|
Депрессия и крыша едет... - пример психотерапевтической работыАвтор статьи: Дикун Андрей Васильевич
Не так уж и давно закончил работать с человеком в психотерапевтическом ключе. Опишу (с разрешения клиента), что происходило на протяжении всех 10 консультаций/сессий. Цель моего текста — показать, какой материал для работы может всплывать, и с какими проблемами приходится сталкиваться. Т.е. пост носит образовательный характер - делюсь опытом, так сказать. Сильно вдаваться в подробности не буду, опишу, скажем так, лишь динамику всей работы. Призма диагноза (отступление №1). Я не смотрю на приходящих ко мне людей через призму диагноза. Обычно весь их “диагноз” виден или сразу, или проявляется во время работы довольно быстро: депрессивные начинают депрессировать, тревожные — тревожиться, параноики — параноить… Поэтому “официальный” диагноз малоинформативен ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ, хотя бывают исключения. Фарма и препараты (отступление №2). Я ЛИЧНО отношусь к фарме прохладно. Но не считаю себя специалистом по препаратам. Хочет человек её употреблять — пусть употребляет, не хочет — тоже его решение, за которое он сам и будет нести ответственность. [Сессия № 1] (мне нравится термин “сессия”, хотя русскоязычные психологи и психотерапевты часто используют термин “консультация”). Спустя несколько минут сессии человек начал буквально засыпать. Разобрались с сонливостью. Дальше пошли всякие “мутняки в голове”, вялости, состояния, когда “мозги подтупливают” и пр. Убрали всё это. Убиралось, в принципе, легко. Единственное, пришлось повозиться с одним состоянием. Опишу его. Человеку во время сессии пришли ощущения, что как будто у него болит голова, хотя на самом деле “обычной” физической боли не было — такая, скажем так, фантомная боль. Я начал задавать по ней различные наводящие вопросы, но прояснить боль не удавалось — она лишь усиливалась. Потом удалось-таки подобрать к ней ключик. Указанные ощущения возникли у человека, когда он начал ходить в школу, и родители заставляли сидеть за уроками; напрягаться ученику не хотелось и тогда он научился вызывать у себя головную боль — боль была достаточным для родителей аргументом “не учить уроки”. После выхода на причину боли, она в течение нескольких секунд ушла. Клиент испытал значительное облегчение, прояснение и лёгкость в голове. На этом пожелал сессию закончить. Общее состояние на конец сессии установилось в целом субъективно хорошее. [Сессия № 2]. В сессию человек пришёл мрачноватый и неразговорчивый. В общем-то это было ОДНО ИЗ состояний, в которое парень входил, когда у него обострялась депрессия. Убрали с ним эту мрачноватость. Тут начали проявляться такие вещи, которые называют по-разному: роли, субличности, идентности… Мне нравятся термины “роль” и “личина”. Что это такое, если кратко? Это когда вы навязчиво, сами того не желая, отыгрываете некую цельную и очень характерную ролевую модель. Приведу примеры из этой сессии. Роль отца. Он такой назидательный, строгий, у него жёсткий холодный голос, он поучает своих детей. Соответственно, поведение клиента во время сессии немного (нередко — еле заметно) меняется, меняются интонации голоса. Как будто человек, действительно, словно актёр, входит/вживается в некую роль. Или вот роль болтуна. Он такой живчик, тараторит без умолку, не может остановиться, пытается меня заболтать. Ролей у парня выползло штук 15. Довольно быстро разобрались с ними. На парочке был затык. Далее началось интересное. Парень поменялся в лице, стал немного хихикать, поменялась поза на более скрюченную. Выяснилось, что у него такое состояние уже проявлялось. Постепенно начинала “отъезжать крыша”. Он ходил к психотерапевту. На консультации последний раскачал (усилил) своему клиенту это состояние. Вскоре человек потерял адекватность, даже координация нарушилась: дома цеплялся за мебель, из рук всё валилось (разбивал чашки, тарелки). Как я понял, психотерапевт не признал свою ошибку и парень прекратил с ним сотрудничество. Я решил не наступать на те же грабли. И предложил закончить сессию. Сделать небольшой перерыв в наших занятиях. Также сказал ему, что если вдруг начнёт накрывать крышесносом, то “звони мне — сядем и попробуем остановить”. [Сессия № 3]. В эту сессию человек сел в более нейтральном состоянии. Работа шла плохо. Я немного расстроился, но потом заметил, что парень сильно зажат телесно — и решил поработать с этими самыми телесными зажимами. Стали их раскапывать. По словам клиента, работать с зажимами было тяжело, довольно болезненно (субъективная интенсивность ощущений: 5-7 по 10-бальной шкале). После того, как тело у клиента достаточно расслабилось, и он почувствовал даже лёгкую эйфорию, сессию решено было закончить. [Сессия № 4]. Начали работать. Вижу, что парень не слышит моих вопросов или неправильно их воспринимает, делает что-то невпопад. Короче, впадает в неадекват. Я решил прекратить “классическую” сессию и вернуть его в реальность. Попросил настроить web-камеру и динамики, чтобы я мог видеть всю его комнату, а он мог слышать меня. А его самого попросил ходить по комнате и прикасаться к предметам в комнате, к стенам, к полу, без фанатизма, а когда я скажу, он будет возвращаться к ноутбуку и описывать, как меняются ощущения. Парня очень удивило это упражнение. Объяснил ему, что т.к. он теряет адекватность, то нужно его как бы вернуть в физическую реальность ([*] см. примечание!). Спустя полчаса “щупанья всего подряд” клиент стал более адекватен, реакция повысилась. Другое дело! Можно продолжать работу. В основном шёл всякий мелкий мусор из подсознания: обрывки ощущений, зрительных образов, зевота и т.д. [Сессия № 5]. Снова выползло состояние крышесноса. Стали разбираться — клиент понял, что составляющие этого состояние — различные голоса в голове. Я называю их “болталки” или “бубнилки”. Они, по моему опыту, в сессиях проявляются рано или поздно у всех. У человека там начался целый зоопарк: один голос приказывал убить себя, другой отговаривал, третий пытался успокоить первых двух, четвёртый подшучивал над остальными, пятый ныл: “Когда же это всё кончится!?.”, — и т.д. Всех удалось угомонить. В голове наступила относительная тишина. Парень удивился, что с голосами, оказывается, легко разбираться, хотя он их всё время боялся (“кто это такие в моей голове говорят?!”). Дальше просто выползали на поверхность различные эмоции и чувства: злость на родителей, чувство безысходности, ненависть к людям и т.д. — в основном это были негативные ощущения, но было и одно позитивное. Человек вспомнил, как в школе влюбился в девочку и какое это было классное чувство. Парень спрашивает: “Неужели и с ним тоже нужно расстаться? Не хочу!” И пока он говорил и удерживал вниманием чувство влюблённости, ощущение начало “стекать”, растворяться. Спрашиваю у него с улыбкой: “Не жалеешь?”. Отвечает: “Не вижу разницы: что было и что не было — одно и то же, будто это какой-то ненужный мусор. Странно...” Далее у нас с ним произошёл полуфилософский разговор на эту тему, нужно ли избавляться от позитивных ощущений и не станет ли после этого человек бесчувственным чурбаном… [Сессия № 6]. Спрашиваю: “Ну, как, крыша не едет?..” Смеётся: “Да, не, всё в порядке. Даже наоборот, соображать стал лучше”. Сели работать. Видно было, что клиент начал как бы подгружаться, трансоваться, т.е. уходить в изменённое состояние сознания. Прям практически сразу без моей помощи. Сидит, молчит… Наводящими вопросами выяснили, что у него довольно странные ощущения и ему кажется, что “это какая-то шиза”. “Давай, — говорю, — рассказывай”. Удивлённым голосом: “Такое ощущение, будто я стою на коленях, руки связаны за спиной, и меня сейчас расстреляют, очень страшно”. И тут он буквально зарыдал такими, знаете, слезами облегчения и понимания. В общем это довольно трудно объяснить — надо пережить самому. Скажу только, что в результате человеку стало понятно, что вот это ощущение “ожидания перед расстрелом”, — это одно из состояний, в которые он впадал во время депрессии, но не осознавал этого, а теперь как будто понял, что оно собой представляет, пережил его “в чистом виде” и испытал от этого облегчение. Начал задавать вопросы: “Что это за эпизод? Со мной же этого никогда не происходило… Это вообще нормально?” Я успокоил его и сказал, что разные люди объясняют это по-разному: воспоминания о прошлых жизнях, метафоры, при помощи которых психика “разговаривает” с нами, образы из коллективного бессознательного и т.д. Клиент был немного в шоке и решил прекратить сессию, чтобы осмыслить полученный опыт. [Сессия № 7]. В этой сессии шли эпизоды, подобные эпизоду расстрела. Утопление, смерть от какой-то болезни, пара суицидов и т.д. После каждого парень испытывал облегчение и улучшение своего общего состояния. В кажом эпизоде он видел связь со своей депрессией, особенно в эпизодах с суицидами (которых у него в жизни никогда не было) — например, невыносимое ощущение, что всё бессмысленно, ничего нельзя исправить и чётко принятое решение “уйти отсюда”. [Сессия № 8]. В сессии клиент был какой-то раздражённый, “непробиваемый”, всё время сопротивлялся мне — и вместе с ним раздражаться уже начал я, злиться на него. В общем сессия оказалась “ни о чём”, неудачной, провальной. После занятий я успокоился и сам себе провёл мини-сессию, чтобы отрефлексировать свою реакцию на клиента. Выяснилось достаточно очевидная и типичная вещь: раздражение не моё, я им как бы заразился от клиента. Покопав поглубже, стало ясно, что в таком же формате протекают и мои отношения с матерью: она начинает нервничать, психовать, вместе с ней психую уже я — ситуация выходит из-под контроля, и спустя некоторое время уже никто не понимает, что происходит, и кто виноват. :) [Сессия № 9]. Клиент захотел поделиться со мной чем-то, но никак не мог подобрать слова. После моей помощи с формулировками, его мысли можно было описать так: “Моё обычное состояние в жизни как будто сдвинулось, как будто сбросил какой-то камень с души. Проплакал тут в подушку целый вечер. Ощущение такое, будто ты что-то сломал внутри меня, и прорвалась некая плотина. Начала уходить какая-то грязная вода, которую я держал в себе столько лет, а теперь позволил ей вытечь”. Далее парень начал задавать мне много вопросов технического плана, чтобы понять, как работает сама сессия. В следующей, заключительной сессии, он попросил подробнее комментировать, почему я прошу выполнять его те или иные действия. Спрашиваю: “Хочешь самостоятельно потом позаниматься?”. Он: “Да”. Я: “Ну, смотри, только аккуратнее, чтоб тебя не занесло, а то, сам понимаешь, состояние твоё непростое”. [Сессия № 10]. В этой сессии пошла “работа с головой“. Что это значит? Существует в психике такое интересное явления, которое я называю “механизмы ума” или “механики”, потому что люди часто осознают их в виде каких-то механических устройств с шестерёнками, пружинками и всем таким прочим. Для чего они нужны? Чтобы выполнять неким специфическим образом некую умственную работу. Допустим, вы сосредотачиваетесь неким специфическим образом на чтении текста и у вас, например, возникает ощущение, что вас как будто затянуло внутрь текста, оторваться сложно, будто вас затягивают в текст каким-то невидимым жгутом. Вот это “затягивание жгутом” и есть механика. Или вот ещё пример. Вы размышляете (про себя) на какую-то тему, потом переключаетесь на мысли о чём-то другом. И в момент переключения у вас, положим, как будто в голове что-то щёлкнуло, словно затвор пистолета передёрнули. Это в данном случае “механизм переключения” — вот это щёлканье. Заключение. Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что-то почерпнули для себя. :)
Вопросы читателей: Вопрос №1. Тут точно ничего не приукрашено? [...] Чудесная внезапность избавления от проблем. Фантомная головная боль? Выясняем причину, вжух, её больше нет. Теряет связь с реальностью? Потрогай предметы, и получишь внезапное исцеление. Голоса? Пусть замолчат, готово. Эмоции? Избавимся так же легко. Ответ №1. "Секрет" в том, чтобы в нужный момент делать нужные вещи - в этом и заключается искусство (тут нет алгоритма). Как у чань-буддистов: в нужный момент ударить ученика палкой. Если вы просто от балды заявитесь к лежачему больному и скажете "встань и иди", то он не встанет и не пойдёт. Если взять несвоевременно в проработку ту же проблему навязчивых голосов, то ничего не проработается. А вот если вы человеку, нуждающемуся в некий _конкретный_ момент в поддержке, скажете в этот самый момент ободряющие слова, то они будут иметь терапевтический эффект. Знаете же таких людей, которые умею говорить нужные слова в нужное время? В этом искусстве читать человека и подбирать в конкретные моменты нужный ключ от нужной двери я и практикуюсь постоянно - прежде всего на себе. Тут фокус не в том, КАК именно так "быстро" прорабатывать, а в том ЧТО именно прорабатывать. В этом и "секрет". Т.е. если бы, например, человек пришёл и попросил: "А давай стразу возьмёмся за проработку навязчивых голосов", - то никакой быстрой бы работы не получилось бы. Поэтому я хитрю - каждый раз беру в работу то, что "само в руки идёт", то, что доступно для быстрой работы. А та же проблема голосов всплывает уже в своё время, когда сама станет доступной для быстрой работы. Вопрос №2. Как самому отлавливать суб-личности? Ответ №2. Если кратко, то... Сначала нужно знать, что искать. Берёте роли каких-нибудь цепляющих вас людей: папа, мама, харизматичные артисты и т.д... И их изображаете, как актёр (речь о секундах-минутах на каждую роль, а не о часах игры). Изображаемая роль должна к Вам как бы приклеиться, словно Вас не отпускает после того, как Вы в неё вошли, роль становится немного навязчивой. Если приклеилась - это хорошо. Далее, в обычной жизни наблюдаете за собой на предмет проявления различных ролей (теперь же Вы знаете из предыдущего шага, что именно будем ловить, и куда при этом смотреть: в то "место", куда роли приклеиваются). Когда словили, то нужно её (роль) отыграть осознанно, как бы воспроизвести специально (с полным осознанием наблюдая при этом за собой). Она (роль) должна исчезнуть (интегрироваться в "общую" личность, стать неактуальной). Если не исчезла, значит в ней есть содержимое, которое не осознано Вами - и нужно разбираться, что за содержимое, - это уже другая история... Вопрос №3. Как Вы в разговоре отлавливаете "суб-личности человека". Ответ №3. Если я правильно понял вопрос, то краткий ответ такой: нужно их очень много отловить у себя - тогда вы будете видеть их у других - и сможете другому человеку в нужный момент указать, в какой роли он сейчас находится. Там же будет видно: по мимике, по интонации голоса, по поведению, интуитивно почувствуете... Вопрос №4. Как работать с ролями? Ответ №4. Приёмов очень много. Для примера могу привести один приём работы с ролью (субличностью), который часто использую. Когда она отловлена, что клиент в ней сидит прямо сейчас, то можно попросить его изобразить эту роль намеренно, не двигаясь телом, т.е., не двигаясь телом, всем своим видом показать, что он находится именно в этой роли. И роль может отклеиться и уйти от того, что вы перехватили контроль над ней. Это всего лишь один приём, как я уже написал... Вопрос №5. Что такое "возврат в физическую реальность"? Ответ №5. Материи тонкие - описывать такое не просто. И терминов устоявшихся нет. Лучше попробуйте сами поделать то, что описано: ходите по комнате и щупайте стены, пол, различные предметы и т.д. (и не разговаривайте при этом). Через какое-то время (кому-то 15 минут нужно, а кому-то - и сотни часов), почувствуете, как внимание начнёт как бы вываливаться "во вне", в пространство вокруг: будете лучше чувствовать объём предметов, цвета чётче станут, самочувствие лучше, реакция лучше и т.д. Будет ощущение, что стали меньше сидеть "внутри себя", в голове. Разные люди эффект по-разному описывают, короче. Лучше самому поделать - тогда будет понятно всё на практике, в опыте. Клиент почему был не адекватен? Потому что его так называемое фоновое внимание было по большей части "внутри себя". Сам себе сидит чего-то - весь в себе, как в бункере. Когда я (как бы из "внешнего мира") к нему обращаюсь, то его внимания во "внешнем мире" не достаточно (из-за бункера), поэтому он начинает тормозить, "не слышит" моих вопросов, реагирует неадекватно. Нужно его внимание вывести как бы "во вне" (а "вне" у нас - физическая реальность, а не воображение, которое как бы "внутри"), чтоб он не залипал так сильно "внутри" себя. Грубый способ - это буквально щупать физическую реальность руками. Есть более тонкие - для эстетов. :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|