|
Зачем психологам столько учиться? И косвенно о том, почему такие ценники на услуги психологов.Автор статьи: Любовь Александровна Демина (Букреева)
Роль программ повышения квалификации в жизни современного практикующего психолога. На первый взгляд может показаться, что информация, которую мы, психологи, получаем в университете достаточно для ведения или начала практики. Иначе чем занимаются люди в течении 5-6 лет? Многие уже отказались от иллюзий по поводу сбалансированности учебных программ большинства Российских университетов, но что тогда? Встает вопрос о актуальности получения образования, которое реально применять на практике.
Как это происходит или "ну и зачем психологу столько учиться?" (Статья так же может помочь пролить свет на вопрос, почему час сессии психолога, психотерапевта стоит столько, сколько стоит, и почему нельзя изменить жизнь по стоимости пельменей)
Можно разобрать на живом примере повышения моей квалификации (большей части программ) ( ВУЗ +)
10. Психоанализ и психосоматика. Символдрама - 2 года
А так же множество кратких инструментальных мастерских и прохождение супервизий. Мне понятно как взаимосвязаны пункты этого списка, хотя, на первый взгляд, они могут показаться лишь хаотичным перечислением направлений психологической практики.
И я хочу рассказать об этой взаимосвязи. Вообще, психолог с психологическим образованием, как ни странно, не может консультировать. Да кроме того, его и не возьмут на подобную работу, даже если бы он умел это делать. Этот вопрос решает повышение квалификации в области психологического консультирования. Если, конечно, у человека есть предрасположенность вообще осваивать эту деятельность, эмпатия, структурное мышление, личные качества, наличие собственного опыта в качестве клиента. И так... Представим психолога, окончившего данную программу и делающего осторожные шаги в практике. Теперь он имеет представления о том как вести процесс консультирования, вероятно хорошо проясняет запрос клиента, заключает с ним контакт на работу, имеет поверхностное знание и умение применения некотрых психологических методик для работы с проблемами. Знает как применять себя в качестве инструмента, как работают некоторые механизмы и куда примерно двигаться в работе с обратившимся.
И вот к нему приходят: женщины, пережившие физическое, сексуальное, психологическое насилие; родители детей, которые применяют жесткие меры воспитания и удивляются забитости и безынициативности ребенка; нарцистические мужчины, которые стремятся достигать и достигать, не зная толком зачем, и не получающие удовлетворения от результатов вообще, все время завышающие планку; женщины совершающие те же самые сценарии в своей жизни раз за разом; мужчины со сложностями в семейной или интимной жизни; бабушки, которые пытаются свергнуть мам и захватить власть над своим сыном; девочки, которые страдают анорексией или режут вены; люди со страхами и паническими атаками; люди в личном кризисе .......
И вот сидит психолог, после института и программы консультирования и понимает, что он знает многон, но при этом знает слишком мало. Что прошло столько лет, а он получил базу, на которую наконец можно положить что-то Ценное.
Он уже понял, что со всем этим, имея просто общие представления о практике и пусть даже детальные знания о теории (кризисов, вопросов развития личности и т.д.) он сможет помочь клиенту как слепой глухому... То есть, конечно сможет... Но как, своим присутствием, эмпатией, попытками на ощупь найти путь к решению? Это уже многое, но этого недостаточно.
И что он понимает со временем?
Он был в неосознаваемой некомпетентности, а теперь переходит в зону осознаваемой некомпетентности. То есть: "я знаю, Что я не знаю".
И еще он понимает, что каждый человек приносит с собой не только себя, но и свою семейную систему, которая влияет на него. И не учитывать эту семейную систему, и человека как её элемента, его роль в ней и сценарии - значит иметь огромную слепую зону. ( Смотришь в зеркало заднего вида, а там сугроб на все стекло ... ) Ну а еще, в этой системе есть дети, не всегда, но очень часто. И как с ними работать, если их приводят? А если не приводят, как подсказать родителям зоны работы с детьми?
А где есть дети, там есть секс... Или по крайней мере был. Более того, он есть даже там, где детей нет, или даже "особенно там". И можно конечно не работать с сексуальной жизнью клиента, но проблема в том, что его отношения с партнерам влияют на сексуальную жизнь, и наоборот, сексуальная жизнь на отношения. И даже если вычеркнуть эту сферу жизни из практики, она всё равно будет сказываться на общих взаимоотношениях клиента, потому что он то её не выкинет.
Тем более... Слава Богу, хоть рынок сексологов пока полу-пустой, при наличии проблем. Ладно ...понятно что делать с сексом, семьей и детьми. Хотя бы не углубленно, а целостно. Все это приносит клиент и все это у него болит одновременно, или по очереди.
Но на одном консультировании далеко не уедешь. Хотя бы потому, что когда более поверхностная психологическая работа проведена, важно идти глубже. В структуру его личности, в становление центра его личности, в его детские и не очень травмы, в его взаимоотношения с родителями, в отреагирование его агрессии. Это психотерапия.
Что делать с травмами? Как с ними работать? Может ли обычный психолог работать с глубокими травмами клиента? Да. Но если его научили и он научился. Психотравматерапия для того и нужна. И в этом всем процессе есть устойчивый фундамент в виде общего целостного понимания, за счёт обучения работе с разными вопросами. Но как пойти с клиентом уверенно выбрав путь?
Какая специализация, на какое направление держать опору? Для этого нужно направление психотерапии. Одно направление всегда имеет свои возможности и ограничения. Гештальт терапия - очень "воздушная" и совсем не рациональная терапия, которая способна интегрировать личность, вернуть ей естественность. Но что делать, когда нужно больше конкретики, когда ты видишь - клиент имеет шизоидный тип или же нарцистический... В чем разница работы? И что делать с тем и этим? Работают с ними по-разному, но кто расскажет как? Психоанализ. Он и даст еще массу опор. А так же клиническая психология, кроме того, она может помочь в нужный момент дать опоры для работы с людьми пограничного и психотического уровня организации психики (в коалиции с психиатром, конечно).
Ну вот и проведена глубокая работа с постоянным клиентом, который достаточно хотел изменений и не смотря на внутренние сопротивления шел вперед и прошел большой путь. Многое в его жизни изменилось, но как в большей степени внедрить эти изменения в жизнь? Как заземлить его? Коучинг. Отличное средство для этой цели. А что делать с крайне рациональными мужчинами, или с теми, кто боится психотерапии, но хочет изменений в своей жизни? Коучинг.
И так... А как поддержать себя в длинном пути профессионального становления и не выгореть? Супервизия, а так же обязательная личная терапия. И еще раз супервизия. Только в России это не является обязательным для практики, во всех странах это важно даже для получения лицензии. В нашей стране - вопрос личной ответственности и роста. Зачем нужна супервизия? В процессе нее специалист имеет возможность получить обратную связь от коллег или от специалиста более высокой категории или обладающего большим опытом. Психолог может провести работу над ошибками, разобрать трудный случай, задать себе важные вопросы. Супервизия это то, что в разы повышает качество проводимой Психотерапии. Для чего все это? Для качественной работы и качественной помощи клиентам, для увеличения собственных навыков и профессионального роста, для взлета возможностей профессиональной конкуренции и для достойного дохода. За деньги, но не ради денег. Психологов много, профессиональных психологов кратно меньше. Психология - это не хобби, а в частном случае, терапия души, и внимания обучению этой терапии важно оказывать ни чуть не меньшее, чем в сфере медицинского образования. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|