|
Подросток: почему так сложно и Родителю и Ребенку? (Часть 1 - Родитель)Автор статьи: Ирина Витальевна Низовцева
В Подростковый период одинаково сложно и подросткам и родителям. Попробуем рассмотреть этот вопрос с обеих позиций, как «проживает» этот период Родитель (Часть 1) и как – Ребенок Подросток 11 – 18 лет (Часть 2). Нарушая традиции, начну с Родителя (мама или папа; с поколением бабушек и дедушек все иначе). Часть 1. Родитель Подростка. Захотелось сложные процессы описать в легкой форме Сказки и добавить Вам, дорогие читатели, настроения / эмоций. Жили – были Заяц и Зайчиха, и наслаждались они любовью друг друга и весь мир для них был только «Он и Она». В один момент этой любви стало так много, что родился у них Зайчонок (мальчик или девочка). Любви не стало меньше, но она делилась теперь не на двоих, а на троих (про Любовь, когда в семье появляется третий, – это другая Сказка). Зайчонок рос, наслаждался любовью и заботой родителей, был послушным, ему все вокруг было интересно (возраст Почемучек, Родитель – важная значимая фигура) и он хотел быть похожим на родителей (детская половая идентификация – мальчик/ девочка). Незаметно Зайчонок вытянулся, стал неуклюжим (физиологические изменения подростка) и у Зайчихи появилось беспокойство – «А красив ли мой ребенок, как прежде… ведь он был таким милым Зайчонком?». И оба родителя стали замечать, что ребенок меняется не только физически, но и с ним происходит что то странное: сначала стал не послушным и лениться, прогуливает уроки в школе, а затем, еще хуже - грубит, убегает из дома, дружит не с теми друзьями, которые нравились Зайцам … «О, ужас! Я не знаю что с ним делать! У меня нет больше сил…» - прокричала как-то Зайчиха Зайцу. И в заячьей норе (доме) началась паника: они слышали от «других», читали в умных книжках, что есть сложный подростковый период и, вроде бы, были готовы к нему. Но к такому, точно не были готовы! Важно! Подростковый период Ребенка в каждой семье разный и уникальный, к нему невозможно быть готовым. Легализация чувств (обозначение и проговаривание их) очень помогает в отношениях с Подростком. Ребенку, опираясь на понятные чувства Родителя, легче размещаться в социуме / мире взрослых. Семья Зайцев стояла перед выбором: 1) «плюнуть», пусть будет как будет – «Как-то перетерпим эти несколько лет. Мы достаточно в Зайчонка вложили, чтобы он стал хорошим Взрослым» или 2) стать участниками это сложного процесса взросления их Зайчонка и каждый день проживать вместе с ним «американские горки» с неизвестным результатом. В этой сказке семья Зайцев выбрала 2-й вариант. И началась ежедневная работа над выбором: Зайчонок – Подросток* 11 -13 лет не хочет учиться, ходить на дополнительные занятия (спорт, искусство, развитие…), ленится. «Что делать? Заставлять или пожалеть …» Подсказка! 1) Заставлять. С пониманием того, что «Я – Родитель, заставляю не потому, что хочу, чтобы Ребенок сделал как я хочу, а потому, что у меня Взрослого точно больше опыта и видение перспективы». У Ребенка еще не сформирована способность видеть перспективу и отсроченный результат. Надо быть готовым к тому, что Родитель, объяснив причину «Почему надо..», обязательно встретит сопротивление Ребенка – это важный процесс для Ребенка, так он учится отстаивать свою позицию. 2) Пожалеть. Это похоже на «отпустить ситуацию», поэтому результат может быть разным: 1) может сформироваться у Ребенка безвольность и пасование перед трудностями; 2) или, наоборот, сформируется ответственность за свой выбор – «Я выбираю – не заниматься спортом и понимаю, что мои физические данные будут такими …». В этом варианте можно поддерживать самостоятельный взрослый выбор Подростка - «Хорошо, это твой выбор, давай обсудим возможные его результаты …». Зайчонок - Подросток* 13-15 лет ослушался, нагрубил, хлопнул дверью, убежал… Родители в растерянности и злости: «Как поступить? Наказать или проигнорировать?». Подсказка! Можно выбрать и тот и другой вариант, но с важным уточнением: 1) Наказать. Форма наказания не должна унижать ребенка и обесценивать его значимость для семьи. Хорошо, если это будут прямые послания – «Я злюсь, что ты ослушался и хотел бы тебя наказать, но хочу выслушать тебя, обсудить с тобой…». Важно не рассчитывать на результат прямо сегодня – это работа на перспективу (результат вы увидите только, когда Зайчонок станет Взрослым) и набраться терпения для эмоционально нагруженного процесса. 2) Проигнорировать. Если выбран этот вариант, важно не оставаться со своими «не выплеснутыми» (не прожитыми) чувствами – «Да, Я злюсь, что ничего не могу с этим поделать, но я даю право своему ребенку пробовать поступать так как он хочет и ошибаться». 3) Идеальный вариант – сочетать / использовать по очереди варианты 1 и 2. Важно! Родителю важно разрешить себе весь спектр чувств в подростковый период своего ребенка – это чувство вины (Я делаю что-то не так), страха (А вдруг это навредит моему ребенку), беспомощности (Я сейчас никак не могу на это повлиять. Я не знаю какой будет результат), злости (Я устал / устала и меня раздражает мой ребенок), «неподдержанности» (Мне никто не может помочь. Мой ребенок меня уже не слушается и не любит) и др. Зайчонок - Подросток* 16-18 лет заявил, что не будет продолжать учиться, а хочет зарабатывать деньги и жить с Прелестницей юной Зайчихой. У Зайчихи – мамы схватило сердце, а у Зайца – папы сжались кулаки, ведь они так хорошо спланировали будущее своего Зайчонка и столько для этого трудились! Подсказка! В семье Зайцев теперь ТРИ Взрослых: Заяц – папа, Зайчиха – мама и Заяц – сын. И, как бы ни было больно и досадно, с мнением Взрослого придется считаться и искать способы договариваться. И даже если Заяц – сын (или дочь) совершит ошибку, это будет его ошибка и его ответственность Взрослого за свою жизнь. Папа Заяц разжал кулаки и начал искать компромиссы: «Может ты поработаешь год, попробуешь себя в разных сферах и затем продолжишь обучение уже в выбранной профессии?». Мама Зайчиха подхватила: «И мы будем рады познакомиться с твоей Прелестницей юной Зайчихой. Какое-то время вы можете пожить с нами….»…. Одно Родители Зайцы знали точно, их Ребенок – Зайчонок их любит, не смотря все сложности своего взросления. Подсказка! Любовь к Родителям «не пропадает», она просто становится само собой разумеющейся, не требующей подтверждения (как в мире Взрослых).
С глубоким уважением к Вашим изменениям и благодарностью к своим клиентам, Ирина Низовцева Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|