|
Компьютерная зависимость: признаки, причины, законы формирования и гашения.Автор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Лекция-тренинг для родителей Компьютерная зависимость: признаки, причины, законы формирования и гашения.
Сегодня мы с вами поговорим и постараемся разобраться в одной очень важной и многих родителей волнующей теме – теме компьютерной зависимости у детей. Постараемся ответить на вопросы: - когда возникает зависимость? - что этому способствует? - каковы признаки компьютерной зависимости? - какое время работы за компьютером приемлемо для ребенка, и в каком возрасте? - как бороться с компьютерной зависимостью? Для начала давайте определимся, что же такое зависимое поведение. Зависимость – это ощущаемая человеком навязчивая потребность, не контролируемая человеком, в определенной деятельности (в случае с компьютерной зависимостью – работа за компьютером). В случае невозможности заняться подобным действием, от которого испытывается зависимость, человек, может проявлять признаки отклоняющегося от нормы поведения. Компьютерная зависимость у ребенка может проявляться в нескольких формах. Сетеоголизм – форма зависимости от интернета, социальных сетей, интернетсерфинга. Дети, страдающие такой зависимостью, могут находиться в интернете до 12 – 14 часов в сутки. Для них может не иметь значение, чем заниматься в интернете, лишь бы там быть. Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Игры при этом бывают ролевыми, когда участник принимает на себя определенную роль в игре (наиболее тяжелые последствия при формировании зависимости, так как человек может практически выпадать из реальности), и не ролевые, связанные с азартом, с желанием победить. У детей признаки компьютерной зависимости могут проявляться следующим образом: - ребенок выходит за отведенное ему время по использованию компьютера, а его выключение приводит только к скандалу; - ребенок игнорирует все дела по дому, включая свои обязанности; - праздникам, общению с близкими и друзьями предпочитает интернет; - ребенок сидит в сети даже во время обеда и в ванной; - если у ребенка забирают ноутбук, он выходит в сеть через телефон; - ребенок постоянно заводит в сети новые знакомства; - из-за времени, которое ребенок тратит на компьютер, начинает страдать учеба; - оставшись без доступа к интернету, ребенок становится раздражительным и агрессивным; - ребенок не знает, чем себя занять без доступа к компьютеру; - ребенок не дает контролировать, чем именно он занимается в интернете. Чем же так вредна компьютерная зависимость? Прежде всего, надо отметить, что у детей, подолгу просиживающих за компьютером, резко снижается внимание: объем, устойчивость, распределяемость. А это, в свою очередь, затем сильно сказывается на его учебной деятельности, так как в учебе ребенок должен уметь подолгу концентрировать внимание на учебном материале, который не всегда так интересен и динамичен, как компьютерная игра. Резко снижается работоспособность. Помимо когнитивных нарушений наблюдаются и нарушения социального развития ребенка: дети, страдающие компьютерной зависимостью, значительно хуже устанавливают социальные контакты в среде своих сверстников, они чаще отличаются замкнутостью, могут отличаться конфликтностью, не умением понять чувства и переживания другого человека. В последнее время риск суицидального и агрессивного поведения растет именно в среде детей, страдающих сетевой и игровой («стрелялки») зависимостью. Исходя из всего ранее перечисленного, родителям, конечно же, важно знать, как возникает компьютерная зависимость у ребенка, в каком возрасте, и что делать, если она уже возникла. Говоря о любого рода зависимости, надо понимать, что зависимое поведение позволяет человеку получить какие-то бонусы, которые он не может получить в повседневной деятельности. Какие бонусы дарит компьютерная зависимость нашим детям? В каждом возрасте свои, все зависит от ведущего вида деятельности, который характерен для того или иного возраста ребенка. Начнем с возраста от одного года до трех лет. Пожалуйста, не удивляйтесь! Именно в этом возрасте современные дети получают доступ к гаджетам, хорошо, если не раньше. В этом возрасте ведущей деятельностью у нормально развивающегося ребенка является предметно-манипуляторная деятельность по усвоению социальных способов взаимодействия с окружающими предметами. А также эмоциональное общение с родителями. Что это значит? А это значит, что родители при непосредственном контакте с ребенком учат его обращаться с различными предметами правильно: как пользоваться одеждой, застегивая ее на пуговицы и учась завязывать шнурки; как играть с различными игрушками; как пользоваться с различными инструментами, которыми работает папа или мама. Все это ребенок познает из непосредственного, эмоционально насыщенного общения с родителями. Но современное общество очень жестко обходится с семьей, значительно сокращая возможность родителей проводить время с детьми из-за постоянной занятости. И родители, желая утешить ребенка, прибегают к «чуду» современной цивилизации – планшету. Ребенок быстро его осваивает и использует для удовлетворения своих потребностей в эмоциональном насыщении. Картинки яркие, мультики громкие и чрезмерно смешные – все это дает ребенку чрезмерную дозу эмоционального насыщения, неподкрепленную никакими собственными усилиями. То есть, если раньше ребенку, чтобы получить такой заряд положительных эмоций требовалось привлечь внимание родителей, необходимостью поиграть с ними, добиваясь игровых целей, то теперь максимальный эмоциональный заряд получается простым нажатием на экран. Такая легкость, конечно же, привлекательна. Ребенок отучается применять собственные усилия. А кроме всего прочего, замедляется процесс его развития – он медленнее обучается действиям с предметами, которые в данном возрасте служат основой для развития его интеллекта. Следующий возрастной период – это период от 3 до 7 лет. Ведущей деятельностью в этот период является игровая деятельность (режиссерская и ролевая игра). Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, обучается выполнять правила игры, тем самым развивая свой волевой контроль за собственным поведением, учится нормам социального поведения. Формирующаяся в этом возрасте зависимость от компьютерных игр приводит к тому, что ребенок учится понимать правила компьютерной игры, но не правила ролевой игры со сверстниками, которые моделируют социальные, приемлемые модели поведения. А эти социальные правила значительно сложнее компьютерных. И опять ситуация выбора более легкого пути – я буду играть с компьютером, потому что его правила я запомнил, они легче, а с детьми играть сложнее, с ними надо договариваться. Таким образом, к школьному возрасту у ребенка может уже вполне устойчиво сформироваться потребность в избегании трудностей, в нежелании их преодолевать. А это опять служит причиной закрепления компьютерной зависимости. В подростковом возрасте, возрасте, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками, у такого безвольного и неуспешного, непривыкшего преодолевать трудности ребенка возникают проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками. И опять повод уйти в мир иллюзий, где он может сыграть любую геройскую роль. А компьютерные технологии тут как тут. Подросток, «зависающий» в компьютере, как правило, решает проблемы, возникающие у него в личностном общении. Таким образом, компьютер, из инструмента, призванного помогать добывать знания, превращается в костыль, замещающий и прекращающий развитие собственных способностей человека, ребенка. Постаравшись понять, какие потребности помогает ребенку восполнить компьютерная зависимость, необходимо уяснить, как именно она возникает. А для этого нам с вами необходимо узнать законы формирования поведения. Ведь компьютерная зависимость – это тоже поведение, хоть и отклоняющееся, и как всякое поведение, оно формируется по определенным правилам и законам. Поведение любого живого существа, в том числе и человека, обуславливается двумя причинами: желанием что-то получить, достичь и желанием чего-то избежать. Пример: мы можем выполнять неприятную нам работу за ожидание зарплаты или с целью избежать наказания. Вроде бы все просто. Но существуют дополнительные условия применения этих законов. Правила оперантного обучения:
После того как эти правила разъяснены психологом на конкретных примерах (в том числе предложенных участниками), он, в качестве примера, показывает с помощью свистка на ком-нибудь из участников тренинга, как действует оперантное научение. Доброволец сам выбирает себе условный сигнал и награду, что проясняется через беседу перед тренингом. Выбирается доброволец из группы, который выходит из комнаты. Группа в это время выбирает задание, которое психолог должен добиться от добровольца. Когда доброволец заходит, психолог только с помощью свистка, который заранее оговаривается как условный сигнал, старается добиться от добровольца оговоренного поведения. После работы психолога происходит смена ролей: меняется тренер и испытуемый, меняется задание. При работе новых лиц психолог комментирует происходящее, даёт подсказки. После такой тренировки участникам группы рассказывается о режимах (правилах) подкрепления поведения:
Отрицательное подкрепление. Для того чтобы гасить нежелательное поведение по мимо наказания может использоваться отрицательное подкрепление – если негативное поведение не воспроизводится, то объем подкрепления максимальный, если воспроизводится, то объем уменьшается в зависимости от частоты повторения негативного поведения. Правило наказания. Наказание никогда не формирует нового поведения, оно только предназначено для гашения нежелательного поведения. Правило применения наказания – 4:1 (четыре поощрения – одно наказание). Полученные знания закрепляются составлением программы выработки поведения по одному из случаев, предложенному участниками. Пример программы выработки поведения.
Сейчас, когда вы узнали о законах формирования поведения, попробовали в тренинговой форме испытать их на себе, мы с вами вернемся к вопросу – как формируется зависимое поведение, компьютерная зависимость. Ранее я вам уже говорил, какие плюсы и бонусы получает ребенок от компьютерной зависимости. Будем считать их вариантом поощрения, которое закрепляет работу с компьютером. Но сейчас мы с вами рассмотрим характер этого самого поощрения при формировании компьютерной зависимости. В начале, когда родители первый раз дали ребенку гаджет, никакого особо сильного контроля за его работой с гаджетом они не проявляют, так как на данном этапе их это утраивает – они заняты, а ребенок все равно доволен и не капризничает. Это соответствует этапу постоянного поощрения. Затем родители начинают периодически отбирать у ребенка гаджет, а затем возвращать его. При этом здесь нет какого-то специального правила – когда забирать, а когда возвращать. И этот способ поведения родителей соответствует периоду вариативного подкрепления. Затем, когда родители начинают понимать проблемность взаимодействия ребенка с гаджетом, когда это перерастает в конфликт – они забирают доступ к компьютеру на достаточно продолжительное время, считая, что после столь продолжительного периода воздержания, ребенок отвыкнет от зависимости к компьютеру. Но каким бы долгим не было наказание, оно проходит, и ребенок опять получает доступ к вожделенному компьютеру. ОПА! И что мы тут получаем?! А получаем мы здесь – ДЖЕКПОТ! Вот так кратко, бесконтрольное, без правил, пользование компьютером, и хаотичная система родительских наказаний приводят к жесткому закреплению компьютерной зависимости. Родители спросят, а какие методы профилактики здесь возможны. Особых методов профилактики здесь нет. Есть один метод – работа с компьютером по графику, по жестко установленному графику. И никаких других специальных методов здесь и не будет. Конечно, этот график должен учитывать возрастные особенности детей, определяющие максимальное время работы ребенка за компьютером. Те цифры по времени нахождения ребенка за компьютером, которые я вам сейчас приведу, были определены мной из личного опыта консультирования детей с компьютерной зависимостью и являются только моей личной точкой зрения. В возрасте до 6 лет я бы не рекомендовал ребенку работать за компьютером. В возрасте от 6 до 7 лет – 30 минут в день. В возрасте от 7 до 12 лет – 45-60 минут в день. В возрасте от 12 до 16 лет – 2 часа в день. Еще раз повторюсь, это только моя точка зрения. А вот данные ассоциации педиатров США: до 1,5 лет никакого взаимодействия ни с компьютером, ни с телевизором; от 1,5 до 4 лет - 15 мин. в день под контролем и в присутствии родителей; от 4 до 7 лет - 30 мин. в день также под контролем родителей; от 7 лет до 13 - 1 час; от 13 до 18 лет - 2 часа. Но остается еще один, не рассмотренный нами вопрос, что делать, если компьютерная зависимость у ребенка уже сформировалась. Будем опять же исходить из законов формирования поведения и знания того, что компьютерная зависимость компенсирует ребенку недополученные потребности в реальной жизни. Соответственно, занимаясь работой по снижению уровня зависимости ребенка, нужно всегда предусматривать, чем, каким видом деятельности, заменить зависимое поведение. И тут опять нужно учитывать возрастные потребности детей: в возрасте до 3 лет – это совместная деятельность с родителями; в возрасте от 3 до 7 лет – это игровая деятельность со сверстниками (и тут родителям, возможно, придется организовывать для своего ребенка подобные игры, если к этому возрасту он не научился делать это самостоятельно); в подростковом возрасте – это общение со сверстниками (а тут родителям придется смотреть несколько сквозь пальцы на долгое отсутствие ребенка на улице или в секции). Все эти альтернативы в поведении ребенка необходимо, конечно же, поощрять. Но простое предоставление возможности реализовать свои возрастные потребности не поможет побороть сформировавшуюся зависимость. Здесь необходимо использовать техники поведенческой терапии – постановка поведения под условный сигнал. Что это такое, и как это работает. Когда мы раньше рассматривали с вами законы формирования поведения, мы говорили лишь о том, как сформировать необходимое нам поведение. Но, ведь поведение должно еще проявляться не хаотично (это не эффективный стиль поведения), а в определенные моменты, по определенному сигналу. Таких сигналов в жизни человека достаточно много. Самый простой из них – звонок будильника. И при выработке поведения подкрепляться начинает не просто правильно выполненное действие, а правильно выполненное действие по сигналу. Целенаправленное подкрепление, таким образом, ставит вырабатываемое поведение по контроль. Вот эту самую особенность мы и будем использовать для снижения уровня компьютерной зависимости. Допустим, ваш ребенок сидит за компьютером все свободное время, по 10 часов в день. Вас устроило бы, чтобы ваш ребенок сидел за компьютером не более 2 часов в день, в период с 18-00 до 20-00. Что мы для этого делаем:
Таким образом, набравшись терпения, можно поставить под контроль время нахождения ребенка за компьютером. В зависимости от давности компьютерной зависимости может потребоваться достаточно продолжительный период для ее снижения (до 6 мес.). Но это ваш ребенок, и если вы хотите ему счастья, то наберитесь терпения. Еще раз напоминаю, что необходимо заранее продумать варианты деятельности ребенка в освобождаемое от компьютерной зависимости время, иначе, «свято место, пусто не бывает» - зависимость вернется. На пути «гашения» компьютерной зависимости вам встретятся и трудности, парадоксы формирования поведения: - вначале, зависимость может усилиться, и это естественно, так как психика ребенка будет пытаться сохранить усвоенное, привычное поведение; - может проявляться агрессивность в ответ на ваши требования и просьбы. Будьте готовы к этому, предусмотрите меры снижения агрессии. Желаю вам всем успехов на пути преодоления и недопущения компьютерной зависимости у ваших детей. При необходимости получить индивидуальную консультацию вы можете обратиться/записаться ко мне по телефону 8-924-227-34-17, Кривомазов Павел Тимофеевич. Спасибо за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|