Почему дети дразнят других детей? Что делать, если из-за насмешек одноклассников ваш ребенок не хочет ходить в школу? Частный, семейный психолог Катерина Новицкая рассказала, как помочь ребенку пережить травлю в школе.
Кто обидчик, а кто жертва? - В любом коллективе есть провокаторы. Обычно в детском – это лидер: тот, кто поведет за собой других, активный, но не отличающийся хорошим поведением. Зачастую у таких детей агрессивный характер, они чувствуют не только свою силу, но и слабость другого ребенка, поэтому и реагируют на нее с особой жесткостью. Как правило, другие дети присоединяются к травле за компанию, порой даже не осознавая, зачем это делают. Больше всего не везет тем, кто выделяется из общей массы: слишком худой или слишком толстый, необычная фамилия или особенное имя. Обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если от природы от раним и застенчив. Бывают случаи, когда ситуации выходят из-под контроля, и ребенок начинает воспринимать школу не иначе как место, где над ним постоянно издеваются. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и на душевном состоянии в целом.
Что делать родителям? - В такой непростой ситуации огромная ответственность ложится, в первую очередь, на родителей. От их совместной работы над стабильными отношениями в семье, общения с ребенком и тех посланий, которые ему дают, зависит, насколько он может быть устойчивым и сильным эмоционально. Если говорят: «У тебя ничего не получится!», «Ты как всегда!», «Не беги – упадешь!» – у ребенка закладывается на подсознательном уровне неуверенность в собственных силах, что влияет на его самооценку. Дети, которые росли на этих фразах, зачастую и попадают в зону опасности в школе. С другой стороны, не нужно убеждать своего ребенка в том, что он точно справится с каким-то делом. Лучше говорить: «Попробуй, если что – я помогу!» или «Давай попробуем вместе, если хочешь!», «Попробуй еще раз!» – эффект будет абсолютно другим. Кроме этого родители должны приучить своего ребенка еще до школьного возраста рассказывать им, как прошел его день. Разговаривать с ним, спрашивать, как у него дела, с кем он дружит, а может кто-то обижает. Стараться убедить его, что разговор с родителями – это безопасно: ребенок должен быть уверен, что родители на его стороне и он без страха может рассказать о своих проблемах, что без его согласия они ничего не буду предпринимать.
Как помочь ребенку? - Дети в школу вдруг, не попадают: они ходят в детский сад со своей особенной внешностью или необычным именем. Родители должны предусмотреть заранее и подготовить ребенка к тому, что другие дети будут обращать на него внимание. В школьном возрасте ситуация намного сложнее. Например, у одноклассника лучше телефон, лучше рюкзак и костюм. Налицо – социальное разделение на "богатых и бедных". Я считаю, что ребенок должен столкнуться с такой ситуацией и пережить ее именно в школе. Пофантазируем сейчас: в школе ввели единую школьную форму, запретили мобильные телефоны. Ребенок живет в таком обстановке постоянно, но, выйдя на улицу, видит, что на самом-то деле он хуже или лучше своего друга. Даже если он живет в этой школе, из нее практически не выходит, с таким неравенством ему придется столкнуться либо в университете, либо на работе. Поэтому школьные годы – то время, когда родители могут и должны объяснить, что в этом нет ничего плохого и дурного, что он не хуже и не лучше. Просто вы можете позволить себе только такой телефон, а одноклассник – другой.
Реакция – это то, что заставляет задир снова и снова возвращаться к одной и той же жертве. И чем она сильнее, тем лучше для обидчика. Обычно дети используют методы отпора им известные: затевают драку, в ответ говорят плохие слова. Родителям нужно всего лишь расширить опыт ребенка и показать, что есть другие способы решения конфликта. Например, предложить свою помощь либо подумать вместе над другими вариантами поведения ребенка: не обращать внимания на обиды, посмеяться вместе со всеми или отшутиться. Это называется «сформировать навык заботы о себе», когда ребенок сам определяет, может он себе помочь или ему нужна помощь папы или мамы.
Бывают случаи, когда оскорбления и обиды приходят со стороны взрослого человека (педагога или родителя одноклассника). В этом случае ситуацию необходимо взять в свои руки родителям пострадавшего. Опять же, нужно донести до ребенка, что все разрешится наилучшим образом и ему нечего бояться, а потом только действовать, не устраивая разборок. В такой ситуации поговорить с обидчиком должен родитель, так эта его обязанность защитить своего ребенка от другого взрослого, если это необходимо.
Иногда ребенку объявляют бойкот. В такой ситуации помощи от родителей потребуется больше. Тогда тонкое родительское вмешательство придется кстати. Папа или мама должны пообщаться с классным руководителем, выяснить, что произошло для того, чтобы понять, как дальше действовать. Именно в такой ситуации имеет смысл сходить к психологу, особенно когда речь идет о подростковом возрасте.
Как родителям не стоит реагировать на ситуацию? - Не оставляйте ребенка один на один со своей проблемой. Я искренне не понимаю тех родителей, которые отказываются помогать ребенку. Это жестоко. Да, это метод, но он жестокий. Все вернется, когда ребенок вырастет. Родителю станет плохо, он будет лежать в больнице, а ребенок ему в полном праве может сказать: «А знаешь, это твои проблемы, решай их сам!». Все-таки родители – это, в первую очередь, любящие, надежные и принимающие люди.
Не нужно сразу бежать в школу и выяснять отношения. После таких «разборок» становится только хуже ребенку. Особенно подростки, не хотят говорить родителям о своих проблемах. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности и знать, что дом – это место, где его выслушают и помогут решить актуальные для него вопросы или проблемы( "Не бывает неразрешимых вопросов.", "Знай,что я всегда тебя постараюсь понять, я на твоей стороне.", "Ты моймоя сын дочь и я тебя всегда буду защищать.").
Дорогие родители, удачного учебного года, Вам и вашим деткам! Любите, уважайте и принимайте своих детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.