Психосоматика – собирая камни ч.2 Психодинамические концепции психосоматики.

Психосоматика  собирая камни ч 2 Психодинамические концепции психосоматики

Конверсионная модель 3. Фрейда.

По теории З.Фрейда не разрешившаяся эмоциональная конфликтная ситуация (из-за неприемлемости осознания этого конфликта, в следствии социальных запретов) не может спонтанно быть выраженной и в следствии отрицательных переживаний подавляется. Энергия напряжения этой ситуации направляется в тело и проявляется в виде психосоматической симптоматики. Так как энергия бессознательного выражается в виде символов, то симптомы часто несут символическое значение и тем самым как бы выражают неотреагированную эмоцию или отношение к психотравмирующей ситуации.

Вытесненный и оставшийся неотреагированным конфликт личности образует энергетическое скопление, которое находит выход через симптоматическое отреагирование.

Таким образом психосоматическая симптоматика становится новым образованием, играющим важные роли в стабильности организма:

1) канализация скопившейся психической энергии и отреагирование внутриличностного конфликта.

2) Вторичная выгода от роли больного человека

3) выстраивание безопасных целей (не решение неприятной и запретной ситуации, а здоровье как заместительная цель).

4) симптом не только позволяет отреагировать скопленную энергию, но и скрыть запретное желание, а также получить определенное наказание за это желание.

5) Симптом служит средством коммуникации, когда на прямое выражение наложен запрет

Лечение дает ощущение стабильности и безопасности, который был утрачен в результате психотравмы.

Невроз тревоги как альтернативная модель психосоматических расстройств. З.Фрейд

Вместе с конверсионной моделью (которую Фрейд относил к истерии) З.Фрейд описал другой вид психосоматических расстройств – расстройства ССС, дыхания, потливость, дрожь, голод, понос, головокружение, парестетические ощущения – он рассматривал как соматические эквиваленты тревоги, которые могут даже полностью заменить ее. Фрейд также предположил, что конверсионная симптоматика возникает в результате механизма вытеснения, а эквиваленты тревоги в результате более примитивной проекции.

Ресоматизация  М. Шур

Теория ресоматизации М .Шура предпологает, что психосоматические больные регрессируют к детскому способу соматического отреагирования эмоций – регрессия.

В раннем до вербального периода развития младенец отреагирует эмоции телом (вегетативной Н.С). Вербальная часть мозга еще не развита. Т.е. при регрессивном способе реагирование происходит не сознательное выражение эмоций, а в виде телесных реакций. Такая регрессия возможно при слаборазвитой структуре Я (инфантильной личности). Эта инфантильность не тотальная, а парциальная – связанная с определенной частью личности, часть которой задержалась в развитии – фиксации на определенной ранней возрастной стадии развития. В острой стрессовой ситуации происходит механизм регрессии к первичному процессу.

При взрослении происходит процесс сознательное отреагирование эмоций с с огромным спектром эмоциональных реакций – Десоматизация. В норме процесс телесного выражения эмоций возникает в ситуации, когда мама общается с грудничком. Также это бывает в общении психотерапевта и клиента – Райх назвал это «вегетативным резонансом». Если во время терапии правильно организовать регрессивный процесс, то можно получить неплохой целительный эффект. Например, в этом плане созданна психотерапия «первичным криком» А. Янова, метод Ретри.

Так как одним из языков выражения нашего бессознательного является язык тела, то механизм регрессии и направленной ресоматизации может быть использован для работы с личностным ростом (коммуникация с бессознательным).

Потеря надежды на будущее Энгель и Шмале

Джорж Энгель вместе с Артуром Шмале в процессе исследования выяснили, что большинство психосоматических заболеваний связанно с нарушением иммунной системы. При таких тяжелых заболеваниях как бронхиальная астма, туберкулез, рак, колит, нейродермит – нарушения иммунитета особенно выражены. По результатам целого ряда исследований они пришли к выводам, что у этих больных присутствует целый ряд психологических нарушений, связанный с негативным прогнозом своего будущего, снижением веры в наступление хорошего времени, пессимизм. Они выделили так называемый комплекс брошенного человека. Основными характеристиками этого комплекса являются: Сильная потребность в любви и отрицание возможности получить ее безболезненно. Ощущение собственной ненужности. У человека с данным комплексом часто наложен запрет на собственные желания. Жизнь окрашивается в темно-серые тона и становится неинтересной, это состояние сопровождается депрессией, печалью, отчаянием, безнадежностью, беспомощностью. Очень часто в процессе выяснения жизненных событий, предшествующих началу заболевания, выясняется потеря контакта с близкими людьми или нарушение обычной деятельности (потеря работы). Эти травмы очень болезненны для этих людей и поэтому самостоятельно они не могут их переработать. Часто какой-то период после травмы они ощущают чувство депрессии, после которой развиваются психосоматические нарушения.

На основе исследований Энгеля и Шмале, Фрайбергер описал факторы предрасположенности к психосоматическим заболеваниям в виде особого развития:

  • недостаточное развитие структуры Я выражающееся в виде слабого самоосознования, нарушение базового доверия, низкая стрессоустойчивость, стремление к зависимым отношениям.
  • «духовная пустота» - преобладание логически-мыслительных процессов без эмоциональной переработки. Компенсаторное телесное отреагирование и защитная ипохондрия.
  • Склонность к накоплению не переработанных чувств потери.
  • Психологические защиты в виде жалоб и обвинений, скрывающие потребность в зависимости от значимых фигур. Эти защиты служат способом захватить потерянный объект и восстановить утрату.


Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Деньги. Как наш мозг обманывает нас при виде денег
  • «Потеря близкого. Что происходит и как это пережить».
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • 70% бабушек... имитируют восторг при виде внуков
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 2
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 1
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.
  • Особенности формирования личности в избранном виде спорта. Плавание.
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как замотивировать на более открытое выражение эмоций? Путь от психосоматики
  • Как перестать постоянно думать о еде и внешнем виде?
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Комплекс Брошенного. Как мы попадаем в ситуации, когда нас предают и отвергают.
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Закономерности прошлых жизней проявляются – в виде случайностей в этой
  • Дезадаптационные нарушения у сотрудников МЧС как факторы риска в кризисной ситуации.
  • Призываю конфликтовать так часто, насколько это возможно
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как выжить в ситуации военного конфликта и сохранить психологическое здоровье
  • Психосоматика. Диарея - страх в чистом виде.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь