"Сталкер" А.Тарковского в контексте психологии веры

Сколько я могу смотреть фильмы Андрея Тарковского? Много...Очень много...Для меня увлечение кинематографом (именно серьезное, сопряженное с осмыслением режиссуры как профессии, эстетики работы, поиска и философского анализа Времени и Пространства в кино) совпало с окончанием школы и метанием между искусством и наукой (педагогикой, историей). 

Но дело не в моей фрустрации и разбитыми мечтами о профессии режиссера, рухнувшими под силой сложившихся обстоятельств...А в том, что я безмерно благодарна судьбе, подарившей мне встречу с гениальными творениями А.А.Тарковского. Его фильмы вывели меня на тропу, по которой я иду и поныне...

Много жизненных событий, много перемен, а интересы прежние. Воспитательная миссия Тарковского в том и заключается, что раз столкнулся с его творением, проникся идеей, прочувствовал его кино, назад дороги нет! И Тарковский, незримо присутствуя в своих картинах, передает нам по сей день закодированную информацию для человечества, открывающего его шедевры.

На днях пересматривала "Сталкер". Вообще за собой не раз замечала одну особенность - каждый раз, как вновь смотрю тот или иной фильм, у меня рождается иное видение картины, открываются отличные от прежних умозаключений философско-исторические, аксиологические   ретроспективы и перспективы.

"Сталкер" - киношедевр Тарковского, снятый по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", представляется мне мостом в Будущее, метапосланием Человечеству и Небесам.

Сталкер А Тарковского в контексте психологии веры

С позиции 15-16 летнего подростка (именно в этом возрасте я впервые посмотрела "Сталкер" и "Жертвоприношение"), я увидела пророчество о судьбе мира ("Сталкер" в этом случае как предчувствие Катастрофы, воспетое Стругацкими и затем Тарковским), не обращая внимания на еще более тонкие моменты и грани фильма. Но с каждым новым просмотром рождаются сокровенные мысли, переданные через режиссерские коды Тарковского, созвучные субъективному мировоззрению и сознанию.

В чем же посыл картины миру? Какой потенциал хранит этот шедевр для личностного развития? Как найти тот волшебный ключ к пониманию "Сталкера"?

"Сталкер" повествует о некоей Зоне, пребывание в которой опасно, но вместе с этим притягательно. В ней есть "волшебная" комната, в которой исполняются сокровенные желания.  



 "Естетственно, Зону стали охранять. А то мало ли у кого какие желания возникнут?"

Зона - это место со следами посещения инопланетных цивилизаций. На первый взгляд может показаться, что в фильме распространенный фантастический сюжет. Однако при более детальном рассмотрении картины, при внимательном изучении символов картины,  монологов актеров перед нашим взором открываются глубинные проблемы человека со сложным мировоззрением, с его желанием открыть Тайну своего внутреннего мира, раздираемого конфликтами межличностными и внутриличностными. 

Сталкер (блестяще исполненный А.Кайдановским) "блаженный", "юродивый", регулярно посещающий Зону. В комнату, где исполняются желания, Сталкеру входить строго запрещено. Сталкер искренне пытается помочь людям, разочаровавшимся в смысле жизни. Сталкер не просто проводник в Зону, но является концептуально близким религиозному образу ("святой", "мученик", "блаженный"). Тем самым, лишая себя возможности находиться в заветной комнате, загадывать желание, несмотря на то, что живет в бедности, с больным, обездвиженным ребенком, он свято соблюдает Завет, да и живет Сталкер,отрешившись от собственных желаний, словно находясь в абсолютном согласии, сошлись два пути религиозного знания - буддийский (об остановке желаний как основополагающей буддиской истине) и христианской (о человеколюбии и милосердии, о жертвенной Любви).

Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят и пусть посмеются над своими страстями, ведь то, что они называют страстью на самом деле не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром... .
А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна... .
Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств; когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко - оно умирает.. .
Черствость и сила - спутники смерти; гибкость и слабость выражают свежесть бытия, поэтому что отвердело, то не победит..

 

Духовные силы фильма раскрываются в добровольном отказе путников посетить ту самую Комнату. Истиной здесь раскрывается феномен веры, проводником которой и выступает Сталкер. В восклицаниях Сталкера перманентно звучит обращение к внутреннему миру людей, спутников Сталкера, характерно отображенное в ходе конфликта Сталкера и Писателя, посетителя Зоны, исподтишка издевающегося над Блаженным:

Нарастающий конфликт между Сталкером и его спутниками - Профессором и Писателем - происходит у самой Комнаты. Профессор решает ее взорвать, и Сталкер препятствует этому. Писатель атакует Сталкера и жестоко избивает его. 

 Рыдая и стеная, взывает к голосу Разума и совести

"СТАЛКЕР : Ведь ничего не осталось у людей на земле больше! Это ведь… единственное место, куда можно прийти, если надеяться больше не на что… Зачем вы уничтожаете веру?!

ПИСАТЕЛЬ. Да замолчи! Я же тебя насквозь вижу! Плевать ты хотел на людей! Ты же деньги зарабатываешь на нашей… тоске! Да не в деньгах даже дело. Ты же здесь наслаждаешься, ты же здесь царь и Бог, ты, лицемерная гнида, решаешь, кому жить, а кому умереть… Я понимаю, почему ваш брат сталкер сам никогда в Комнату не входит. А зачем? Вы же здесь властью упиваетесь, тайной, авторитетом! Какие уж тут еще могут быть желания!

СТАЛКЕР. Это н-неправда! Неправда! Вы… Вы ошибаетесь!(Стоит на коленях в воде, смывает слезы и кровь с лица, плачет.) Сталкеру нельзя входить в Комнату! Сталкеру… вообще нельзя входить в Зону с корыстной целью! Нельзя; вспомните Дикобраза! Да, вы правы, я – гнида, я ничего не сделал в этом мире и ничего не могу здесь сделать… Я и жене не смог ничего дать! И друзей у меня нет и быть не может, но моего вы у меня не отнимайте! У меня и так уж все отняли – там, за колючей проволокой. Все мое – здесь. Понимаете! Здесь! В Зоне! Счастье мое, свобода моя, достоинство – все здесь! Я ведь привожу сюда таких же, как я, несчастных, замученных. Им… Им не на что больше надеяться! А я могу! Понимаете, я могу им помочь! Никто им помочь не может, а я – гнида(кричит), я, гнида, – могу! Я от счастья плакать готов, что могу им помочь. Вот и все! И ничего не хочу больше.(Плачет)".

 

 

Таким образом, Сталкер перед нами совершенно не тот грубоватый, далеко не бескорыстный проводник из повести А. и Б.Стругацких "Пикник на обочине", но духовно чистый, искренне верующий в Победу Добра, Силу Духа, ведущий на Путь Спасения заблудшие души, ищущих выход из безнадежной ситуации. Этот киношедевр многоаспектен, как и все другие работы режиссера, однако именно аспект веры является ключевым в интерпретации картины. 



 



Просмотров: 629
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сталкер на "денежной дорожке" /заметки полевого практика/
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Сталкер Андрея Тарковского - проводник к центру психического: от Эго к Самости
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Размышление. Архетипические образы фильма А.Тарковского «Сталкер».
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Учится, но ничего не делает..." (Про феномен "психологической мастурбации")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь