Подросток: почему так сложно и Родителю и Ребенку? (Часть 1 - Родитель)

В Подростковый период одинаково сложно и подросткам и родителям. Попробуем рассмотреть этот вопрос с обеих позиций, как «проживает» этот период Родитель (Часть 1) и как – Ребенок Подросток 11 – 18 лет (Часть 2). Нарушая традиции, начну с Родителя (мама или папа; с поколением бабушек и дедушек все иначе).
Часть 1. Родитель Подростка.
Захотелось сложные процессы описать в легкой форме Сказки и добавить Вам, дорогие читатели, настроения / эмоций.
Жили – были Заяц и Зайчиха, и наслаждались они любовью друг друга и весь мир для них был только «Он и Она». В один момент этой любви стало так много, что родился у них Зайчонок (мальчик или девочка). Любви не стало меньше, но она делилась теперь не на двоих, а на троих (про Любовь, когда в семье появляется третий, – это другая Сказка). Зайчонок рос, наслаждался любовью и заботой родителей, был послушным, ему все вокруг было интересно (возраст Почемучек, Родитель – важная значимая фигура) и он хотел быть похожим на родителей (детская половая идентификация – мальчик/ девочка).
Незаметно Зайчонок вытянулся, стал неуклюжим (физиологические изменения подростка) и у Зайчихи появилось беспокойство – «А красив ли мой ребенок, как прежде… ведь он был таким милым Зайчонком?». И оба родителя стали замечать, что ребенок меняется не только физически, но и с ним происходит что то странное: сначала стал не послушным и лениться, прогуливает уроки в школе, а затем, еще хуже - грубит, убегает из дома, дружит не с теми друзьями, которые нравились Зайцам … «О, ужас! Я не знаю что с ним делать! У меня нет больше сил…» - прокричала как-то Зайчиха Зайцу. И в заячьей норе (доме) началась паника: они слышали от «других», читали в умных книжках, что есть сложный подростковый период и, вроде бы, были готовы к нему. Но к такому, точно не были готовы!
Важно! Подростковый период Ребенка в каждой семье разный и уникальный, к нему невозможно быть готовым.
Легализация чувств (обозначение и проговаривание их) очень помогает в отношениях с Подростком. Ребенку, опираясь на понятные чувства Родителя, легче размещаться в социуме / мире взрослых.
Семья Зайцев стояла перед выбором: 1) «плюнуть», пусть будет как будет – «Как-то перетерпим эти несколько лет. Мы достаточно в Зайчонка вложили, чтобы он стал хорошим Взрослым» или 2) стать участниками это сложного процесса взросления их Зайчонка и каждый день проживать вместе с ним «американские горки» с неизвестным результатом.
В этой сказке семья Зайцев выбрала 2-й вариант. И началась ежедневная работа над выбором:
Зайчонок – Подросток* 11 -13 лет не хочет учиться, ходить на дополнительные занятия (спорт, искусство, развитие…), ленится. «Что делать? Заставлять или пожалеть …»
Подсказка!
1) Заставлять. С пониманием того, что «Я – Родитель, заставляю не потому, что хочу, чтобы Ребенок сделал как я хочу, а потому, что у меня Взрослого точно больше опыта и видение перспективы». У Ребенка еще не сформирована способность видеть перспективу и отсроченный результат. Надо быть готовым к тому, что Родитель, объяснив причину «Почему надо..», обязательно встретит сопротивление Ребенка – это важный процесс для Ребенка, так он учится отстаивать свою позицию.
2) Пожалеть. Это похоже на «отпустить ситуацию», поэтому результат может быть разным: 1) может сформироваться у Ребенка безвольность и пасование перед трудностями; 2) или, наоборот, сформируется ответственность за свой выбор – «Я выбираю – не заниматься спортом и понимаю, что мои физические данные будут такими …». В этом варианте можно поддерживать самостоятельный взрослый выбор Подростка - «Хорошо, это твой выбор, давай обсудим возможные его результаты …».
Зайчонок - Подросток* 13-15 лет ослушался, нагрубил, хлопнул дверью, убежал… Родители в растерянности и злости: «Как поступить? Наказать или проигнорировать?».
Подсказка! Можно выбрать и тот и другой вариант, но с важным уточнением:
1) Наказать. Форма наказания не должна унижать ребенка и обесценивать его значимость для семьи. Хорошо, если это будут прямые послания – «Я злюсь, что ты ослушался и хотел бы тебя наказать, но хочу выслушать тебя, обсудить с тобой…». Важно не рассчитывать на результат прямо сегодня – это работа на перспективу (результат вы увидите только, когда Зайчонок станет Взрослым) и набраться терпения для эмоционально нагруженного процесса.
2) Проигнорировать. Если выбран этот вариант, важно не оставаться со своими «не выплеснутыми» (не прожитыми) чувствами – «Да, Я злюсь, что ничего не могу с этим поделать, но я даю право своему ребенку пробовать поступать так как он хочет и ошибаться».
3) Идеальный вариант – сочетать / использовать по очереди варианты 1 и 2.
Важно! Родителю важно разрешить себе весь спектр чувств в подростковый период своего ребенка – это чувство вины (Я делаю что-то не так), страха (А вдруг это навредит моему ребенку), беспомощности (Я сейчас никак не могу на это повлиять. Я не знаю какой будет результат), злости (Я устал / устала и меня раздражает мой ребенок), «неподдержанности» (Мне никто не может помочь. Мой ребенок меня уже не слушается и не любит) и др.
Зайчонок - Подросток* 16-18 лет заявил, что не будет продолжать учиться, а хочет зарабатывать деньги и жить с Прелестницей юной Зайчихой. У Зайчихи – мамы схватило сердце, а у Зайца – папы сжались кулаки, ведь они так хорошо спланировали будущее своего Зайчонка и столько для этого трудились!
Подсказка! В семье Зайцев теперь ТРИ Взрослых: Заяц – папа, Зайчиха – мама и Заяц – сын. И, как бы ни было больно и досадно, с мнением Взрослого придется считаться и искать способы договариваться. И даже если Заяц – сын (или дочь) совершит ошибку, это будет его ошибка и его ответственность Взрослого за свою жизнь.
Папа Заяц разжал кулаки и начал искать компромиссы: «Может ты поработаешь год, попробуешь себя в разных сферах и затем продолжишь обучение уже в выбранной профессии?». Мама Зайчиха подхватила: «И мы будем рады познакомиться с твоей Прелестницей юной Зайчихой. Какое-то время вы можете пожить с нами….»…. Одно Родители Зайцы знали точно, их Ребенок – Зайчонок их любит, не смотря все сложности своего взросления.
Подсказка! Любовь к Родителям «не пропадает», она просто становится само собой разумеющейся, не требующей подтверждения (как в мире Взрослых).


Возможно, эта Сказка Вас позабавила, а возможно Вы нашли в ней что-то полезное для себя. И она может продолжаться разными историями из жизни Зайцев. Пишите, какие истории вы хотели бы разобрать ....
*- в разных источниках возрастные границы могут отличаться.

С глубоким уважением к Вашим изменениям и благодарностью к своим клиентам, Ирина Низовцева
Продолжение следует – Часть 2. Подросток.



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Что может быть важно ребенку
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Ребенок – подросток. Как быть?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • В семье ребенок-подросток.
  • Кто в семье главный ребенок или родитель?
  • Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Тестирование выявило реальную причину, почему подросток стал плохо учиться
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь