Работа с метафорическими картами. Как я работаю.

Каждый психолог уникален и своеобразен. Мы используем одни и те же вроде бы «рецепты» из арт-терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, а все-таки у меня получается не так, как у Антонины Петровны или Сергея Осиповича. И правильно, что «каждый» психолог считает себя «не каждым», потому что в процессе творческой работы рождается что-то свое, с еле уловимым ароматом новых приправ.

        С радостью хочу поделиться теми рецептами, которые испробованы мною в ходе консультативных сессий и проверены в работе моими дорогими коллегами, участниками психологической творческой мастерской.

 

Упражнение «Игра в психоаналитика».

 

Провожу часто на первой же встрече после предварительной беседы для клиентов с жалобами и запросами типа «Не могу понять, что со мной», «Помогите понять, что я хочу…», с запросами на самосознание проблем, жизненных сценариев, обретение уверенности для решения каких-либо задач, получение ресурсов, с неясными запросами и т.д. Использую со взрослыми Персону или Альтер Эго, с детьми и подростками Персониту.

 

  • Раскладывается вся колода карт Персона на отдельном столе. Рубашка внизу – персона лицом к нам.
  • Предлагается клиенту выбрать, не задумываясь, 5 -7 карт (обычно 5 карт хватает, т.к. идеально укладываемся по времени). Обычно говорю - выбирайте те карты, с которыми почувствовали резонанс, кто на вас посмотрел. Выбранные карты клиент раскладывает в произвольном порядке перед собой.  Существуют объяснения по раскладу горизонтальному и вертикальному, но я на этом не заморачиваюсь, т.к. не все помню, а что-то и не знаю. В ходе работы больше смотрю, как клиент «обращается» с картой. Одну - долго держит, ласкает, поглаживает, «смакует», рассказывая о ней, другую – берет, как ядовитого паука или грязную вещь, с соответствующими мимическими сигналами, потом следует краткий рассказ, состоящий из междометий, вздохов и хи-хи, заканчивается все быстрым избавлением от «неудобной карты».  Вот на нее-то я больше всего и обращаю свое внимание. Она (карта) рано или поздно обязательно «всплывет» в процессе работы.
  • Клиенту говорю: «Попробуйте представить, что вы психоаналитик с большим стажем работы, эти люди, которых вы выбрали, интересны неким важным лицам, поэтому о них нужно дать, как можно больше информации. Расскажите о каждом все, что посчитаете нужным. Предлагаю каждой карте дать имя или название, предполагаемый возраст, род деятельности, чем мог бы заниматься этот человек, по-вашему, и как можно подробнее характер, натуру человека, его положительные и отрицательные качества. В конце обязательно выразите свое отношение к каждому. (клиенты, например, могут сказать «мне этот мужчина нравится, т.к…» или «эта женщина напоминает мне собственную мать»).
  • Клиент подробно описывает 5-7 персон по предложенной схеме. В процессе работы вы задаете вопросы, если требуется что-то прояснить или клиент сопротивляется: «Не знаю, что сказать об этом человеке, мутный он какой-то».    Беседа длится 10 -15 минут.
  • В конце работы с картами я спрашиваю, с кем из данных персон клиент хотел бы познакомиться или просто встретиться наяву? Почему?  Задаю вопрос о том, как бы данная персона разрешила проблему клиента? Обычно придумывают что-то. Можно еще раз обратиться к колоде, чтобы выбрать помощников или подобрать помощников из ранее выбранных, но не более 2. Описывает помощников, если это «новые лица», и почему именно их он взял. Какие качества помощников решат проблему клиента? А есть ли у клиента такие качества? Мы-то знаем, что есть, только он об этом не подозревает или забыл. Тогда можно расспросить о прошлом, были у клиента такие ситуации, где он мог проявить подобные характеристики помощников? Идет экскурс в детские или студенческие годы, голос вибрирует, глазки горят, щеки румянит и тело расправляется. Очень приятно!

 

Есть еще один вариант (если позволяет время) пойти в образ по методу символдрамы именно с этой картой, с которой клиент хотел бы встретиться и познакомиться. В образе происходит обычно «заправка» ресурсом или разрешение какого- либо внутреннего конфликта.  Например, клиент не может объяснить, почему он выбрал брутального мужика, «неандертальца». В образе он с ним не разговаривал сначала (тот не умел говорить) и близко к нему не подходил, опасался. Потом решил ему «задарить какую-нибудь вещицу». Задарил, после чего неандерталец короткими фразами рассказал ему, как охотиться и научил метко стрелять из лука. Запрос клиента был на встрече: «Научить его уверенному поведению с незнакомыми людьми». Жалоба была на очень застенчивое и неуверенное поведение с девушками.  Прошу нарисовать образ. Работа с рисунком завершает работу. Это можно также сделать домашним заданием.

 

        В конце упражнения я иногда раскрываю человеку «правду на себя». Говорю о выбранных им персонах, как о его субличностях, которые, чаще всего, не осознаваемы им.  Они - это часть его. И все, что он рассказывал о них, есть в нем. Ведь человек не может в другом увидеть то, чего в нем нет. Закон проекции. Иногда об этом не говорю сразу после упражнения, если вижу, что надо доработать еще или рано говорить.

Дорабатывать можно разными путями. 

Например, упражнением «Необитаемый остров». Можно продолжать этим первое упражнение «Игра в психоаналитика», если позволяет время. Можно делать отдельно как первично, так и повторной работой с картами на следующей встрече.

 

 

 

Упражнение «Необитаемый остров»

 

Упражнение не только выявляет проекции клиента, дает необходимые ресурсы, но и позволяет разглядеть, как клиент реагирует на неожиданные трудности, стрессовые ситуации, понять его обычные, автоматические убеждения, чувства, стратегии поведения, чтобы… Дальше по запросу можно будет разработать программу, план работы. Можно взять колоды Персону и Ох (основную).

  1. Если продолжаете первое упражнение, то говорите, чтобы клиент представил, что эта группа людей (5-7) попала в результате крушения на необитаемый остров.

Если первый раз проводите упражнение, то здесь нужно делать все по аналогии с первым, т.е. выбрать некое количество персон, причем не говорим название упражнения, а просто просим выбрать 5-7 карт. Потом сообщаем, что так получилось, что эта группа попала на необитаемый остров. Клиент сам опишет, кто на что способен. Каждой карте дается имя - например, Артур, Красивая, Озорная Девчонка, Рома, Художник. Придумывается история, как они попали на корабль или самолет, потерпевший крушение. Куда направлялись. Зачем? Далее можно спросить, кто будет лидером? Почему? Кто будет помогать лидеру? Почему? Кто будет противостоять лидеру? Почему? Кто самый сильный? Кто самый слабый? 

Не поясняем, пусть клиент с этими категориями сам разбирается. А мы мотаем на ус, что сейчас для него важно в силе и слабости. Кто чем будет заниматься на острове? Кто кем был раньше? Есть ли у них семьи, кто их ждет? Удастся ли им выжить? Придумайте окончание этой истории.  Можно в процессе работы моделировать ситуации, например, заболел лидер, покусала его ядовитая тварь, или нашли тайник на острове, или любовь у кого-то началась внезапно, или …сами придумайте  J.

  1. Спрашиваем у клиента: «С кем бы хотели встретиться наяву?» Обычно выбирают Сильного, но кто-то так хорошо восстанавливается в процессе работы, что у него есть силы и желание встретиться именно со Слабым и поддержать его. Встреча со Слабым указывает также на то, что, на самом деле, не все так плохо, как представлял клиент, и у него есть ресурсы справиться со своей проблемой.

Еще вопросы: У кого клиент хотел бы поучиться и чему? А если бы он попал в такую ситуацию, то на кого бы он был похож, на кого бы не хотел быть похож?

 А кто из этих персон мог бы легко разрешить его проблему (задачу)? Хотели бы получить от него (них) подсказку и помощь?

 Выбирает карту (ы) помощника (ов).

  1. Можно опять же с картой или группой карт идти в образ по методу символдрамы. «Попробуйте представить себе (имя выбранной карты) или любой другой образ, все, что вы представите – хорошо, мы можем работать с любым образом…» и далее по инструкции.
  2. Еще один вариант. Можно «сыграть» с клиентом в карты дальше. Я беру малую колоду ОН (ОХ). Можно Сагу. Прошу клиента немного «помедитировать» на выбранную карту (Это тот, кто ЗНАЕТ, как решить проблему клиента) и задать ему конкретный вопрос. Затем вслепую достать 1, 2 или 3 карты из колоды ОН. Бывает, что 1 карты достаточно, а бывает, что нужно 3. Далее клиент объясняет для себя картинки на картах.
  3. Теперь прошу клиента записать, что ему, в итоге, сообщает его бессознательное относительно его запроса. Записываем поток мыслей.
  4. Определяем цели для дальнейшей работы в соответствии с сообщением от бессознательного. Например, клиенту его бессознательное сообщает, чтобы он не пытался устанавливать душевные отношения на работе. Ему надо научиться быть просто функцией. Так для него безопаснее. Составляем план работы по достижению цели.

 

Есть, конечно, 3-5 % не понимающих и не принимающих такой метод работы клиентов, для них находятся другие упражнения. Хотя все люди рождаются с воображением.  Нужно только вдохновить человека на подобную форму психологической работы.

 В мае этого года вышел мой сборник упражнений с метафорическими ассоциативными картами, в котором описана моя методика и более 60 упражнений.

Книгу можно заказать у меня или на сайте http://nikbook.ru/product/2425.aspx

Также смотрите здесь оглавление http://www.psyoffice.ru/blog/37012/

 

       Работа с метафорическими картами Как я работаю

 

 

 



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • 7 ошибок, из-за которых можно остаться без работы.
  • Мой клиент - алкоголик? (Особенности работы с зависимыми. Часть1.)
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • Как можно прояснить запрос с помощью одной карты МАК?
  • Если я не говорю психологу всей правды о себе, можно ли рассчитывать, что консультации помогут?
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Научиться дружить в процессе развода...можно и нужно.
  • Конкуренция в бизнесе. Как можно критикой убить клиента.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • МАК или какие еще карты можно использовать?
  • Клиент идет на проблему терапевта, или Игра отражений
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь