Эмоциональное выгорание у мам

Автор статьи: Доценко Елена

Часть теоретическая, чтобы разобраться

Эмоциональное выгорание в чем-то сродни депрессии - возникает блок в эмоциональной сфере.
У мамы в течение длительного времени не наступает эмоциональная адаптация к сложившимся обстоятельствам.
При этом мама даже относительно успешно функционирует, продолжает выполнять свои задачи, но ценой внутреннего напряжения и удерживания эмоций.
Постепенно накапливается фрустрация от того, что многое в жизни идет не так, как мама хотела бы или просто готова выносить.
Много эмоционально сложных ситуаций (болезни, истерики, негативизм). А с ребенком эмоционально не включаться вообще невозможно. И много житейско-бытовой, будничной фрустрации, с которой маме не удается справиться и найти ей безопасный выход. Т.е. дела делаются, а напряжение не уходит.
Мама страдает от невозможности спокойно пережить, слить или выразить свои негативные эмоции - будь то тревогу, злость, боль, разочарование или их комбинацию. К ним могут добавляться стыд и вина, ощущение своей несостоятельности, ощущение бессилия и отчаяния.
Включаться эмоционально в происходящее становится "слишком".
Возникает ощущение заложника ситуации, которую не удается поменять в желаемую сторону. Заложник обстоятельств, который должен давать и что-то делать уже без желания, совершая сверхусилие. Ощущение как-будто дергают за веревочки.
Из-за невыносимости этих переживаний начинают работать психологические защиты, ответственность за свое состояние, эмоции и напряжение, начинает все больше перекладываться на обстоятельства или других людей - "кто-то виноват и/или что-то должен".
Эмоции не перерабатываются и не находят безопасный выход. Энергия фрустрации копится, но по-тихоньку все чаще и чаще начинает выливаться в агрессию на других людей (часто ребенка) или на саму себя.
Происходит стагнация эмоций, эмоциональный коллапс, проще говоря, эмоции никуда не деваются и накладываются друг на друга и как-будто застревают.
Для того чтобы снизить накал эмоциональных переживаний, мозг начинает защищаться через онемение - нечувствование. Теряется чувствительность к эмоциям окружающих, да и к своим тоже. Мама перестает сопереживать, радоваться и улыбаться.

****

Мнение по поводу того, что маме нужно время на себя без ребенка

При эмоциональном выгорании (и не только), как мне кажется, важен изначальный уровень осознанности матери - что и какой ценой она делает.
Если мать задыхается, срывается постоянно, эмоционально недодает, не напитывает - видит все это, и сама ужасается - ей действительно нужно временно нажать на паузу, выйти из ситуации и получить поддержку. Она впитает ее и сможет вернуться к детям скоменсированная и напитает собой детей.
Если же вот этого взгляда немного извне нет - "что же это я делаю с детьми, я же их люблю!" - самокритики нет, то выданное право на отдых без детей авторитетным психологом будет восприниматься как индульгенция - "любить себя, плевать на всех" (как в мультике про чертенка 13).
Ребенок с его потребностями выпадает из поля зрения. И это, по сути, СОВСЕМ НЕ является лечением эмоционального выгорания - по отношению к детям мать остается нечувствительной.

****
Рекомендации

Возможные шаги, чтобы начать выходить из этого состояния:

1. Пожалуй, спусковым шагом в реабилитации должен стать выпуск эмоций в ходе общения с человеком, который сможет спокойно выслушать и поддержать. Можно просто проговорить свои трудности, обиды, тревоги, злость, поплакать и посмеяться в безопасной для себя обстановке - в условиях отсутствия критики, осуждения и оценки.
Проговаривая эмоции, мы освобождаем их из нашего внутреннего заточения. Сверхнапряжение уходит.

2. Следующий шаг - принятие сложившейся ситуации (микроситуаций). Это исключительно внутренний процесс.
Мы совершаем шаги принятия в течение всей своей жизни - так мы становимся мудрее. Механизмом принятия служит отпускание злости, досады, разочарования и тревоги, через грусть, горевание и слезы.
"Я там, где я есть. И не там, где возможно хотел бы быть".
Впустить в себя разные переживания, связанные с настоящим моментом, дать им место. Признаться себе в них, разрешить себе их чувствовать и просто наблюдать за ними. Быть может, возникнут идеи об истоках их происхождения, ассоциации со своими прошлыми состояниями. Оплакивание будет постепенно подводить к адаптации к той ситуации, в которой человек сейчас оказался.
Когда нам кажется, что мы в тупике, и еще полны переживаний злости, "какого черта, мы здесь находимся", мы боремся и бьемся головой об стену, требуем подать дверь и жалуемся на то, что нам ее не дают.
Отгоревав и приняв тот факт, что "я здесь - значит я здесь", мы наконец можем начать оглядываться по сторонам, и вполне возможно найдем для себя совсем другие пути, но уже с учетом того, что стены стоят определенным образом и двери и окна могут оказаться совсем в других местах.

3. Важный шаг - пересмотр своих ожиданий и требований - к себе, к окружающим людям, к ребенку/детям, к ситуации. Смягчить и умерить их, избавиться от шелухи. Включить критический взгляд - "а почему это вообще обязательно должно быть так?". Не загонять себя в угол расхождением с "идеальной" картинкой. Подумать над тем, откуда у меня эта картинка, а что если будет совсем не так - мир рухнет, ребенок не вырастет или не станет кем ...? Догмы, нормы и идеалы всегда относительны и часто умозрительны.
Важно и относительно себя подумать, где я сама себя загоняю в угол, придираюсь, пытаюсь "сама себя укусить за хвост". Если это что-то принципиально важное, тогда концентрируемся и ищем пути всё же поступать в соответствии со своими ценностями. Если же я придираюсь к себе "по мелочи" (суп не сварила, пол не помыла, одежда на ребенке не супер-чистая, не играю с ребенком в пальчиковые игры), тогда включаем фильтр, отбрасываем не столь существенное.

4. Осознание своих ограничений, своих границ - физических и ментальных. Какие из них критичны для нас? Пытаемся их нащупать и осознать. Важно научиться заявлять о своих границах не в момент срыва. Говорить о них без претензий и обиды на других. Научиться говорить о своем состоянии и эмоциях без надрыва и упреков.
Попытаться восстанавливать свои границы там, где это не будет противоречить актуальным потребностям ребенка.
Учиться просить помощь, просить и получать поддержку у супруга, родственников, друзей, которую они могут дать.

5. Нахождение экзистенциального смысла в том, что сейчас происходит с нами. Для чего я здесь, для чего я все это делаю? Какой в этом смысл лично для меня? "Я мама" - что это значит?
Если что-то имеет смысл, важно для меня - значит все не зря. И это само по себе меня наполняет, даже если физически я работаю на износ. Я получаю от этого удовольствие.
И одновременно увидеть преходящесть ситуации. Детство быстро ускользает. Дети вырастут и уйдут - скоро, а вместе с ними и все текущие трудности, станет по-другому. Дети станут взрослыми и самостоятельными. Мы тоже изменимся. И наши отношения.
Но мы здесь и сейчас, и это наша жизнь, а не зал ожидания.

6. Увидеть незрелость своих детей, увидеть их нужду в заботе, ласке, любви, их ранимость и уязвимость. Увидеть их открытость, искренность, неподдельность переживаний. Нам выпала удача быть со своими детьми рядом, помогать им, заботиться, любить. Пока что они еще очень нуждаются в том, чтобы мы были мудрее и сильнее.

7. Получать удовольствие от "вместе". От "просто обниманий", от "просто общения", от игр, прогулок, открытия и исследования вместе с детьми окружающего мира. Совсем скоро это все закончится.
Можно вести дневник наблюдений, записывать забавные слова и фразы за ребенком, отмечать, чему он научился. Пытаться в деталях запомнить, как оно есть сейчас, какие-то неординарные или комичные случаи. Делать для себя мысленные фотографии на память.
А можно записывать и свои трудности и слезы в дневник - дать им дополнительный выход.
Воспоминания о сегодняшнем дне и грустные, и веселые станут ресурсными для нас в пожилом возрасте и старости.

8. Научиться заполнять даже короткое время наедине с собой тем, что больше всего наполняет. Двигательная активность (даже 7-15-минутный комплекс упражнений), чтение, рисование, рукоделие, душ, медитация, йога, сон.

9. Общаться с другими мамами. Найти себе группу поддержки, в которой можно безопасно делиться своими трудностями. У многих они окажутся сходными, от этого маме уже станет легче, уйдет ощущение, что ты один на один с этим "кошмаром" и одна не справляешься. Будет проще взглянуть на ситуацию чуть со стороны.
А еще можно искать вместе лайфхаки, упрощающие жизнь. Вполне возможно, что чей-то опыт понравится и окажется применим и в нашей жизни. Как варить вкусный суп, куда сходить с детьми в выходные, как уговорить ребенка пойти купаться, как путешествовать с детьми?
Можно объединяться с другими мамами и ходить вместе гулять и не только. Вместе веселее и не так страшно.

Елена Доценко

http://alpha-parenting.ru/2015/09/07/emotsionalnoe-vyigoranie-u-mam/

 

 

 

 



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "У меня нет времени на себя совсем"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • "Нужно просто любить себя!" - ну такое...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь