишь части одного целого по своему дополняющие друг друга иерархически. Следует отметить, что не по всем вопросам участники были единодушны. Аспекты догматики и православного радикализма иногда вызывали у светских психологов настороженность и скепсис.

 

 

Тем не менее, тесная интеграция двух парадигм - академической (естественно-научной) и духовной (христианской и православной) возможна в принципе и направление интегративной психологии и психологии православной в частности как раз и может стать тем направлением, которое сможет с одной стороны приблизить естественную науку к пониманию категории души и нравственности в их духовном понимании, а с другой стороны сможет найти способы обращения к душе, как самой глубокой основе личности.

 

 

Ведь парадокс нынешней ситуации в психологиии состоит в том, что хотя психология и является наукой о душе (психео - душа, лолос - учение), все исследования души, имевшие место в истории психологии, заканчиваются, как говорит Википедия, - началом XVIII века. Т.е. далее психология стала как бы "бездушной", поскольку пошло исследование психики, как свойства души.

 

 

После бурного общения в зале, которое продолжалось около 45 минут, был небольшой перерыв, во время котрого исполнитель авторской песни Максим Чижевский исполнил несколько своих песен под гитару. После перерыва общение продолжилось уже за круглым столом с чаепитием во время которого все участники смогли ознакомиться с презентацией К.В. Яцкевича - "Православная психология" и обсудить наиболее важные моменты отличий психологии светской от православной. Параллельно шло обсуждение и других вопросов, касающихся методологических основ православной психологии, как направления. Семинар закончился в 16 - 00.

 

 

Итогом встречи стало единодушное желание продолжить дискуссию о современной интегративной психологии и православной психологии в частности с возможностью создания на базе Дома православной книги клуба православной психологии и кризисного центра. Работавшие на семинаре журналисты и фотокорреспондент успели отснять несколько интересных сюжетов и взять интервью у ведущего. В ближайшее время эти материалы появятся в сети и на портале www.sobor.by[/url]

 

К.В. Яцкевич


Просмотров: 275
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О религиозной психопатологии и кризисной православной психологии
  • О состоянии и методологии православной психологии
  • Парадигма материнства XXI века в современной зарубежной психологии
  • Психология кризиса как направление практической психологии.
  • Размышление об "Игре в бисер" с точки зрения современной научной и практической психологии
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Возможности интеграции подходов христианской и академической психологии
  • Гуманистическая парадигма в психологии XX века: история и современность
  • "Точка сборки" и её понимание через призму современной психологии
  • Стратегия и Тактика: "карма" в современной психологии
  • Психология рекламы и реклама Психологии
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Психология - это наука? Краеугольный камень психологии.
  • "Сам себе психолог", или к вопросу о житейской психологии
  • Зачатие года. Новогоднее ВОЛШЕБСТВО психологии И ПСИХОЛОГИЯ волшебства.
  • Странные Люди: Категории "Знатоков Психологии"
  • Что значит понятие "позитивный / позитивная" в психологии ?
  • Фестиваль психологии "Искусство жизни: снежный сезон" состоялся
  • Основные парадигмы в современной психологии
  • Секрет успеха “гуру” от психологии, или Кто "царь" в Вашей голове?
  • О социальной психологии страха и "подшивке" от алкоголизма. Часть 1. Проблема
  • О социальном явлении "взятка" с точки зрения психологии
  • Почему европейцы живут лучше нас? О психологии "жертвы"
  • Парадоксальные методы в психологии ("Да на тебе пахать надо!")
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Как смотрится имидж М. Горбачёва с "головой президента" в зеркале политической психологии
  • Серия "Мифы психологии". Миф #1 реальным языком
  • "Сталкер" А.Тарковского в контексте психологии веры
  • Мифы популярной психологии. "Вселенная изобильна"
  • «Психологи нужны всем, но не все нуждаются в психологии"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь