Итак, мы подошли к основному вопросу – как быть, если жизни подростка угрожает его гаджет с выходом в интернет? Вчера это были электронные наркотики и игровые онлайн-автоматы, сегодня – суицидальные группы, завтра – кто знает, что еще сможет придумать изощренный разум заточенного в сетях информации человека.
Первое, что напрашивается на ум – убрать гаджеты из жизни подростка. Как говорилось ранее, это не лучший вариант, поскольку тогда он лишится обязательного элемента социализации. У всех в классе или во дворе есть телефоны, странички в социальных сетях, каналы на ютубе и т.д. Без этих атрибутов ребенок станет белой вороной, будет безынтересен другим, не будет вхож в определенные круги общения. Как и чрезмерное увлечение сетевой жизнью, ее отсутствие может стать хорошим фундаментом для развития депрессии. Как быть? Стать путеводителем в сетевой мир. Предлагаю рассмотреть вопрос в перспективе (для тех, кого еще не коснулась проблема) и актуальности (кто уже является родителем или подростком).
Человек НЕ рождается с зачатками личности, он рождается, как homo sapiens, биологический вид. И только при правильной, последовательной и контролируемой социализации в нем формируется личность. Поэтому так важно, чтобы родительство было осознанным и не заканчивалось в возрасте отдачи ребенка в детский сад. С появлением ребенка, семья должна изменить свой привычный образ жизни, обогатить его полезными привычками, стать более гибкой и тщательнее следить за актуальными для своих детей тенденциями. Сложная работа, личные переживания – не оправдание ошибкам воспитания, которые может допустить родитель.
С ранних лет, как только гаджет появляется в жизни ребенка – посадили за компьютер, дали в руки планшет/телефон – нельзя оставлять их наедине. Задача взрослого – научить ребенка пользоваться доступными благами цивилизации на благо для себя, а не во вред. Родитель устанавливает развивающие игры для ребенка, без насилия и жестокости, преждевременно проверяя на себе игру. Как ребенок подрастает, совместно с ним родитель изучает программы по созданию проектов, презентаций, изображений, видео и т.д. Материалы совместной деятельности или индивидуальной работы ребенка, если хочется их обнародовать, можно относить в школу или показывать друзьям на компьютере. Выход в сеть интернет без родителя ребенку запрещен до 11-14 лет. А так же устанавливается родительский контроль, который блокирует опасные сайты. И главное – с появлением гаджета в мир ребенка должны войти разнообразные формы физического и интеллектуального развития без их использования, спорт, творчество, дисциплина и обязательства. На элементарном бытовом уровне ребенок уже должен выполнять какую-то работу, и в случае ее невыполнения – получать обговоренное ранее наказание. Поощрять правильное поведение чем-то кроме слов так же не следует – прибранные игрушки или вымытая посуда не достижение, а данность, которой необходимо следовать.
Кроме этого, любая информация, которую получает ребенок, должна быть прокомментирована родителем. Будь это мультик, книжка, услышанная во дворе история – родитель должен дать ребенку понять, как к ней относится. Совместное обсуждение учит ребенка размышлять, создает его собственные критерии хорошего и плохого, обогащает его ролевое поведение, происходит процесс сознательной социализации. Рассмотрению подлежат не только положительные персонажи, но и отрицательные, особенно – размышления о том, почему они себя так ведут, и как добиваются желаемого. Научившись видеть уловки, подвохи, попытки манипуляции, ребенок – в будущем подросток, в будущем взрослый – сможет обнаружить подобное поведение в общении с другими и насторожиться.
Задача родителя – идти вместе с ребенком. Не тащить за собой, а быть рядом, когда нужна помощь, поддержка, опора, поощрение и обучение. Для любого родителя настольной книгой должна стать возрастная психология и педагогика, благодаря ей он будет понимать, почему ребенок ведет себя так или иначе, чего добивается и как себя вести. Если не получается овладеть навыками воспитания самостоятельно, следует обратиться в центр развития или к семейному психологу. Нет ничего зазорного в этом – мы покупаем квартиры, которые строили строители, и идем за врачебной помощью к врачам. Важно выбрать единую стратегию воспитания ребенка и не изменять ей, если она успешна, только иногда адаптировать ее в соответствии с изменяющимся возрастом ребенка.
Такая линия развития семьи поможет выстроить отношения между родителем и ребенком, основанные на доверии, взаимоуважении, взаимопомощи, взаимоподдержки – ВЗАИМО, движение в обе стороны. В этом случае, подростковый кризис может протекать сглажено и почти незаметно – подросток ориентирован на реальную жизнь, реальные достижения, меньше времени проводит за компьютером, больше за саморазвитием, имеет конкретные цели и средства ее достижения, не обладает большим количеством свободного времени для уныния и зависания в интернете. В случае если подросток чувствует себя некомфортно, испытывает трудности, он не боится рассказать об этом родителю, проблемы решаются совместно, конструктивно и своевременно.
Как быть, если время было упущено, и в ребенке, однокласснике, друге или подруге прослеживается типичное поведение серого романтика? С родительской позиции – никаких резких и кардинальных изменений в воспитании и общении быть недолжно, это лишь испугает ребенка. Каждый случай уникален, и важно собрать максимально больше информации – поговорить с учителями, друзьями ребенка, обратиться к психологу с запросом на диагностику и беседу с ребенком, а так же самостоятельно проконсультироваться по вопросам общения в данный период. Основная задача – наладить потерянный контакт. Вечерние прогулки располагают к общению, и закрыться в комнате ребенок не сможет. Потребуется много терпения и сил, поначалу придется много говорить самим обо всем – как прошел день, какая будет завтра погода, когда и как планируется отпуск и обязательно услышать мнение ребенка. Постепенно, общение должно сходиться к интересам и увлечениям подростка, которые нельзя критиковать, наоборот, пусть говорит, и говорит много и подробно – больше возможности понять, что затягивает подростка в серую романтику.
Мы говорили ранее, что этот образ слишком романтизирован и большое количество свободного времени затягивает в него. Отправляя подростка в секции и кружки против его воли, родитель создаст иллюзию, что пытается избавиться от ребенка. Все меняется, если в эту секцию пойдет и родитель, и подросток. Новые эмоции пойдут на пользу обоим, укрепят взаимоотношения и вырвут из суеты будней. Посещение, например, секции скалолазания позволит получить необходимую дозу адреналина, и уже не будет нужды стоять на крыше дома или резать вены.
Особое внимание следует уделять демисезонным периодам (весна и осень), когда психологическое здоровье ослабевает и без влияния побочных факторов. Так называемы сезонные обострения ощущает большинство людей всех возрастов и национальностей, и даже полностью здоровый, успешный и реализованный человек может поддаться хандре. Врачи советуют справляться с этим комплексами витаминов, правильным режимом дня и питания, о чем так же следует позаботиться и родителю. Например, обратить внимание на количество употребляемого сахара. Когда съедаем что-то сладкое, вкусовые рецепторы на языке отправляют сигнал, который распознается зоной поощрения в коре головного мозга. Сахар стимулирует выброс в кровь дофамина, рецепторами которого испещрена кора головного мозга, и они так же являются частью системы поощрения. Человек чувствует удовлетворение и желает снова испытать его, когда уровень дофамина начинает падать. Но если он не падает – вырабатывается регулярно – это приводит к проблеме контроля, усилению желания получить что-то новое, что удовлетворит больше, а так же увеличивается переносимость сахара. Разнообразное и правильное питание поможет держать под контролем дофамин, и как следствие – дает возможность реагировать системе поощрения чаще и на более качественные стимулы. Тем более, что ее активизирует общение, любимое дело/хобби.
В некоторых случаях ситуация может быть осложнена соматическими состояниями подростка, и здесь уже не обойтись без квалифицированной помощи медиков и психологов. Седативные, антидепрессанты и психотерапия нормализуют состояние, вернут осознанность и самоконтроль, после чего начнется реабилитационный период возвращения к социальной жизни. Здесь вопрос стоит только в предвзятом отношении родителя – не у каждого хватит сил признать, в их семье есть проблема. Что до близких и друзей серого романтика – они такие же подростки, как и он сам. Кто-то такой же романтик, а кому-то повезло чуть больше. Не стоит ждать от них серьезных решений или высококвалифицированной помощи. Это только родители пострадавших или погибших детей начинают искать зацепки и оправдания в окружении – «ведь друзья, они не могли не заметить!». Спокойно могли, и даже не обязаны были следить, по большому-то счету. Зрячий приходит в лабиринт не с целью спасения слепцов. Максимум, что может сделать – попытаться разбавить серые представления о жизни теми эмоциями и впечатлениями, что получает сам, или же сообщить учителю, психологу в школе, родителю серого романтика.
Родительство - серьезный и очень трудоемкий шаг. Нельзя просто выкинуть ребенка в общество, в современный мир и ожидать от него хороших результатов. Как в любом деле – требуется много усилий, знаний, времени, понимания и терпения. Можно обвинять кого угодно в чем угодно, но если стена ломается – значит, в ней была трещина. Если подросток не разговаривает, не доверяет родителю, значит где-то были ошибки, которые надо вовремя исправить. Если подросток поддается манипуляции и влиянию – значит, его личность недостаточно сильна, не обладает необходимыми знаниями, чтобы суметь противостоять этому. А зачатки личности формируются с раннего детства.
Итак, серия Китовой романтики подошла к концу. Тема суицида и депрессивных состояний не нова ни для одной страны. Проблема решается развитием института семьи в большей мере, нежели цензурой, хотя и этот шаг будет иметь свое положительное влияние. Главное не забывать, что слепой не научит слепого видеть, это может сделать лишь зрячий.
Пусть киты остаются в океане, а в облаках летают лишь на картинках.
Первая публикация: https://vk.com/psyanimag?w=wall-106056749_30
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.