|
"Сталкер" А.Тарковского в контексте психологии верыАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Сколько я могу смотреть фильмы Андрея Тарковского? Много...Очень много...Для меня увлечение кинематографом (именно серьезное, сопряженное с осмыслением режиссуры как профессии, эстетики работы, поиска и философского анализа Времени и Пространства в кино) совпало с окончанием школы и метанием между искусством и наукой (педагогикой, историей). Но дело не в моей фрустрации и разбитыми мечтами о профессии режиссера, рухнувшими под силой сложившихся обстоятельств...А в том, что я безмерно благодарна судьбе, подарившей мне встречу с гениальными творениями А.А.Тарковского. Его фильмы вывели меня на тропу, по которой я иду и поныне... Много жизненных событий, много перемен, а интересы прежние. Воспитательная миссия Тарковского в том и заключается, что раз столкнулся с его творением, проникся идеей, прочувствовал его кино, назад дороги нет! И Тарковский, незримо присутствуя в своих картинах, передает нам по сей день закодированную информацию для человечества, открывающего его шедевры. На днях пересматривала "Сталкер". Вообще за собой не раз замечала одну особенность - каждый раз, как вновь смотрю тот или иной фильм, у меня рождается иное видение картины, открываются отличные от прежних умозаключений философско-исторические, аксиологические ретроспективы и перспективы. "Сталкер" - киношедевр Тарковского, снятый по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", представляется мне мостом в Будущее, метапосланием Человечеству и Небесам. С позиции 15-16 летнего подростка (именно в этом возрасте я впервые посмотрела "Сталкер" и "Жертвоприношение"), я увидела пророчество о судьбе мира ("Сталкер" в этом случае как предчувствие Катастрофы, воспетое Стругацкими и затем Тарковским), не обращая внимания на еще более тонкие моменты и грани фильма. Но с каждым новым просмотром рождаются сокровенные мысли, переданные через режиссерские коды Тарковского, созвучные субъективному мировоззрению и сознанию. В чем же посыл картины миру? Какой потенциал хранит этот шедевр для личностного развития? Как найти тот волшебный ключ к пониманию "Сталкера"? "Сталкер" повествует о некоей Зоне, пребывание в которой опасно, но вместе с этим притягательно. В ней есть "волшебная" комната, в которой исполняются сокровенные желания.
Зона - это место со следами посещения инопланетных цивилизаций. На первый взгляд может показаться, что в фильме распространенный фантастический сюжет. Однако при более детальном рассмотрении картины, при внимательном изучении символов картины, монологов актеров перед нашим взором открываются глубинные проблемы человека со сложным мировоззрением, с его желанием открыть Тайну своего внутреннего мира, раздираемого конфликтами межличностными и внутриличностными. Сталкер (блестяще исполненный А.Кайдановским) "блаженный", "юродивый", регулярно посещающий Зону. В комнату, где исполняются желания, Сталкеру входить строго запрещено. Сталкер искренне пытается помочь людям, разочаровавшимся в смысле жизни. Сталкер не просто проводник в Зону, но является концептуально близким религиозному образу ("святой", "мученик", "блаженный"). Тем самым, лишая себя возможности находиться в заветной комнате, загадывать желание, несмотря на то, что живет в бедности, с больным, обездвиженным ребенком, он свято соблюдает Завет, да и живет Сталкер,отрешившись от собственных желаний, словно находясь в абсолютном согласии, сошлись два пути религиозного знания - буддийский (об остановке желаний как основополагающей буддиской истине) и христианской (о человеколюбии и милосердии, о жертвенной Любви).
Духовные силы фильма раскрываются в добровольном отказе путников посетить ту самую Комнату. Истиной здесь раскрывается феномен веры, проводником которой и выступает Сталкер. В восклицаниях Сталкера перманентно звучит обращение к внутреннему миру людей, спутников Сталкера, характерно отображенное в ходе конфликта Сталкера и Писателя, посетителя Зоны, исподтишка издевающегося над Блаженным: Нарастающий конфликт между Сталкером и его спутниками - Профессором и Писателем - происходит у самой Комнаты. Профессор решает ее взорвать, и Сталкер препятствует этому. Писатель атакует Сталкера и жестоко избивает его. Рыдая и стеная, взывает к голосу Разума и совести "СТАЛКЕР : Ведь ничего не осталось у людей на земле больше! Это ведь… единственное место, куда можно прийти, если надеяться больше не на что… Зачем вы уничтожаете веру?! Таким образом, Сталкер перед нами совершенно не тот грубоватый, далеко не бескорыстный проводник из повести А. и Б.Стругацких "Пикник на обочине", но духовно чистый, искренне верующий в Победу Добра, Силу Духа, ведущий на Путь Спасения заблудшие души, ищущих выход из безнадежной ситуации. Этот киношедевр многоаспектен, как и все другие работы режиссера, однако именно аспект веры является ключевым в интерпретации картины.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|