Надежда, как инструмент психотерапии

Автор статьи: Марк Сухорученков

Надежда как инструмент психотерапии

Что отличает высоко эффективную психотерапию от не очень эффективной? Этим вопросом озадачены очень многие психологи и психотерапевты. На него даются различные ответы. Существует направление позитивной психологии. Позитивные психологи исследуют в частности такой феномен как надежда. Надежда, применительно к психотерапии - особый тип целенаправленного мышления, в котором главные действующие лица воспринимают себя, как неспособные найти пути к достижению желаемых целей, но имеют мотивацию к поиску и использованию этих путей.

Надежда очень тесно связана с эмоциями и мотивацией. Реализуется эта связь через важные и актуальные для человека задачи, которые он перед собой ставит. Человек может еще не знать путей достижения этой задачи, более того даже думать, что пока он не может, не умеет ее решить, но если он надеется на это, его эмоциональное состояние улучшается, появляются силы и желание ее решать. Если попытки решения этой важной задачи неудачные, то цель, представленная этой задачей, блокируется, возникают ложные цели, которые как бы компенсируют недостижение цели главной. Эмоциональное состояние человека при этом резко ухудшается, силы уменьшаются. Но при этом все равно остается какая-то часть надежды. Чарльз Снайдер пишет об этом: «Клиенты часто деморализованы неудачным опытом решения их собственных проблем. В терминах теории надежды можно сказать, что существует важная цель, которая заблокирована их симптомами. Блокировка этой цели предполагает такое восприятие клиентов, при котором оказывается заблокированным все хорошее, и становится недоступным более ранний и легкий опыт их жизни. Возникают новые пагубные цели, которые связанны с симптомом и которые блокируют цели реальные. Пример из терапевтической сессии:

Психотерапевт: "Итак, что привело вас сегодня ко мне?"
Клиент: "Ну, это… я чувствую себя удручающе в последнее время. У меня все время плохое настроение, ни за что не могу браться"
Психотерапевт: "Попробуйте вспомнить, все, что случилось в последнее время, чтобы заставить вас чувствовать себя таким образом?"
Клиент (думает): "Ничего такого не приходит на ум."
Психотерапевт: "Подумайте, пожалуйста, о том, что такое могло произойти."
Клиент (пауза): "Единственное, что я могу придумать, но я не понимаю, как это связано,
что около года назад, моя жена и я….".
Психотерапевт: "Что это такое было?"
Клиент: "У моей жены был выкидыш ..."
Психотерапевт: "Можем ли мы говорить об этом?"
Клиент: "... да, я думаю."

В данном фрагменте терапевт ищет источник негативных эмоций клиента. Как только источник будет найден, будет прослежена связь с более ранней важной целью, которая была заблокирована. Задача сводится к тому, чтобы проследить неудачные действия клиента, которые привели к блокированию первоначальной важной цели. Последовательный отказ от неверных целей будет возвращать клиенту надежду на достижение цели первоначальной и важной для него, и его состояние будет улучшаться, его ожидания от терапии будут увеличиваться.

Но как бы не был деморализован клиент, у него все равно сохраняется «карман» надежды, связанный с той областью, где он остается эффективным. Это действительно даже для случаев тяжелой депрессии. Метафора такая: психический обогреватель выключен, но контрольная лампа осталась включенной. Именно поддерживая эту оставшуюся надежду, можно ее увеличивать. Т.е. поддержка клиента должна начинаться с той области, где он демонстрирует свою эффективность, где у него все получается.

Надежда на положительный результат от психотерапии играет особую важную роль. От 40 до 66% клиентов сообщают об улучшении их состояния уже до начала первой сессии (данные получены на материале огромного числа психологических исследований). Снайдер полагает, состояние клиента улучшается благодаря усилению надежды, которое питает начало терапии. Надежда еще больше возрастает, если ее разделяют друзья и родственники клиента, его ближайшее окружение. Этот эффект похож на эффект плацебо. Клиенту часто бывает полезно узнать, как терапия ему поможет и как она может изменить его жизнь. Клиент будет поддерживать мотивацию на ранних стадиях лечения, когда имеет ясное обоснование и четкое представление о том, как терапия поможет ему достичь целей и облегчить его симптомы. Такое обоснование помогает ему полагать, что терапия поможет. Этот эффект достигается, например, в когнитивно-поведенческой терапии, делая ее эффективнее.

В первый месяц большинство клиентов (от 56 до 71%) показывают значительные улучшения. Более того, основные значительные улучшения у них происходят на первой стадии лечения. При этом большая часть запланированных вмешательств была не реализована за это время. Ученые делают выводы о том, что главный вклад в улучшение состояние клиента внесло усиление надежды на терапию, которое подкрепляется ее первыми реальными результатами. В то же время если положительные изменения за этот период не происходят, то вероятность того, что терапия окажется успешной, резко снижается.

Как надежда проявляется в ходе терапии, когда все техники и вмешательства уже проявляются? Исследованиями было доказано, что эффект от терапии, где использовались только техники, поддерживающие положительные ожидания (обсуждение, активное слушание, прояснение и т.п.) был равен эффекту терапии где использовались активные техники и терапевтические вмешательства, но не было техник, поддерживающих терапевтические ожидания. В тех же терапиях, где были совмещены оба подхода, был выявлен значительный рост эффективности терапии.

Компонентом надежды является ориентация на поиск решения. Люди, обращающиеся за психотерапией, часто говорят, что не могут найти путей решения, но питают определенные ожидания от предстоящей терапии. Таким образом, они начинают чувствовать себя способными к нахождению таких путей. Это подкрепляют социальные ожидания от психотерапии: психотерапия воспринимается обществом, как средство поиска путей решения проблемы. С момента принятия решения о терапии и до начала самой терапии клиенты демонстрируют повышение оценки своих способностей искать и находить пути решения. Ранний (еще до начала терапии) поиск и обдумывание путей решения проблемы оказывает благотворное влияние на саму терапию. Так же влияет на повышение эффективности терапии специальный процесс обучение клиентов поиску путей решения. Повышая свою компетентность в поиске путей решения, клиенты увеличивают свою надежу, улучшая и результаты терапии. Особенно сильное влияние оказывает положительный опыт применения клиентом знаний и навыков, которым он был обучен. Эффективны методы, при которых клиента обучают поиску альтернативных путей решения проблемы, их исследованию и применению. Ученые утверждает, что самый большой эффект оказывает не то, насколько правильный путь к решению может найти клиент, а то, что он получает знание о себе, как о человеке, способным найти такое решение.

Существует еще одна терапевтическая практика, при которой клиент учится мысленно репетировать предстоящее важное событие. Такое репетирование усиливает поиск путей решения проблемы, позволяет визуализировать эти пути, представлять их. Особенно эффективно такое репетирование для решения проблем взаимодействия с другими людьми.

Люди с высокой надеждой, как правило, разбивают высокие долгосрочные цели на серию маленьких. Такой же подход применяется в некоторых видах психотерапии. Стратегия достижения большой цели строится как серия маленьких шагов. Концентрируясь на ближайшей цели, клиент не фиксируется на трудности и недостижимости глобальной, большой цели. Достижение маленьких и, вначале, легких целей, стимулирует клиента к достижению целей все более и более больших и значимых. По мнению ученых, поиск путей решения проблемы удваивает эффективность психотерапии.

Небольшой пример практики, направляющий клиента от проблемы к ее решению:

Психотерапевт: "Я хотел бы попросить вас дополнить некоторые фразы, которые я вам скажу. Попробуйте сказать, первое, что приходит на ум. Хорошо?"

Клиент: "Да".
Психотерапевт: "Я знаю ..."
Клиент (громко): "... Что жизнь отстой!"
Психотерапевт: "Худшая часть жизни …"
Клиент (тише):... "В одиночестве"
Психотерапевт: "Я хочу..."
Клиент: "остановить уход моей жены...."
Психотерапевт: "Я могу остановить уход моей жены при помощи..."
Клиент: "МММ.., (ерзает) … Я могу перестать вести себя как придурок"
Психотерапевт: "Я могу перестать вести себя как придурок, а именно..."

После этого сессия посвящается поиску конкретных изменений, которые должен произвести клиент.

Итак становится понятным, что эффективная терапия – та, которая поддерживает надежду клиента. Как это делать?

  • Обращать внимание на позитивные изменения в состоянии клиента до начала терапии.
  • Искать области, в которых клиент компетентен. Позитивно отражать его компетентность.
  • Искать те задачи, которые для клиента очень важны и актуальны, но которые оказались заблокированы в силу неудачных попыток их решения, отказываться от решения неактуальных и неважных задач.
  • Продвигаться в терапии маленькими шагами, ставя легкодостижимые локальные цели, достигая которых клиент может получать удовлетворение.
  • Обучать клиента поиску путей решения задач, в том числе альтернативных путей.
  • Сосредотачивать усилия на поиске путей решения проблемы, а не на самой проблеме.


Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • "6 сексуальных проблем, которые требуют немедленного решения"
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • "Расщепленный диалог" как инструмент решения проблемы собственными силами
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • "Кто я?", "время ускорено", и снова цели... цели...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • "Клиент, сделай это за меня! Пожалуйста!"
  • Положительный "побочный" эффект от терапии
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Когда клиент "пошел по психологам"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Начинающим консультантам: страх слез или "клиент кидается подушками"
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Сказ о том, как "бегающий" клиент психологов перессорил и сам расстроился
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Чек-лист "Как принимать верные решения"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь