Как быть, когда страшно?

Автор статьи: Дробчак Юлия

КАК БЫТЬ, КОГДА СТРАШНО?

    Больница. Очередь к врачу. Ребенок плачет, не хочет заходить в кабинет. Родитель в десятый раз объясняет, что врач только посмотрит и не будет ничего делать. Эта ситуация знакома многим родителям. Что же такого примечательного там происходит и почему обычный осмотр у врача превращается в трагедию? Давайте посмотрим на это с точки зрения психологии.

   Приведу пример. Стоматология, девочка 4-х лет, папа и мама. Девочке собираются делать рентген зубной полости. Процедура безболезненная, но неприятная (нужно сидеть неподвижно с открытым ртом, прижимая пластину к зубам). Как только начали готовиться к процедуре, девочка расплакалась, запротестовала, сказала, что ей больно. Медсестра стала уговаривать, настаивать, а девочка не успокаивалась и  расплакалась еще больше. Стали суетиться все: и медсестра, и папа, и мама, но становилось только хуже. Медсестра злится, громко говорит, всем своим  видом показывает, что ей неприятны слезы ребенка. Родители, в ответ на страх ребенка, пытаются успокоить её, говоря, что это не больно. Таким образом, они не принимают страх, как бы говорят, что его нет. «Тебе не страшно, твои чувства - это неправда». У ребенка получается некое раздвоение – внутри него есть страх, он его чувствует, а как с ним справиться  не знает и обращается к взрослым, а они делают вид, что все хорошо, игнорируют его переживания. А поскольку маленький человек доверяет своим ощущениям, то продолжает настаивать на том, что ему страшно/больно и еще сильнее упирается попыткам взрослых успокоить его.

      Родители при этом сами тревожатся, потому что видят, что их ребенок страдает, и хотят как-то помочь ему. В то же время они злятся, но стараются этого не показывать.  Тем временем, им нужно принимать решение: отложить процедуру до следующего раза и попытаться подготовить ребенка (что может негативно сказаться на здоровье зубов), либо рентген сделают насильно, удерживая ребенка, что может негативно сказаться на отношении к медицинским процедурам в будущем.

      Данный пример иллюстрирует нам нездоровый способ обращения с чувствами. Родители, чаще всего, неосознанно обучают своего ребенка справляться с чувствами точно также, как делают это сами. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не знает, какие бывают чувства и что можно и нужно делать, когда хочется кричать или плакать, или спрятаться или прыгать от радости.  С ним что-то начинает происходить и взрослому нужно  поддержать его в этот момент.

   Какая задача родителя в подобной ситуации? 1. Дать название тому, что происходит с ребенком и озвучить это – «Тебе страшно, ты хочешь уйти». 2. Поддержать ребенка, побыть с ним – обнять, погладить, подержать за руку. 3. Какое-то время не принимать решительных действий (уходить, отвлекать внимание ребенка на что-то другое), а побыть с этим чувством страха. 4. Быть в состоянии спокойствия и уверенности, а не злиться или бояться. Только полностью проживая чувство, мы способны двигаться дальше. Если чувство подавляется, оно остается внутри и продолжает влиять на наше поведение и в будущем. С одной стороны, я, как взрослый человек, понимаю, что нужно лечить зубы, с другой стороны я, как маленький ребенок, испытываю тревогу и не хочу идти в стоматологию. Происходит внутренняя борьба, которая отнимает много энергии.

   Умение понимать свои чувства и способность проживать их дает человеку возможность адаптироваться в любой ситуации и выбирать для себя оптимальный способ поведения. Также это возможность жить в настоящем моменте, без груза старых обид, страхов и сожалений.  Для этого нужно еще в детстве родителям уделять внимание чувствам ребенка. Не обязательно ждать стрессовой ситуации (поход в больницу). Это можно делать ежедневно, ведь мы испытываем чувства в каждый момент нашей жизни. Чем раньше мама и папа начнут называть чувства ребенка, а также свои, тем лучше.

    В нашей культуре не принято открыто говорить о своих переживаниях. Мы больше надеемся, что другой сам о них догадается. А когда этого не происходит еще и  обижаемся на него. Но всему можно научиться! Здесь важно тренироваться. Сначала будет неудобно, немного стыдно и все время будет хотеться говорить о поведении другого. Но потом, со временем привыкаешь говорить: «Я очень устала и злюсь на тебя»,  вместо: «Ты достал меня своими истериками, ты непослушный и не заслуживаешь новую игрушку/просмотр мультиков/поездку в зоопарк» (здесь есть обвинение и ребенок чувствует себя плохим).   

   Также не следует забывать и о похвале. Мы часто говорим о недостатках и игнорируем, достоинства и успехи. «У тебя так классно получается завязывать шнурки/застилать постель/мыть тарелку, я в восторге!»; «Я так рада за тебя!»; «Я горжусь тобой!».

            Не оставляйте ребенка одного со своими переживаниями, позвольте ему быть слабым и тогда он станет сильным.



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Страх за ребенка и что с ним делать.
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Как не кричать и не наказывать ребенка или что делать с Фрустрацией?
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Воспитание ребенка: кнут или пряник? Что выберете Вы? И нужно ли выбирать?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь