Методика «Обращение к внутренней старухе» (МАК)

Опыт практикующего психолога показывает, что наиболее активными потребителями психологических услуг на сегодняшний день являются женщины. Именно женщины в большинстве случаев обращаются за консультативной помощью к психологу как по поводу собственных проблем, так и являются инициаторами обращения к специалисту своих детей и супругов. И именно от женщин поступает запросы на помощь в самопознании, саморазвитии, трансформации. Они хотят новых смыслов, новых возможностей и даже новую себя.

Опыт работы автора со сложной категорией женщин, вышедших из мест лишения свободы и адаптирующихся к жизни на свободе, показал эффективность метода  метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе с самопринятием, самопониманием и саморазвитием клиенток.

Одним из приемов работы методом МАК с женщинами в СЖО является техника «Обращение к внутренней старухе», состоящая как из известных, так и из разработанных автором диагностических и трансформационных приемов, позволяющих женщине в ситуации неопределенности найти опору в собственном опыте и знаниях. Причем акцент в работе с клиенткой делается не только  на ее  положительном опыте, но и на опыте травмы и негативных переживаний. Суть в том, чтобы признать весь опыт клиентки и обратить его потенциал развития. Именно осознав свою боль, женщина может с ней что-то сделать. Она может использовать ее, чтобы учиться, стать сильнее, стать мудрой женщиной [3].

Методика использования МАК относится к проективным  методам психодиагностики, позволяющим обойти рацио клиента, его психологические защиты и внутреннее сопротивление. Этот уникальный инструмент помогает практическому психологу быстро наладить контакт с клиентом, помочь клиенту увидеть, сформулировать  и вербализовать проблему [1, 59].

Основной идеей методики «Обращение к внутренней старухе» является то, что в ответ на «панику внутреннего ребенка» – определение Э. Гилберт [2] – актуализируется опыт, мудрость, сила и способность к предвидению «внутренней старухи».

Методика  «Обращение к внутренней старухе» состоит из четырех блоков  – формирование конструктивного клиентского запроса; диагностика, определение опыта клиентки, могущего стать опорой для дальнейшей работы; осознание самой клиенткой собственного потенциала, принятие ответственности за свои действия и составление плана дальнейших действий для осуществления желаемых перемен. Работа с клиентками проводится с помощью метафорических ассоциативных карт (ОН, СОРЕ, Tan Doo,  портретные – Persona и Personita), используется также сторителлинг – как сказки, изложенные К.Эстес, так и подходящие к ситуации клиентки притчи и истории.

Пример использования техник МАК в работе с клиентками.

Техника «ЧБСМВС?» («Что Бы Сделала Моя Внутренняя Старуха?») – используются универсальные, портретные и ресурсные колоды.

Цель: получение эмоциональной поддержки и  перевод метафорического решения в реальную плоскость.

Клиентке предлагается в открытую из колоды Persona или Personita  выбрать себя-сегодняшнюю, описать свое состояние и настроение. Из универсальной колоды предлагается также в открытую выбрать карту, характеризующую сложившуюся ситуацию, и описать эмоции, возникающие в ответ на эту ситуацию. В закрытую клиентка вытаскивает 3 карты, которые  могут охарактеризовать особенности и, возможно, опасности сложившейся ситуации. Психолог подробно обсуждает с клиенткой ее отношение к ситуации и возникшие опасения. Затем предлагает в ответ на следующие вопросы поочередно в закрытую из ресурсной колоды вытащить 3 карты:

  • «Что бы сказала моя внутренняя старуха?» – какова бы была ее реакция на произошедшее/ происходящее. Реальные ответы клиенток на этот вопрос можно проиллюстрировать словами  Э. Гилберт – «Одно я обещаю. Вряд ли она скажет: «Нервничай». Скорее всего, вместо этого она скажет: «НЕ СДАВАЙСЯ!».
  • «Что бы сделала моя внутренняя старуха?» – каков был бы ее совет, подсказка в данной ситуации? Опыт показывает, что на этом этапе клиентки (при помощи психолога) уже формируют новое видение сложившейся ситуации, определяют, чему она может научить, каковы пути выхода. В зависимости от сложности структурирования ситуации, для детализации, можно предложить клиентке вытащить дополнительные карты.
  • «Над чем посмеялась бы моя внутренняя старуха?» – ведь настоящие старухи всегда круты! И мастерство психолога, проработавшего свою внутреннюю Старуху (Сrone), поможет клиентке найти позитив и ресурс на преодоление ситуации.

В ходе проведения техники определяются истинные ценности клиентки, и уже на их основе определяются дальнейшие ее конкретные цели, в заключение проводится обсуждение итогов упражнения.

Следует отметить, что особую роль играют вопросы психолога, задаваемые клиентке во время проведения техники. Здесь мы говорим о коучинговых вопросах, вопросах-провокаторах, триггерах, которые помогают отрефлексировать и структурировать опыт, обратить внимание на позитивные стороны произошедших с клиенткой событий, переосмыслить целые пласты жизни, например:

  • Как вы думаете, в чем мораль в этой истории? Какие позитивные моменты есть в этой негативной ситуации?
  • Почему это должно случиться снова? Просто потому что это случилось в прошлом?
  • Какое бы вы могли придумать идеальное решение?
  • Что вы делаете такого, что приносит вам радость?
  • Где у вас скрыта энергия на решение этого вопроса?
  • Когда вы начинаете?

Методика «Обращение к внутренней старухе» дает позитивные результаты не только с женщинами в СЖО, а всем клиенткам, оказавшимся в ситуации неопределенности. Она позволяет клиенткам взглянуть без предубеждения на свой опыт и свои жизненные обстоятельства, обнаружить свои скрытые сценарии и программы, переформатировать их в ресурсы и стимулирует к пониманию и разрешению своих реальных проблем.

Литература

1.     Кобикова Ю.В. Метафоричні асоціативні карти (МАК) як інструмент корекції в роботі практичного психолога // Актуальні напрями практичної психології і психотерапії: збірник матеріалів VI Харківської науково-практичної психологічної конференції (м. Харків, 11 грудня 2015 року) /Харківський національний університет внутрішніх справ. – Харків, 2015. – С. 59-61.2.     Elizabeth Gilbert  In praise of the inner crone!  –  [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www.facebook.com/photo.php?fbid=528896067192513&set =a.356148997800555.79726.227291194019670&type=1Эстес Кларисса Пинкола. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – К.: «София» - М.: ИД «Гелиос», 2002 –  [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://psylib.org.ua/books/estes01/



Просмотров: 268
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как укрепить свою устойчивость в ситуации неопределённости и найти точки внутренней и внешней опоры?
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Специфика работы психолога с женщинами в ситуации репродуктивного выбора.
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в преподавании психологических дисциплин
  • План работы психолога в кризисной ситуации
  • Первый сексуальный опыт и репрезентация сознанию вытесненный образ ситуации принуждения
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Ресурс юмора как вариант выхода их сложной ситуации
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Мои ответы на вопросы журналиста о ситуации на рынке психологических услуг
  • Как взять интервью у своих денег? Работающая методика. 8 шагов к изменению вашей денежной ситуации
  • Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Опыт использования аудио-визуальной стимуляции (АВС, BVS, майндмашины) в работе психолога в системе МВД.
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Как «вытащить» себя из плохого настроения. Чувства, мысли, ситуации.
  • Формирование конструктивного клиентского запроса при помощи метафорических ассоциативных карт (МАК)
  • Конфликт на работе: 5 правил выхода из критической ситуации.
  • Особенности работы с детьми, находящимися в ситуации хронической травматизации
  • Буриданов осел, или как принять решение в ситуации выбора (на примере клиентского случая)
  • Как снизить тревогу в ситуации неопределенности?
  • Как справиться со стрессом в ситуации неопределенности
  • Как я помогаю себе в ситуации неопределенности.
  • Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Тяжелые жизненные ситуации. Выход есть всегда!
  • Личный опыт психолога: помеха, или ресурс?
  • Как поддержать себя в трудной ситуации: техника осознавания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь