Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни

Автор статьи: Дмитрий Потеев

Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
Самооценка человека определяет в его жизни очень многое. Это ключевой инструмент, который является отправной точкой в поисках путей достижения целей, это рычаг для достижения целей. Именно через самооценку определяется система ценностей человека, его притязания в жизни и то сможет достичь человек целей и какими путями, он будет их достигать, успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценка – интересный системный феномен представляющий собой ценность, приписываемую себе личности исходя из различных параметров (действия личности, представлений о самом себе, реакциях других людей на человека и многих других факторах).

 

Функции самооценки:

  • Регуляция. Отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость;
  • Развитие. Эта функция представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию;
  • Защита. Собственно защита и сохранение человека, от всевозможных угроз. Эта функция играет существенную роль в образовании адекватного/завышенного/заниженного уровня самооценивания и лежит в оценках окружающих личности человека и его достижений.
  •  

    Уверенность в себе и самооценка

    Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых собственных целей с результатами других.

    В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к себе окружающих и личное отношение к ним, человек учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию.

    Для некоторых такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы и десятилетия. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если понимать, как нужно грамотно работать со своей самооценкой.

    Черты характера, уверенных в себе людей:

    — признают собственные достижения;

    — всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

    — они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

    — все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, без бесконечного откладывания на потом.

    — их легко понять;

    — относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

    — рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

     

    Виды самооценки:

    Существует нормальная самооценка, то есть адекватная, низкая и завышенная (неадекватная). Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

    Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный уровень самооценки – это хорошо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

    Низкая самооценка способна только блокировать решительность, уверенность, а завышенная – уверяет человека, что он всегда прав и все делает правильно.

    Завышенная самооценка. Люди с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто они  думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно. Они постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними. Есть два основных признака завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

    Низкая самооценка. Обычно такие люди показывают излишнюю неуверенность в себе, робость, чрезмерную стеснительность, застенчивость, боязнь высказывать собственные суждения, они нередко испытывают безосновательное чувство вины и стыда. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества. 

    Адекватная самооценка. Она делает человека уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей и есть адекватная самооценка. Формирование адекватной самооценки не невозможно без совершения действий и последующего анализа этих действий. Формируется петля позитивного опыта и вследствие чего человек начинает верить в собственную успешность. Как следствие человек определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства и достигает поставленных целей.

    Есть много параметров самооценки, но на базовом уровне будет достаточно этих:

    плавающая и на стабильная. Ее тип зависит от настроения или успешности в определенный период его жизни конкретно взятого человека.

    общая, частная и конкретно-ситуативная, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, люди могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь, развлечение и отдых и др.

    Также в двух словах хотелось бы затронуть тему методов диагностики самооценки.

    В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального. Также методики помогают определить: уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументацию самооценки, оценочную позицию, виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

    Развитие самооценки:

    Считаю нужным хотя бы в двух словах затронуть эту тему. Самооценка человека формируется в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни человека социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент. Из этого следует, что формирование самооценки  проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценки должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития внутренних характеристик самооценки наиболее важным периодом считается раннее детство, именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о самом себе, мире и других людях.

    Очень многое в формировании адекватной  самооценки зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького ребенка первым социальным ядром, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном микросоциуме называется социализацией.

    Ребенок сравнивает свое поведение, со значимыми взрослыми, подражает им, для получения одобрения взрослого. И те внушения и предписания, заданные родителями, усваивается ребенком беспрекословно, конечно их потом можно менять, если они мешают жить, но для этого нужно понимать как редактировать психику. И так разберем основные стадии формирования внутренней самооценки, без глубокого погружения в нюансы на каждом этапе, это все таки ознакомительная статья:

    дошкольный возраст. Родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. Здесь формируются шаблоны и стереотипы в поведении и мышлении.

    младший  школьный возраст. На передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Происходит сравнение себя со сверстниками, дети желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом.

    переходной возраст. Здесь ребенок должен становится более независимым, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников. Формируется представление о собственной внешности и успешности в социуме. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

    окончание школы, переход во взрослую жизнь. В этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. Здесь обычно уже сформированы фундаментальные убеждения о себе, восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. (адекватная, заниженная или завышенная самооценка).

    Что влияет на самооценку:

    собственные мысли и структуру мировоззрения, восприятия, реакция окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого человека, вероисповедание, социальные роли, профессиональная реализованность и статус и многое другое.

    Как формируется дальнейшая жизнь человека:

    Роль самооценки в развитии личности играет основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание. Если человек раз за разом не достигает поставленных целей и планов, это может говорить о неадекватной самооценке и оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда человек способен справиться с поставленными для себя задачами.

    Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание человеком собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценки помогает относиться к самому себе с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени сложности и с запросами окружающих.

    Адекватная самооценка дает человеку внутреннюю гармонии и стабильность. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать эффективные взаимоотношения с окружающими. Она способствует проявлению собственных достоинств и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом чем адекватнее самооценка, тем более успешен в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, становится человек. Он открыт для обратной связи, что в свою очередь ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

    Поднятие самооценки:

    Адекватная крепкая самооценка формируется у людей, умеющих относиться адекватно и рационально к себе. Такие люди отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших несбыточных надежд. Человек с нормальным уровнем самооценки общается с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких люди встречаются не так часто.

    Большинство людей обладает заниженной самооценкой. Они уверены, что во всем хуже окружающих. Для них свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины, стыда и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

    Но есть хорошая новость все эти проблемы решаемы, главное понимать что достаточно и необходимо делать стратегически и тактически, что бы с гарантией укреплять свою самооценку. Все ведь элементарно просто - довольный собой и радующийся жизни человек гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако очень важно понимать, что повышение самооценки не происходит за одно мгновение.

    Давайте разберем основу основ, которую необходимо знать и воплощать в своей жизни, что бы подымать самооценку:

    Не стоит постоянно сравнивать себя с другими (за исключением, если Вы умеете это делать грамотно и для четко сформулированных целей). Ведь всегда в окружении найдутся люди, которые в чем-то будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик. Постоянное сравнение способно только загнать в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Необходимо  найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

    Комплименты следует воспринимать с благодарностью. Отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию человека положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

    Важно научится грамотно ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понимание, что все неудачи являются результатом действий и поступков.

    Прекращение поисков недостатков в себе. Ошибки – это всего лишь приобретенный опыт обучения на своих ошибках.

    Выстраивать поддерживающее окружение. Оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки человека. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны преобладать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг людей, которые вдохновляю, поддерживают и помогают.

    Жить своей жизнью. Невозможно иметь нормальную, крепкую самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие люди.

     

    На этом все. До новых встреч. С уважением Дмитрий Потеев.



    Просмотров: 1044
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как можно легко определить уровень вашей самооценки в отношениях с мужчиной
  • Упражнения по повышению самооценки и развитию уверенности в себе 2
  • Признаки заниженной самооценки и неуверенности в себе
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • Некоторые упражнения по повышению самооценки и развитию уверенности в себе
  • Рекомендации для поднятия самооценки и развития уверенности в себе.
  • Повышение самооценки или как помочь своему ребенку стать уверенным в себе.
  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • Повышение самооценки или восстановление сочувствия к себе?
  • 9 признаков низкой самооценки и неуверенности в себе.
  • Проблемы самооценки: почему мы живём плохо и терпим к себе дурное отношение
  • 7 рабочих упражнений для обретения уверенности в себе и поднятия самооценки.
  • Как снижается уровень самооценки?
  • 12 «полезных» стратегий стать «дрожащей тварью» или АнтиУверенность в себе и полный Крах самооценки
  • 10 установок для адекватной самооценки и счастливой жизни
  • Как поднять самооценку? 2. Журнал самооценки
  • Не перехваливать, но поддерживать. Формирование адекватной самооценки у ребенка.
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Знание себя — основа твоей самооценки и уверенности!
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.
  • Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте
  • Влияние самооценки на взрослую жизнь
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Влияние родителей на формирование самооценки
  • Что главное для адекватной самооценки?
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Инструкция по правильному обращению с собой и укреплению самооценки.
  • Механизмы формирования адекватной самооценки
  • Жизнь без самооценки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь