Работа с метафорическими картами. Как я работаю.

Каждый психолог уникален и своеобразен. Мы используем одни и те же вроде бы «рецепты» из арт-терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, а все-таки у меня получается не так, как у Антонины Петровны или Сергея Осиповича. И правильно, что «каждый» психолог считает себя «не каждым», потому что в процессе творческой работы рождается что-то свое, с еле уловимым ароматом новых приправ.

        С радостью хочу поделиться теми рецептами, которые испробованы мною в ходе консультативных сессий и проверены в работе моими дорогими коллегами, участниками психологической творческой мастерской.

 

Упражнение «Игра в психоаналитика».

 

Провожу часто на первой же встрече после предварительной беседы для клиентов с жалобами и запросами типа «Не могу понять, что со мной», «Помогите понять, что я хочу…», с запросами на самосознание проблем, жизненных сценариев, обретение уверенности для решения каких-либо задач, получение ресурсов, с неясными запросами и т.д. Использую со взрослыми Персону или Альтер Эго, с детьми и подростками Персониту.

 

  • Раскладывается вся колода карт Персона на отдельном столе. Рубашка внизу – персона лицом к нам.
  • Предлагается клиенту выбрать, не задумываясь, 5 -7 карт (обычно 5 карт хватает, т.к. идеально укладываемся по времени). Обычно говорю - выбирайте те карты, с которыми почувствовали резонанс, кто на вас посмотрел. Выбранные карты клиент раскладывает в произвольном порядке перед собой.  Существуют объяснения по раскладу горизонтальному и вертикальному, но я на этом не заморачиваюсь, т.к. не все помню, а что-то и не знаю. В ходе работы больше смотрю, как клиент «обращается» с картой. Одну - долго держит, ласкает, поглаживает, «смакует», рассказывая о ней, другую – берет, как ядовитого паука или грязную вещь, с соответствующими мимическими сигналами, потом следует краткий рассказ, состоящий из междометий, вздохов и хи-хи, заканчивается все быстрым избавлением от «неудобной карты».  Вот на нее-то я больше всего и обращаю свое внимание. Она (карта) рано или поздно обязательно «всплывет» в процессе работы.
  • Клиенту говорю: «Попробуйте представить, что вы психоаналитик с большим стажем работы, эти люди, которых вы выбрали, интересны неким важным лицам, поэтому о них нужно дать, как можно больше информации. Расскажите о каждом все, что посчитаете нужным. Предлагаю каждой карте дать имя или название, предполагаемый возраст, род деятельности, чем мог бы заниматься этот человек, по-вашему, и как можно подробнее характер, натуру человека, его положительные и отрицательные качества. В конце обязательно выразите свое отношение к каждому. (клиенты, например, могут сказать «мне этот мужчина нравится, т.к…» или «эта женщина напоминает мне собственную мать»).
  • Клиент подробно описывает 5-7 персон по предложенной схеме. В процессе работы вы задаете вопросы, если требуется что-то прояснить или клиент сопротивляется: «Не знаю, что сказать об этом человеке, мутный он какой-то».    Беседа длится 10 -15 минут.
  • В конце работы с картами я спрашиваю, с кем из данных персон клиент хотел бы познакомиться или просто встретиться наяву? Почему?  Задаю вопрос о том, как бы данная персона разрешила проблему клиента? Обычно придумывают что-то. Можно еще раз обратиться к колоде, чтобы выбрать помощников или подобрать помощников из ранее выбранных, но не более 2. Описывает помощников, если это «новые лица», и почему именно их он взял. Какие качества помощников решат проблему клиента? А есть ли у клиента такие качества? Мы-то знаем, что есть, только он об этом не подозревает или забыл. Тогда можно расспросить о прошлом, были у клиента такие ситуации, где он мог проявить подобные характеристики помощников? Идет экскурс в детские или студенческие годы, голос вибрирует, глазки горят, щеки румянит и тело расправляется. Очень приятно!

 

Есть еще один вариант (если позволяет время) пойти в образ по методу символдрамы именно с этой картой, с которой клиент хотел бы встретиться и познакомиться. В образе происходит обычно «заправка» ресурсом или разрешение какого- либо внутреннего конфликта.  Например, клиент не может объяснить, почему он выбрал брутального мужика, «неандертальца». В образе он с ним не разговаривал сначала (тот не умел говорить) и близко к нему не подходил, опасался. Потом решил ему «задарить какую-нибудь вещицу». Задарил, после чего неандерталец короткими фразами рассказал ему, как охотиться и научил метко стрелять из лука. Запрос клиента был на встрече: «Научить его уверенному поведению с незнакомыми людьми». Жалоба была на очень застенчивое и неуверенное поведение с девушками.  Прошу нарисовать образ. Работа с рисунком завершает работу. Это можно также сделать домашним заданием.

 

        В конце упражнения я иногда раскрываю человеку «правду на себя». Говорю о выбранных им персонах, как о его субличностях, которые, чаще всего, не осознаваемы им.  Они - это часть его. И все, что он рассказывал о них, есть в нем. Ведь человек не может в другом увидеть то, чего в нем нет. Закон проекции. Иногда об этом не говорю сразу после упражнения, если вижу, что надо доработать еще или рано говорить.

Дорабатывать можно разными путями. 

Например, упражнением «Необитаемый остров». Можно продолжать этим первое упражнение «Игра в психоаналитика», если позволяет время. Можно делать отдельно как первично, так и повторной работой с картами на следующей встрече.

 

 

 

Упражнение «Необитаемый остров»

 

Упражнение не только выявляет проекции клиента, дает необходимые ресурсы, но и позволяет разглядеть, как клиент реагирует на неожиданные трудности, стрессовые ситуации, понять его обычные, автоматические убеждения, чувства, стратегии поведения, чтобы… Дальше по запросу можно будет разработать программу, план работы. Можно взять колоды Персону и Ох (основную).

  1. Если продолжаете первое упражнение, то говорите, чтобы клиент представил, что эта группа людей (5-7) попала в результате крушения на необитаемый остров.

Если первый раз проводите упражнение, то здесь нужно делать все по аналогии с первым, т.е. выбрать некое количество персон, причем не говорим название упражнения, а просто просим выбрать 5-7 карт. Потом сообщаем, что так получилось, что эта группа попала на необитаемый остров. Клиент сам опишет, кто на что способен. Каждой карте дается имя - например, Артур, Красивая, Озорная Девчонка, Рома, Художник. Придумывается история, как они попали на корабль или самолет, потерпевший крушение. Куда направлялись. Зачем? Далее можно спросить, кто будет лидером? Почему? Кто будет помогать лидеру? Почему? Кто будет противостоять лидеру? Почему? Кто самый сильный? Кто самый слабый? 

Не поясняем, пусть клиент с этими категориями сам разбирается. А мы мотаем на ус, что сейчас для него важно в силе и слабости. Кто чем будет заниматься на острове? Кто кем был раньше? Есть ли у них семьи, кто их ждет? Удастся ли им выжить? Придумайте окончание этой истории.  Можно в процессе работы моделировать ситуации, например, заболел лидер, покусала его ядовитая тварь, или нашли тайник на острове, или любовь у кого-то началась внезапно, или …сами придумайте  J.

  1. Спрашиваем у клиента: «С кем бы хотели встретиться наяву?» Обычно выбирают Сильного, но кто-то так хорошо восстанавливается в процессе работы, что у него есть силы и желание встретиться именно со Слабым и поддержать его. Встреча со Слабым указывает также на то, что, на самом деле, не все так плохо, как представлял клиент, и у него есть ресурсы справиться со своей проблемой.

Еще вопросы: У кого клиент хотел бы поучиться и чему? А если бы он попал в такую ситуацию, то на кого бы он был похож, на кого бы не хотел быть похож?

 А кто из этих персон мог бы легко разрешить его проблему (задачу)? Хотели бы получить от него (них) подсказку и помощь?

 Выбирает карту (ы) помощника (ов).

  1. Можно опять же с картой или группой карт идти в образ по методу символдрамы. «Попробуйте представить себе (имя выбранной карты) или любой другой образ, все, что вы представите – хорошо, мы можем работать с любым образом…» и далее по инструкции.
  2. Еще один вариант. Можно «сыграть» с клиентом в карты дальше. Я беру малую колоду ОН (ОХ). Можно Сагу. Прошу клиента немного «помедитировать» на выбранную карту (Это тот, кто ЗНАЕТ, как решить проблему клиента) и задать ему конкретный вопрос. Затем вслепую достать 1, 2 или 3 карты из колоды ОН. Бывает, что 1 карты достаточно, а бывает, что нужно 3. Далее клиент объясняет для себя картинки на картах.
  3. Теперь прошу клиента записать, что ему, в итоге, сообщает его бессознательное относительно его запроса. Записываем поток мыслей.
  4. Определяем цели для дальнейшей работы в соответствии с сообщением от бессознательного. Например, клиенту его бессознательное сообщает, чтобы он не пытался устанавливать душевные отношения на работе. Ему надо научиться быть просто функцией. Так для него безопаснее. Составляем план работы по достижению цели.

 

Есть, конечно, 3-5 % не понимающих и не принимающих такой метод работы клиентов, для них находятся другие упражнения. Хотя все люди рождаются с воображением.  Нужно только вдохновить человека на подобную форму психологической работы.

 В мае этого года вышел мой сборник упражнений с метафорическими ассоциативными картами, в котором описана моя методика и более 60 упражнений.

Книгу можно заказать у меня или на сайте http://nikbook.ru/product/2425.aspx

Также смотрите здесь оглавление http://www.psyoffice.ru/blog/37012/

 

       Работа с метафорическими картами Как я работаю

 

 

 



Просмотров: 509
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Не хочу больше жить! Или что можно сказать отчаявшемуся человеку.
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Психолог на раз или на всю жизнь? Или что можно за 1 консультацию?
  • Есть ли жизнь после переедания или кто виноват и что делать?
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Ваш муж вернулся с работы... или что делать, если он - РАБОТАЕТ!
  • Психология сутулости или что можно сказать о человеке по осанке
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Все можно? Или - так надо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь