Механизмы формирования адекватной самооценки

«Это нормально, если мое настроение и осмысление поступков, осознание собственной успешности определяется через похвалу или порицание окружающих? Иногда мне кажется, что я завишу от этих других и сам не могу понять ценность того, что я делаю». – Вот такой прямой вопрос недавно задал один из моих клиентов. Его опасения можно понять. Это странное и неприятное чувство – словно нет «внутреннего стержня», «термометра» собственной значимости. У каждой нормы есть границы. Человек – социальное существо, но оценка – не единственная функция нашего окружения. Если другие оказываются такими «инструментами» подтверждения собственной значимости, запросы на такую обратную связь становятся навязчивыми, а самооценка нестабильной. С другой стороны, умение учесть мнение окружающих, даже предвидеть его – важное качество здоровой личности – «критичность». Таким образом, наметились крайние варианты «не-нормы» самооценки: излишняя зависимость от мнения окружающих и отсутствие критичности.

Механизмы формирования адекватной самооценки



У каждого здорового человека, даже если он порой не кажется таковым на первый взгляд, есть как бы два естественных «термометра» самооценивания: один отвечает за сравнение своих достижений и неудач с другими, а другой  - за сравнение себя прошлого с собой настоящим и (!!!) будущим. Механизмы действия этих «термометров» описывались в разных психологических теориях.

Наиболее распространенная проблема состоит в том, что один из способов установления собственной значимости оказывается блокированным или ограниченным и тогда другой берет на себя излишнюю функцию. Чаще всего это результат научения, когда мы просто забываем, как работает полноценная система самооценивания. В результате мы впадаем в иллюзию своей незначимости, безуспешности своих действий, нерезультативности, или, наоборот, некритичной значимости достижений. А в запущенных случаях, когда подобная подмена стала слишком привычной, человек просто оказывается неспособен к адекватной самооценке своих мыслей, чувств и поступков. При этом обычно можно установить конфликт внешних и внутренних механизмов (« я такое ничтожество, что лучше других»).

В описанном в самом начале случае именно внутренняя система оценивания дала сбой. Это бывает при нормативных возрастных кризисах (25, 30, 45, 50, 70 лет). Появляется потребность переоценить пройденный жизненный путь и «внешние» критерии стабильно справляются с этой задачей, а изменения внутренней системы оценивания сами претерпевают деформацию. Ведь это и есть задача кризиса – изменить систему самооценки, интегрировать в нее приобретенный опыт! В такие моменты может показаться, что внутреннего термометра просто нет…

Но это не так! На помощь приходят методы шкалирования достижений и прочие методики когнитивно-поведенческой психотерапии. Полезным оказывается осознание своих потребностей и целей, подробный разбор ценностных ориентаций и способов оценки, которые мы используем для других ситуаций. Часто при этом у человека появляется больше когнитивных ошибок, альтернативных способов умозаключения, основанных на вере, а не логическом рассуждении. Так проще. Поэтому разбор ошибок мышления также играет важную роль. Особенно важны:

«черно-белое мышление» - склонность придавать происходящему только диаметрально противоположные значения, не учитывая промежуточных;

«тирания долженствования», когда человек имеет излишне ригидные (неподвижные) убеждения о том, каким должен быть этот мир, он сам и окружающие;

«негативизм» - склонность подмечать только плохое во всем…

Плохо поддающиеся коррекции особенности самооценки характерны для людей, страдающих депрессией, расстройствами личности, тяжелыми формами неврозов и тревожных расстройств (особенно социальные фобии и навязчивости). В этих случаях помощь специалиста просто необходима и не следует рассчитывать на скорый результат. Терапия может занять от года и более, а лечение лучше не откладывать.

В любом случае, когда установлены реальные причины нарушения самооценки, проводить ее коррекцию значительно проще!



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ВДА все время ищут одобрения и подтверждения собственной значимости
  • О собственной ценности и значимости и о формировании личности в младенчестве
  • Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. (о чувстве собственной значимости)
  • Один из способов восстановления самооценки
  • Болезненное чувство собственной важности (значимости) - причины состояния и пути выхода из него
  • Самооценка. Взаимопонимание и повышение собственной значимости. Работа с шахматными фигурами.
  • В поисках собственной значимости
  • 50-60+. 7 способов, как мужчина может поддержать состояние востребованности и значимости.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности. Часть 2.
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений
  • Один из способов понять есть ли будущее у гражданского брака или нет.
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Повышение самооценки: дневник достижений и приятных моментов дня
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Как понять мысли и причины поступков других людей
  • Человек в травме: когда помощь специалиста необходима.
  • Просто подари мне один только взгляд...
  • Визуализация – как лёгкий способ достижений своих целей по жизни
  • Зачем Вам бороться, а не просто жить своей собственной жизнью?
  • Когда отношения рушатся? И что такое баланс значимости?
  • Что главное для адекватной самооценки?
  • О вреде адекватной самооценки
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Настоящие хорошие мужчины существуют, просто перестаньте воспринимать их только как своих друзей
  • О нашей правоте, значимости и обвинении других
  • 10 установок для адекватной самооценки и счастливой жизни
  • Рекомендации по формированию адекватной самооценки у дошкольников.
  • Не перехваливать, но поддерживать. Формирование адекватной самооценки у ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь