|
Выйти из жизненного тупика и обрести уверенность в себеАвтор статьи: Мальцева Ирина Александровна
Запрос был такой: Как выйти из жизненного тупика и обрести уверенность в себе.
«На начальном этапе реализации цели – цель вдохновляет, вкладываю много своих сил, а затем, когда кажется, что цель достигнута – начинаю расслаблять, хотя цель еще до конца не доведена. Так было раньше и в спорте, и в бизнесе, и в отношениях. Достигнутое на определенном этапе реализации – «ослепляет», много вкладываю сил, энергии; затем восторженность приводит к расслаблению и наступает инертность. В итоге цель уходит с горизонта, несмотря на то, что много было вложено». В процессе работы была проведена работа со стереотипами поведения, выявлены определенные установки, убеждения и чувства. Клиент пришел к пониманию, что его восторженность и вдохновленность связана с мамиными установками – «Ты всегда все сможешь, я верю в тебя». При этом чаще многие вопросы или проблемные ситуации мама брала и решала за него, что вызывало чувство злости, а сказать не мог. Желание выложиться по полной на начальном этапе достижения целей, а затем привычка расслабляться сформировалась с детства. Вспомнились слова тренера, который утверждал: «Ты сильный и тебе надо выложиться только в начале соревнований, когда победишь сильного противника, дальше можешь уже не напрягаться». Таким образом, сформировался определённый стереотип поведения в отношении уверенности в себе и реализации целей. Формирование уверенности или неуверенности можно рассмотреть в виде пирамиды. Фундаментом уверенности или неуверенности являются определенные навыки и стереотипы поведения. Прочность и качество этого фундамента служит основанием для когнитивных оценок поведения со стороны близких или самооценок поведения и его результатов. На когнитивном уровне происходит фиксация на уровне памяти, внимания или мышления. В случае негативного развития возможно формирование выученной беспомощности (М. Селигман) или снижение чувства самоэффективности (А.Бандура). Позитивная или негативная оценка (самооценка) соответственно вызывает определенную эмоциональную окраску, а эмоция получает когнитивное толкование. Поэтому психотерапевтическая работа задействует три уровня: эмоции, мысли, убеждения и поведения. Была проведена работа с установками, иррациональными убеждениями. А через неделю пришло озарение: все дела, которые совершал и цели, которые ставил, были ориентированы на ожидание одобрения. Нет одобрения, нет желания и мотивации делать для себя, пропадает интерес, если нет одобрения от близких людей. Отклика нет, нет востребованности. Я радуюсь, когда кто-то радуется. Мама говорила: «Ты молодец, сынок, у тебя все получиться». «А когда мама умерла, я не слышал больше слов поддержки, оставил спорт в подростковом возрасте, не зачем было его продолжать. Так было и в отношениях с противоположным полом. Пока хвалят, восторгаются - все делаю, а когда пресыщаются, хвалить перестают - руки опускаются. Себя я хвалить не умею. Не дела проваливаются, а я их бросаю. Вдохновение кончается, поэтому важно научиться хвалить себя, поддерживать, любить. Получается, что меня обесценивали, так как у меня нет внутренней ценности». Таким образом, у клиента сформировалось осознание причин его проблем и понимание, что они решаемы, желание работать над собой. А именно: Понимание себя и своих проблем, взятие ответственности на пути личностного роста и изменений, принятие себя, формирование умения поддерживать себя – быть родителем самому себе; работать с балансом «брать и давать», говорить о своих потребностях и конечно самое важно формирование любви к себе, самоценности! Публикуется с разрешения клиента
Благодарю за внимание и интерес к статье! Желаю уверенности и позитива! Будьте счастливы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|