|
Боюсь отдавать ребенка в детский сад!Автор статьи: Данилова Юлия Денисовна
У вас подрастает ваш любимый малыш, сын или дочка. И скорей всего вы задавали себе вопрос: «Стоит ли вообще отдавать ребенка в детский сад?» Вы слышите от своих знакомых абсолютно разные отзывы о том, как их дети привыкали к детскому саду и с каким настроением посещают его сейчас. Кто-то всем доволен, а кто-то рассказывает жуткие истории о страданиях ребенка. Давайте разберем самые распространенные аргументы «за» и «против», которыми руководствуются родители, принимая это важное для себя и для ребенка решение. Я собрала все отзывы родителей, побывавших на моих курсах по адаптации ребенка к детскому саду, и составила список основных аргументов в пользу посещения и против посещения ребенком детского сада. Вот что получилось:
Как правило, аргументы «за» и «против» уравновешивают друг друга по своей весомости, поэтому родителям так трудно бывает сделать уверенный выбор. Но, давайте разберем все по порядку, начиная с аргументов «против». 1. В детском саду дети начинают часто болеть ОРВИ, попросту, простудными заболеваниями.Что говорят педиатры о частоте возникновения у ребенка ОРВИ? В норме ребенок может болеть ОРВИ до 9-ти раз в году. Когда ребенок попадает в детский сад, он чаще начинает соприкасаться с различного рода вирусами, у него формируется иммунная система, и это хорошо. Ваш малыш не может все время находится в домашних условиях с привычной микрофлорой. Рано или поздно он все равно столкнется с вирусами в школе и в других общественных местах. Что говорят психологи о частоте возникновения у ребенка ОРВИ?Дорогие родители, ответьте на вопрос: «Что происходит, когда ваш ребенок болеет?»
Если есть хотя бы два положительных ответа, то ваш ребенок уже знает, как хорошо болеть! Он получает сразу кучу любви, внимания, заботы! Помимо всего прочего, с него снимается часть запретов и ограничений. А теперь представьте, что происходит, если он заболел, и поэтому его не повели в детский сад? Он получает все преимущества болезни плюс ОСВОБОЖДЕНИЕ от детского сада! В следующий раз его организм сам бессознательным образом среагирует болезнью, чтобы остаться дома. Дети этому быстро учатся… Если ваш ребенок получает достаточно внимания и любви, если он не накапливает негативные чувства, - ему нет необходимости уходить в болезнь. Это касается не только вирусных инфекций, но и психосоматических заболеваний. Кстати, инфекции в какой-то мере тоже можно отнести к разряду психосоматических заболеваний. Наверняка вы замечали, что если у вас отличное настроение, то никакая «зараза» к вам не пристает! И, наоборот, в подавленном состоянии можно «подцепить» все, что угодно. 2. Посещение детского сада приводит к различным нарушениям в поведении ребенка: к агрессивности, к плаксивости и капризам.Действительно, с начала посещения детского сада вы можете замечать изменения в поведении своего ребенка. Причин может быть несколько. Рассмотрим основные из них. Причины изменений в поведении ребенка во время посещения детского сада.
Вспомните случаи, когда вы уже сталкивались с новым поведением своего ребенка:
Эти изменения связаны с переходом психики ребенка на следующий, более сложный уровень психического развития. Так проявляется «кризис 3-х летнего возраста». Ребенок, как может, отстаивает свое право на свободу и самостоятельность. Это сопровождается бурным проявлением чувств. Он злится, когда получает отказ, требует еще сильней, плачет, выражая свое горе. С появлением изменений в поведении ребенка вы начинаете устанавливать новые правила взаимодействия, которые необходимо усвоить вашему малышу. Через какое-то время вы замечаете, что он успокаивается. Затем назревает новый возрастной кризис, который вы снова вместе переживаете. Это нормальный естественный процесс взросления. Когда ребенок приходит в детский сад, количество ограничений в его поведении резко увеличивается. Малыш начинает жить по другим правилам. Например:
Приходится делать все вместе с другими детьми, даже если этого делать совсем не хочется. Поскольку в садике отстоять свои права маленькому ребенку практически невозможно, он начинает усиливать свою свободу в домашних, более безопасных для него условиях: сопротивляться домашним правилам, игнорировать ваши просьбы, выдвигать свои требования. В этом случае отнеситесь с пониманием к тому, что происходит, дайте проявиться его чувствам. После этого мягко, но уверенно верните его к правилам поведения. Если правила не устанавливали, то обсудите вместе с ребенком, что можно делать дома, а что нельзя. Договоритесь с ним о том, что вы предпримите, если правило будет нарушено.
Второй причиной изменений в поведении ребенка после посещения детского сада являются ограничения на проявление чувств:
Но именно в этот трудный период адаптации в детском саду ребенок как никогда нуждается в разрядке, которая как раз и происходит через бег, прыжки и крики. В результате малыш приходит домой, а родители не понимают, почему вдруг он начинает то безудержно веселиться, то без видимой причины плакать, то набрасывается на кого-нибудь с кулаками. На самом деле, ребенок таким образом разряжает накопившиеся чувства. Часто родители не понимают, что с ним происходит, и делают ошибку, накладывая повторный запрет на разрядку чувств, запрещая ему их проявлять. В результате подавленные чувства приводят к невротизации и психосоматическим заболеваниям. Лучше всего в этом случае поиграть с ним вместе в подвижные игры, не препятствуя его разрядке. Если он плачет, не стоит мешать ему, останавливать, успокаивать. Просто будьте с ним рядом. Подробно о том, как правильно играть с ребенком, я написала в Практическом руководстве по Восстанавливающей игре с ребенком "Мама, поиграй со мной!"
Третья причина возможных изменений в поведении ребенка – это сам процесс адаптации к новым условиям в детском саду. Ребенок в это время испытывает длительный стресс:
Адаптация проходит у детей по-разному, но во многом зависит от степени душевного здоровья его семьи. Если у мамы тревожность и страхи, если в семье конфликты, если нет любящих отношений, если присутствует нездоровая эмоциональная привязанность ребенка к матери – адаптация к детскому саду будет проходить намного трудней. Подробней о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду будем разбирать в главе: «Что могут сделать родители, чтобы ребенок легко привык к детскому саду». 3. В детском саду могут подавлять ребенка, нарушать его права.Действительно, на ребенка в детском саду могут кричать, обзывать его, заставлять делать то, чего он не хочет. Он может получить психическую травму. Этого, к сожалению или к счастью, вашему ребенку не избежать и вот почему. Давайте я сразу поясню, что имею в виду под подавлением и нарушением прав ребенка. Подавлять, значит лишать ребенка прав в проявлении своих чувств, в высказывании своего мнения, игнорировать его потребности, принуждать его против его воли к чему-либо. С подавлением в той или иной степени ребенок встречается везде, и в первую очередь, в своей собственной семье. Вы задумывались о происхождении слова «ребенок»? Есть мнение лингвистов, что первоначально оно звучало, как «рабенок». Другими словами, ребенок – это маленький раб. То есть, человек без прав. Такое отношение к ребенку сохраняется в нашем обществе до сих пор. Что он слышит в свой адрес от родителей? - Ты еще мал рассуждать на эту тему. - Рано тебе еще иметь свое мнение. - Твое мнение и твои желания никого не интересуют. - Будешь делать, как я сказал. Родители позволяют себе кричать на своего ребенка, обзывать его и критиковать. Но считают неприемлемым, если это делает другой взрослый. Понятно, что такое поведение недопустимо со стороны воспитателей и педагогов. Но это поведение также недопустимо и со стороны родителей. Это является нарушением прав ребенка. Конечно, от воспитателей и педагогов мы ожидаем профессиональной компетенции в общении с детьми и ценим их человеческие качества: доброту, любовь, терпение, внимание детям, жизнерадостность. И честное слово, когда я вижу манеру общения родителей со своими детьми на улице и то, как разговаривают воспитатели с детьми в детском саду, то родители на этом фоне явно проигрывают. Конечно, во многом то, насколько благоприятная психологическая атмосфера будет в группе детского сада, зависит от личности воспитателя и его помощника. Все мы помним из детства, что у нас были любимые и нелюбимые воспитатели и учителя. И определялся наш выбор простым критерием: добрая воспитательница или злая. Ребенок говорит, что воспитатель добрая, - значит, отношения сложились удачно. Если злая – то, скорей всего, у воспитателя есть какие-то личные проблемы, которые мешают ей строить конструктивные отношения с детьми. Но как бы там ни было, ребенок в любом случае будет сталкиваться с разным к себе отношением со стороны взрослых и детей. И это хорошо. Он будет учиться по своему реагировать на поведение другого. Здесь важно обсуждать с ребенком любой негативный опыт общения и оказывать ему поддержку в выборе подходящего способа реагирования на эту ситуацию. Важно научить его говорить о своих потребностях, отстаивать свои интересы, но при этом не нарушать права другого человека. Если все-таки вы узнали, что в детском саду был случай, который повлек за собой психическую травму ребенка, то следует сразу же обратиться к профессиональному психологу, который вовремя поможет разрядить его чувства, связанные с этой травматичной ситуацией, чтобы подавленная негативная энергия не управляла ребенком всю его дальнейшую жизнь. 4. В детском саду ребенок будет испытывать тоску, покинутость, одиночество, будет скучать и тяжело переносить разлуку с мамой и с другими членами семьи.Да. Вполне естественно, когда малыш впервые надолго остается без мамы среди незнакомых взрослых и детей, он может переживать чувство одиночества, горя, беспомощности. Но это непременный атрибут взросления ребенка и его здорового эмоционального отделения от мамы. Рано или поздно ему все равно придется учиться решать свои задачи без помощи родителей. Ребенок в своей жизни может испытывать самые разные чувства. И он имеет право чувствовать все, что угодно. Не стоит лишать его этого права. Многие мамы ошибочно считают, что отвечают за чувства ребенка и могут каким-то образом влиять на его переживания. Но реальность такова, что мы не можем изменить другого человека: его чувства, мысли, поведение. Когда у мамы с ребенком есть сильная эмоциональная привязанность, то сама мама не в состоянии принять горе ребенка. Она не может смотреть, как он плачет, потому что у нее включаются собственные чувства. Происходит присоединение к состоянию ребенка, и в результате мама горюет нисколько не меньше, а скорей наоборот, гораздо сильнее. Ведь ребенок инстинктивно знает, как ему справится с эмоциями и их разряжает, плачет (конечно, если ему это позволяют делать взрослые). А мама после «утренней драмы» идет на работу, едва сдерживая слезы. Уныние, тревожность и страх по замкнутому кругу вновь передается ребенку. Чтобы малыш быстро справился с ситуацией расставания, помогите ему разрядить его чувства. Дайте ему плакать столько, сколько ему нужно, не прерывая разрядку:
- гладить по голове; - говорить: «Не плачь!», «Прекрати реветь!» «Ты большой!» и т.п. Лучше взять ребенка за руку, можно обнять. Скажите, что он может плакать столько, сколько хочет. Что ему после этого станет гораздо лучше.
- «подумаешь, мама ушла»; - «смотри, никто не плачет»; - «мама никуда не денется, придет». Скажите ему: - я тебя понимаю, что ты чувствуешь; - я сопереживаю твоему горю; - я тоже переживал(а) это; Расскажите о том, как вас привели в первый раз в сад, если вы имеете такой опыт. Поделитесь тем, что вы чувствовали тогда, как справились, что помогло, чем закончилась ваша история… Воспитатели детских садов знают, что те дети, которые в период адаптации сильно и долго плакали, впоследствии с гораздо большей радостью, охотой и интересом ходят в сад. Это говорит о том, что эти дети сумели разрядить свое горе по поводу вынужденного расставания с мамой, и их внимание освободилось для довольно увлекательной и интересной жизни в детском саду. О том, как помочь ребенку справиться со своими чувствами в период адаптации к детскому саду, я написала в интеренет курсе "В детский сад без слез". Поэтому, если вы обеспокоены тем, что ребенку будет в детском саду плохо, то это имеет отношение к действительности в той мере, насколько вы сейчас сами испытываете негативные чувства по этому поводу. Скорей всего, вами руководят собственные переживания из раннего детства в детском саду. Вспомните, как вы расставались с мамой, что при этом чувствовали. Лучше всего разрядить свои чувства, обратившись к опытному консультанту. Юлия Данилова, детский и семейный психолог.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|