|
Дети дождяАвтор статьи: Кустош Маргарита Александровна
Мы же – дети дождя, мы в каких-то нездешних мирах, что никак не войдут в жесткий фокус реального мира... «уходи уходя»... но не выверен в терминах страх, тот, который – ночной, пустотой наполняет квартиры есть ли смысл в «прости»? в плоских штампах заезженных фраз? задыхаясь внутри от эмоций так невыразимо – не суметь наскрести пары слов, резко выдохнуть «пас», и, как данность принять, что порой не кончаются зимы... «сколько можно» – вопрос? риторический вой на луну? иногда в суете не понять, а вообще-то мы есть ли? за окном – зимний дождь, я – ребенок его, я – усну, растворяясь в себе невесомой прозрачною смесью… (Светлана Климова) Когда мы говорим о расстройстве спектра аутизма, то в первую очередь хотим сказать, что это широкий спектр разных форм расстройств, связанных общими характеристиками, а именно: трудности в построении социальных отношений, общении и особой стереотипностью поведения. Расстройство спектра аутизма относятся к расстройствам психологического развития – поэтому очень важно понимать, что это пожизненная особенность ребёнка, обусловленная специфичностью структуры и функционирования центральной нервной системы, и вопреки тому, что в развитии ребёнка всегда возможен прогресс и что в разном возрасте ребёнок будет очень разным, он всегда останется с определёнными «аутичными» особенностями. Мы должны чётко осознавать, что насколько спектральным является это расстройство у детей, настолько же спектральным является и прогноз на период взросления. Признаки аутизма можно выявить уже на первом году жизни. Однако это касается лишь раннего детского аутизма, который встречается у детей до 3 лет. Что касается остальных расстройств аутистического спектра, то их признаки также можно наблюдать в раннем детском возрасте, но уже ближе к 2 – 3 годам. Типичные симптомы расстройства спектра аутизма
Считается, что ребёнок с РСА не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит, как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя. Есть много гипотез относительно восприятия окружающего у детей с РСА, вот несколько из них: «Стволовая» теория. Эта теория сенсорной гиперчувствительности связывает симптомы аутизма с нарушениями регуляции «входа» сенсорной информации в мозг на уровне его ствола. Было выдвинуто гипотезу, что у детей с РСА низкий порог сенсорной чувствительности и сенсорные раздражители (Акустические, тактильные, визуальные и т.д.), которые для большинства людей нормальные, для людей с РСА являются надпороговыми, а соответственно перевозбуждают их, вызывают выраженный дискомфорт, из, за этого нарушается общее восприятие и интеграция сенсорной информации. Сенсорная гиперчувствительность есть без сомнения у многих особ с РСА. Модель нарушенной интеграции информации крайней выраженности мужского мозга. Согласно этой теории, у детей с РСА информация обрабатывается особенным способом: в основном моноканально и секвенционно. Такой тип обработки информации характеризуется тем, что внимание ребёнка одномоментно сосредоточено на одном сенсорном канале (аудиальном, визуальном и т.д.) и в то время, когда обрабатывается информация, которая проходит по этому каналу, другие каналы будто отключены. Соответственно внимание очень узко сосредоточенно на конкретных деталях одной сенсорной модальности, а все другое является за полем зрения, слуха. И только после того, как обработано одни детали, внимание переходит на обработку других. Регистрация информации происходит в форме «файлов» также в одной сенсорной модальности, но эта информация не интегрируется между собой (нет, таких себе «соеденяющих» папок, которые тематически синтезируют зрительную, слуховую и другую информацию). Аминдальная теория аутизма (причину РСА видят в роли миндалевидного тела и лобной коры). Развитие этой теории связано с нейробиологическими исследованиями последних лет, было обнаружено, что у детей с РСА во время столкновения с социальными стимулами низкая сравнительно с ровесниками активация миндалевидного тела, которое является своеобразным центром эмоций мозга. Миндалевидное тело, связанное с оценкой информации о опасности, именно оно «включает» реакции «убегай/нападай», так же миндалевидное тело придаёт значение социальной информации и делает нас сосредоточенными на социальных стимулах, как на более значимых. Как видите перед нами длинная дорога – дорога развития. Как общество, мы призваны осознавать то в чём нуждаются люди с особенными потребностями в общем и люди с РСА. И в процессе этой заботы, помощи мы становимся более цивилизованными. Они делают нас более человечными. Источник: «Розлади спектру аутизму в запитаннях та відповідях». Олег Романчук, Лвів «Колесо» 2010 р.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|