|
Что делать если низкая самооценка?Автор статьи: Зайцев Юрий Анатольевич
Что делать если низкая самооценка?
Про самооценку написано тысячи статей. Но вопрос, «А что делать, если у человека низкая самооценка?» по-прежнему, один из самых популярных. Начну с того, что я считаю, что в большинстве случаев у людей вообще нет самооценки. Никакой. Ни низкой, ни высокой, ни адекватной. Иногда встречаются люди, у которых действительно сформирована САМООЦЕНКА, но это большая редкость. Давайте разберемся, откуда берется то, что люди называют самооценкой. Когда ребенок приходит в этот мир, он ничего не знает ни о мире, ни о людях, ни о себе самом. И вот, с самого детства, со всех сторон он слышит мнения других людей о том, что его окружает и о нем самом. Уже любой мало-мальски психологически образованный человек знает, что если родители говорили своему ребенку, что он умный, красивый, умелый и т.п., он вырастет уверенным в себе, с так называемой «высокой самооценкой». Верно и обратное – если ребенка с детства критиковать, указывать на его недостатки, обращать внимание на то, что у него не получается – «самооценка» будет низкой. Только где здесь САМООЦЕНКА? Речь идет о накопленных и закрепленных в сознании МНЕНИЯХ других людей. В этом знании о себе у человека нет ни САМО ни ОЦЕНКИ. То есть, когда мы говорим (или слышим), что у человека «низкая самооценка» или «высокая самооценка» - мы говорим о том, что близкие ему люди сообщили ему о том, что они были им недовольны, не признавали его достоинств и не научили его уважать себя. Парадокс заключается в том, что на протяжении жизни человек получает огромное количество информации от других людей о том, какой он. Но эта информация часто никак не конкурирует с тем детским опытом, в котором записано, что он/она «неумеха», «грязнуля», «тупица» и т.п. И сколько бы человек потом не получал положительных оценок, он им не доверяет полностью. Да, приятно слышать, что кто-то считает тебя умным, компетентным, хорошим и т.д. Но в глубине души живет страх и стыд «Если бы они знали правду!...» Я бы сказал, что речь здесь идет не о «низкой» или «высокой» самооценке, а о плохом или хорошем мнении о себе. То есть, это мнение человека о самом себе не зависит от того, какой он в реальности – сам себя он все равно чувствует либо «хорошим, достойным», либо «плохим, недостойным». Тогда что же такое «самооценка»? Самооценка это оценивание себя. То есть самостоятельная работа по диагностике себя и установлению некоторой «истины». А как себя оценить? Нужны критерии. На самом деле, эти критерии существуют. Любое человеческое общество вырабатывает критерии оценки, чтобы отличать правильное от не правильного, хорошее от плохого… Если человек желает иметь САМООЦЕНКУ, он должен потрудиться и отыскать критерии по тому вопросу, в котором хочет оценить себя. Это довольно сложный и долгий процесс, в котором есть несколько интересных аспектов. Как только человек понимает, что он себя никогда не пытался объективно оценить, оказывается, что оценивать придется ВСЕ! Ведь он НИЧЕГО о себе не знает. Он знает только то, что ему навязали другие. А какой он на самом деле – он не знает. Именно поэтому большинство людей с огромным интересом слушают информацию о себе, в каком бы возрасте они ни были. Интересно и важно мнение всех… И это создает еще одну проблему – зависимость от «общественного» мнения (это отдельная тема, опишу ее в одной из следующих статей). Понимание того, что человек не знает о себе практически ничего, вызывает страх. С чего начинать разбираться? И вообще – слишком велик объем незнания… Значительно проще вернуться к собиранию мнений… желательно положительных (выставлю фото и буду считать лайки). Второй аспект – а как определить критерии? Рассмотрим такой вопрос: «Хорошая ли я мама?» Как обычно молодые мамы отвечают на этот вопрос – делаю ли я все также, как мое окружение? Или так, как пишут «продвинутые» мамы в интернете? Если есть совпадение, да, наверное, я хорошая мама. Но, поскольку здесь опять идет опора на других и их взгляды и мнения, то ключевым становится «наверное…». А мнений очень – очень много и разных… Так что же про критерии. Рассмотрим пару примеров. Например, как ответить на вопрос я умный или нет? Что является показателем ума? Есть несколько вариантов – тесты интеллекта, способность принимать правильные (ведущие к желаемому результату) решения в жизненных ситуациях, умение выстраивать отношения и т.п. То есть много разных ситуаций, где этот самый «ум» проявляется. Теперь можно оценить – например, по тесту интеллекта у меня столько-то баллов, решения я принимаю не всегда обдуманно, с людьми часто ошибаюсь. Низкая самооценка? Нет. Адекватная. В данном случае мы говорим о констатации фактов. А что с этими фактами делать – это уже другой вопрос. Главное здесь то, что человек начинает оценивать себя сам и по некоторым объективированным критериям. Другой пример. В случае воспитания ребенка критерием «хорошая/плохая мама» будет польза действия или бездействия ДЛЯ РЕБЕНКА, для его будущего развития и жизни в целом. Используя этот критерий не трудно определиться, какое действие будет правильным, какое – не правильным. Отсюда не далеко и до оценки: по большей части я делаю полезные вещи для будущего моего ребенка – я хорошая. Здесь уже есть САМО и ОЦЕНКА. Есть информация, основанная на мнениях, а есть результаты. Результаты всегда более объективны, чем мнения. Таким образом, результат может быть одним из объективных критериев оценки. Конечно, и здесь есть огромное количество вопросов по поводу того, как определить эти критерии, возможно ли жить в постоянной рефлексии и другие. Но понимание того, что информация, на основе которой человек чувствует себя хорошим или плохим («высокая или низкая самооценка») это чаще всего не правда (в смысле истина), а субъективное (и, к сожалению, часто недоброжелательное) мнение, дает возможность изменить эту так называемую «самооценку». Если человек научился искать и находить объективные критерии оценки и использовать эти критерии для оценки результатов своих действий, тогда у него действительно появляется самооценка. И в таком случае, она не может быть «низкой» или «высокой» - она всегда адекватна. Результат, полученный с помощью такой оценки, ложится в основу коррекции действий, привычек, установок и т.п. То есть в этом случае, самооценка действительно начинает выполнять свою функцию – оценивать и направлять на достижение желаемого результата. Последнее, о чем хотелось бы сказать в этой статье – почему не работают «аффирмации». Многие люди, начитавшись популярной литературы, пытаются восстановить свое хорошее самоотношение с помощью проговаривания «позитивных установок». В лучшем случае, это дает кратковременный эффект, в большинстве случаев – не работает вовсе. Даже если человек пытается с помощью «аффирмаций» донести до своего бессознательного вроде бы правдивые мысли: «я достаточно умный, красивый, достойный» и т.п., мозг воспринимает это лишь как мнение маленького ребенка, который пытается спорить с мнением признанных авторитетов (родители всегда воспринимаются ребенком как БОГИ, которые знают все и всегда правы) и его не удается переубедить. Для того, чтобы подобный метод сработал, нужно, чтобы это были не типичные «аффирмации», а факты и, кроме того, желательно снять с родителей «божественную ауру». Тема самооценки, оценки, внушенных представлений и убеждений очень глубока. Очевидно, что в одной статье невозможно раскрыть все аспекты затронутой темы, но, возможно, кому то мои рассуждения будут полезны. Обратиться за консультацией к автору статьи можно по Skype: mzayriy
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|