|
Возможности применения педологических идей в современной школеАвтор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
В настоящее время российское общество находится на переломном этапе своего развития, происходит переоценка ценностей. Введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты, Профессиональный стандарт педагога. В последнее время довольно часто ученые-исследователи и педагоги-практики обращаются к идеям и опыту педагогики, психологии, педологии 20 30-х гг. XX века. Педология - комплексная наука о ребенке, сочетающая психологический, анатомо-физиологический, биологический и социальный подходы к его изучению. Л.С. Выготский, активно отстаивавший педологию, считал, что она призвана была стать методологической основой составляющих ее научных дисциплин, не устраняя их самостоятельного существования [3; 87]. Предпосылками появления педологии стали: необходимость систематизировать знания о способах подготовки ребенка к жизни; отсутствие интегрированных знаний о ребенке; появление экспериментальной педагогики и психологии; открытия в области физиологии, медицины. Ученые стремились получить комплексное знание о развитии ребенка, необходимое для воспитания и обучения. В практической сфере педология ставила перед собой задачу - представить синтез материалов о ребенке и детском коллективе для реализации воспитательного процесса. Чрезвычайно актуальна идея преодоления отрыва школы от жизни, педагогики от ребенка. Отечественные педологи опирались на идею С. Холла о том, что педагогика должна быть основана на исследовании учащихся. В центре внимания учителя должна быть личность обучающегося, обладающего целостностью, неповторимостью и уникальностью. Ведущий подход в изучении развития детей – интеграция знаний всех наук о человеке. Необходимы комплексные знания о возрастном развитии ребенка, объективный контроль за развитием личности. В настоящее время исследователи и педагоги-практики находятся в поиске подходов, интегрирующих знания о возрастном развитии детей. В связи с вышесказанным ученые обращаются к идеям и опыту педагогики и психологии 20-30-ых гг. XX века, переосмысливают опыт педологии. Анализ литературы позволяет определить основные идеи педологии: - ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека; - целостный подход к изучению возрастного развития ребенка; - создание комплексной типологии детей на разных возрастных этапах развития; - разработка методов изучения возрастного развития ребенка, позволяющих получить интегрированное знание о возрастном развитии ребенка; - создание психолого-педагогической службы в системе образования [6]. Педологическая служба получила широкое распространение в школах и других образовательных учреждениях в конце 20-х гг. Педологи работали в тесном сотрудничестве с педагогами, родителями и врачами. Врач следил за физическим состоянием детей и педагогов, а педолог отвечал за общее психическое развитие детей и организацию всей работы в школе. Исследовательская работа велась в школах, яслях, детских садах, ФЗУ, был создан ряд опытных станций и школ. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. Работали педологические вузы и НИИ, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. С 1928 по 1932 г. издавался журнал «Педология». В это время появились Положения и публикация «Профиля педолога» [4]. В настоящее время введен Профессиональный стандарт педагога, являющийся, на наш взгляд, аналогом «Профиля педагога». В «Профессиональном стандарте педагога» прописаны трудовые действия, например: - использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании, обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы из психодиагностики; - разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребенка; - разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся; - основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей. Педагоги могут испытывать трудности в реализации перечисленных трудовых действий. Помочь может обращение к опыту педологической науки. Основополагающими принципами деятельности педологов, не утратившими значения и в настоящее время, были: - отказ от изучения ребенка «по частям», получение синтеза знаний различных антропологических наук о развитии ребенка; - изучение ребенка как существа развивающегося; - исследование ребенка в среде, которой он живет и развивается; - переход от изучения ребенка к его изменению, нахождение практического применения полученных результатов [6]. В практической сфере педология ставила перед собой задачу: «Представить синтез материалов о ребенке и детском коллективе, которые были бы использованы для нужд воспитания» [8; 7]. В.Ф. Баранов специально изучал практическую деятельность педологов в школе [1]. Он исследовал практику тестовой диагностической работы школьных педологов в рамках системы дифференцированного обучения и дал оценку положительных и отрицательных сторон этой практики. Важной задачей школьного педолога-педагога была рационализация педагогической работы и школьной жизни на основе педологии. Прогрессивные педологи пропагандировали идеи новой школы, о которой писали Л.С. Выготский и другие ученые. Школа должна быть местом не только учебы, но жизни ребенка, должна создавать рациональную организацию этой жизни в целях развития «морально ценной, автономной личности»" Школа должна ориентироваться именно на детей, ее основу составляют деятельность самого ребенка, постепенное его саморазвитие при помощи дающего материал, стимулирующего и организующего это саморазвитие учителя. С аналогичными задачами связывается деятельность школьного психолога и в наши дни: «Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею возможность гармоничного развития личности каждого школьника, содействует ее реализации в практической работе» [5; 14]. Основными направлениями практической педологической работы были:
Как видим, современная школьная психологическая служба выполняет аналогичные задачи. В 30-ые гг. идея изучения ребенка с целью разработки педагогических особенностей его воспитания утратила свой изначальный смысл [1; 17]. Ребенок и детский коллектив стали изучаться с позиций идеологических установок. Наука была не подготовлена к комплексному изучению ребенка, не были в достаточной степени разработаны теория и методы, не хватало квалифицированных научных кадров. Идея синтеза научных дисциплин на уровне изучаемого предмета стала подменяться механической связью этих дисциплин. В 1930-е гг. началась критика многих положений педологии (проблем предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.). Значительную роль в распаде педологии сыграло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В 1936 г. педология была разгромлена, многие ученые репрессированы. Всех, кто занимался изучением ребенка, причисляли к педологам независимо от их конкретной специализации: психологов, врачей, педагогов и т.д. Закрылись все педологические институты и лаборатории. Запрет педологии оказал отрицательное влияние на развитие психолого-педагогических наук, а именно: - педагогическая практика перестала ориентироваться в необходимой степени на учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; - образовательный процесс был переориентирован на «среднего ученика», а одаренные дети и дети с ограниченными возможностями остались без должного внимания; - престали проводиться исследования в области дифференцированного воспитания и обучения; - закрылись школы для детей с нарушениями или задержками психофизического развития; - образование переориентировалось на знаниевый подход, личность ребенка осталась без должного внимания; - снизился интерес к эмпирическим исследованиям в педагогике, к тестам; - увеличился разрыв между различными науками, изучающими возрастные закономерности ребенка; - в процессе контроля знаний стал преобладать субъективизм в оценках; - приостановились исследования в области диагностики и экспериментальной педагогики [6]. Для понимания распада педологии важно учесть также, что произошли естественные процессы дифференцирования отдельных отраслей наук о человеке, при этом явно недостаточным было обобщение фактов и их углубленное осмысление. Педологи так и не определили предмет. Исследователи признают, что педологам не удалось обнаружить несводимую к другим наукам специфику своей собственной - педологии: «Внутри педологии, во многом не пересекаясь, параллельно, без качественного синтеза сосуществовали самые противоречивые линии – психоаналитики; рефлексологически ориентированные педологи; сторонники биогенетического и социогенетического направлений» [7]. Идеи изучения ребенка во всем его многообразии, связи школы см жизнью, оптимизации учебного процесса в интересах школьников, безусловно, являются прогрессивными. Опыт педологов значим и сейчас, практическое наследие педологии заслуживает специального рассмотрения, но с учетом развития современных антропометрических наук. М.В. Телегин в «Апологетике традиционного обучения» обращает внимание на симптоматичный, знаковый «параллелизм» между педологами и современными «инновационщиками», прослеживает генетическую связь, родство между перманентными «реформами», идущими в современной российской школе, и педологией. Важно критически осмысливать опыт педологов. Так, например, тотальное увлечение тестами, на взгляд, несостоятельно. Тесты, в том числе и ЕГЭ, «превращают учебный процесс в зубрежку разрозненных частностей, деталей, фактов и фактиков. Тесты можно успешно сдать без понимания сути, не обладая целостным понятийным мышлением в той или иной предметной области… Тест и ЕГЭ, перефразируя Л.М. Выготского, везде и всюду идут впереди учебного процесса, ведут его за собой» [7]. Совершенно справедливо автор отмечает, что в результате большинство детей обладают «мозаичным, лоскутным, пунктирным сознанием. Чудовищный конгломерат обрывков, фрагментов, кусочков… Информации много – толку мало. Дефолт информации. Она не проварена, не взята, не понята. Сбиты ориентиры и критерии» [7]. Еще одно чрезвычайно важная тенденция современной школы – комплексное построение программ, которое не позволяет школе дать учащимся систематические и глубокие научные знания: «Систематическое изучение отдельных учебных предметов уничтожено. Весь объем знаний, намеченных при «комплексном подходе», логика науки, учебной дисциплины… подменяется «логикой» составителя «комплекса»… Заканчивается психолого-педагогический подкоп под традиционную школу одинаково – чудовищной деградацией образования» [7]. В настоящее время реализуются многие идеи педологии, например, идеи возрастной психологии и педагогики, психолого-педагогической диагностики, дефектологии, психолого-педагогической службы в системе образования. Необходима разработка системы интегративной подготовки студентов педагогических вузов в области возрастного развития ребенка. Обращение к опыту педологической науки может помочь решить многие проблемы, возникающие на современном этапе развития психолого-педагогических наук. Таким образом, практическое наследие педологов актуально для работы педагогов и школьных психологов в наши дни, но при условии творческой переработки и критического переосмысления.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|