Компьютерная зависимость: признаки, причины, законы формирования и гашения.

Лекция-тренинг для родителей

Компьютерная зависимость: признаки, причины, законы формирования и гашения.

 

Сегодня мы с вами поговорим и постараемся разобраться в одной очень важной и многих родителей волнующей теме – теме компьютерной зависимости у детей. Постараемся ответить на вопросы:

- когда возникает зависимость?

- что этому способствует?

- каковы признаки компьютерной зависимости?

- какое время работы за компьютером приемлемо для ребенка, и в каком возрасте?

- как бороться с компьютерной зависимостью?

   Для начала давайте определимся, что же такое зависимое поведение. Зависимость – это ощущаемая человеком навязчивая потребность, не контролируемая человеком, в определенной деятельности (в случае с компьютерной зависимостью – работа за компьютером). В случае невозможности заняться подобным действием, от которого испытывается зависимость, человек, может проявлять признаки отклоняющегося от нормы поведения.

   Компьютерная зависимость у ребенка может проявляться в нескольких формах. Сетеоголизм – форма зависимости от интернета, социальных сетей, интернетсерфинга. Дети, страдающие такой зависимостью, могут находиться в интернете до 12 – 14 часов в сутки. Для них может не иметь значение, чем заниматься в интернете, лишь бы там быть. Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Игры при этом бывают ролевыми, когда участник принимает на себя определенную роль в игре (наиболее тяжелые последствия при формировании зависимости, так как человек может практически выпадать из реальности), и не ролевые, связанные с азартом, с желанием победить.

   У детей признаки компьютерной зависимости могут проявляться следующим образом:

- ребенок выходит за отведенное ему время по использованию компьютера, а его выключение приводит только к скандалу;

- ребенок игнорирует все дела по дому, включая свои обязанности;

- праздникам, общению с близкими и друзьями предпочитает интернет;

- ребенок сидит в сети даже во время обеда и в ванной;

-  если у ребенка забирают ноутбук, он выходит в сеть через телефон;

- ребенок постоянно заводит в сети новые знакомства;

- из-за времени, которое ребенок тратит на компьютер, начинает страдать учеба;

- оставшись без доступа к интернету, ребенок становится раздражительным и агрессивным;

- ребенок не знает, чем себя занять без доступа к компьютеру;

- ребенок не дает контролировать, чем именно он занимается в интернете.

   Чем же так вредна компьютерная зависимость? Прежде всего, надо отметить, что у детей, подолгу просиживающих за компьютером, резко снижается внимание: объем, устойчивость, распределяемость.  А это, в свою очередь, затем сильно сказывается на его учебной деятельности, так как в учебе ребенок должен уметь подолгу концентрировать внимание на учебном материале, который не всегда так интересен и динамичен, как компьютерная игра. Резко снижается работоспособность. Помимо когнитивных нарушений наблюдаются и нарушения социального развития ребенка: дети, страдающие компьютерной зависимостью, значительно хуже устанавливают социальные контакты в среде своих сверстников, они чаще отличаются замкнутостью, могут отличаться конфликтностью, не умением понять чувства и переживания другого человека. В последнее время риск суицидального и агрессивного поведения растет именно в среде детей, страдающих сетевой и игровой («стрелялки») зависимостью.

   Исходя из всего ранее перечисленного, родителям, конечно же, важно знать, как возникает компьютерная зависимость у ребенка, в каком возрасте, и что делать, если она уже возникла.

   Говоря о любого рода зависимости, надо понимать, что зависимое поведение позволяет человеку получить какие-то бонусы, которые он не может получить в повседневной деятельности. Какие бонусы дарит компьютерная зависимость нашим детям? В каждом возрасте свои, все зависит от ведущего вида деятельности, который характерен для того или иного возраста ребенка. Начнем с возраста от одного года до трех лет. Пожалуйста, не удивляйтесь! Именно в этом возрасте современные дети получают доступ к гаджетам, хорошо, если не раньше. В этом возрасте ведущей деятельностью у нормально развивающегося ребенка является предметно-манипуляторная деятельность по усвоению социальных способов взаимодействия с окружающими предметами. А также эмоциональное общение с родителями. Что это значит? А это значит, что родители при непосредственном контакте с ребенком учат его обращаться с различными предметами правильно: как пользоваться одеждой, застегивая ее на пуговицы и учась завязывать шнурки; как играть с различными игрушками; как пользоваться с различными инструментами, которыми работает папа или мама. Все это ребенок познает из непосредственного, эмоционально насыщенного общения с родителями. Но современное общество очень жестко обходится с семьей, значительно сокращая возможность родителей проводить время с детьми из-за постоянной занятости. И родители, желая утешить ребенка, прибегают к «чуду» современной цивилизации – планшету. Ребенок быстро его осваивает и использует для удовлетворения своих потребностей в эмоциональном насыщении. Картинки яркие, мультики громкие и чрезмерно смешные – все это дает ребенку чрезмерную дозу эмоционального насыщения, неподкрепленную никакими собственными усилиями. То есть, если раньше ребенку, чтобы получить такой заряд положительных эмоций требовалось привлечь внимание родителей, необходимостью поиграть с ними, добиваясь игровых целей, то теперь максимальный эмоциональный заряд получается простым нажатием на экран. Такая легкость, конечно же, привлекательна. Ребенок отучается применять собственные усилия. А кроме всего прочего, замедляется процесс его развития – он медленнее обучается действиям с предметами, которые в данном возрасте служат основой для развития его интеллекта.

   Следующий возрастной период – это период от 3 до 7 лет. Ведущей деятельностью в этот период является игровая деятельность (режиссерская и ролевая игра). Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, обучается выполнять правила игры, тем самым развивая свой волевой контроль за собственным поведением, учится нормам социального поведения. Формирующаяся в этом возрасте зависимость от компьютерных игр приводит к тому, что ребенок учится понимать правила компьютерной игры, но не правила ролевой игры со сверстниками, которые моделируют социальные, приемлемые модели поведения. А эти социальные правила значительно сложнее компьютерных. И опять ситуация выбора более легкого пути – я буду играть с компьютером, потому что его правила я запомнил, они легче, а с детьми играть сложнее, с ними надо договариваться.

   Таким образом, к школьному возрасту у ребенка может уже вполне устойчиво сформироваться потребность в избегании трудностей, в нежелании их преодолевать. А это опять служит   причиной закрепления компьютерной зависимости.

   В подростковом возрасте, возрасте, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками, у такого безвольного и неуспешного, непривыкшего преодолевать трудности ребенка возникают проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками. И опять повод уйти в мир иллюзий, где он может сыграть любую геройскую роль. А компьютерные технологии тут как тут. Подросток, «зависающий» в компьютере, как правило, решает проблемы, возникающие у него в личностном общении.

   Таким образом, компьютер, из инструмента, призванного помогать добывать знания, превращается в костыль, замещающий и прекращающий развитие собственных способностей человека, ребенка.

   Постаравшись понять, какие потребности помогает ребенку восполнить компьютерная зависимость, необходимо уяснить, как именно она возникает. А для этого нам с вами необходимо узнать законы формирования поведения. Ведь компьютерная зависимость – это тоже поведение, хоть и отклоняющееся, и как всякое поведение, оно формируется по определенным правилам и законам.

   Поведение любого живого существа, в том числе и человека, обуславливается двумя причинами: желанием что-то получить, достичь и  желанием чего-то избежать. Пример: мы можем выполнять неприятную нам работу за ожидание зарплаты или с целью избежать наказания. Вроде бы все просто. Но существуют дополнительные условия применения этих законов.

   Правила оперантного обучения:

  1. Требования к поведению ребёнка должны соответствовать его возможностям. Работа над новыми требованиями начинается с актуального уровня развития. Сначала нужно определить, что ребенок может, и именно от этой точки строить программу развития.
  2. Прежде чем что-то добиваться от ребёнка, сами чётко определите, что вы хотите достичь. Четко сформулируйте критерии цели: как должно выражаться необходимое поведение ребенка, в чем измеряться.
  3. Когда цель поставлена, разбейте путь её достижения на небольшие подцели и отмечайте для себя, когда они будут достигаться. Ребенок не сможет моментально проявить, а тем более закрепить вырабатываемое поведение. Ему нужно время и тренировка.
  4. При появлении признаков продвижения к цели, поощряйте самый маленький из них. А чтоб отмечать эти признаки, пропишите критерии каждой подцели.
  5. В качестве поощрения используйте действительно важные для ребёнка мотивы и факторы. Проговаривайте их с ребенком. Осознаваемая и принимаемая цель вырабатывается быстрее.
  6. Закрепите условный рефлекс на поощрение, т. е. само поощрение может выдаваться отсрочено, например, в конце недели, а условный сигнал даётся тут же, в момент появления необходимой формы поведения. Чем более точно соответствует время подачи условного сигнала времени появления необходимого действия, тем быстрее оно закрепляется.
  7. Если возникает нежелательное поведение, оно гасится, либо новой положительной задачей, либо кратковременным лишением внимания и общения.
  8. В новых условиях даже закреплённые формы поведения могут деградировать, необходимо время на адаптацию. Поэтому постепенно усложняйте требования к поведению ребенка.

   После того как эти правила разъяснены психологом на конкретных примерах (в том числе предложенных участниками), он, в качестве примера, показывает с помощью свистка на ком-нибудь из участников тренинга, как действует оперантное научение. Доброволец сам выбирает себе условный сигнал и награду, что проясняется через беседу перед тренингом. Выбирается доброволец из группы, который выходит из комнаты. Группа в это время выбирает задание, которое психолог должен добиться от добровольца. Когда доброволец заходит, психолог только с помощью свистка, который заранее оговаривается как условный сигнал, старается добиться от добровольца оговоренного поведения. После работы психолога происходит смена ролей: меняется тренер и испытуемый, меняется задание. При работе новых лиц психолог комментирует происходящее, даёт подсказки.

   После такой тренировки участникам группы рассказывается о режимах (правилах) подкрепления поведения:

  1. Режим постоянного подкрепления – подкрепление дается каждый раз, как человек совершает необходимое действие;
  2. Режим вариативного подкрепления – подкрепление дается не каждый раз, а хаотично, с постепенным увеличением повторов правильного поведения человеком;
  3. Режим «Джекпот» - после того как вырабатываемое поведение закрепилось и в вариативном режиме подкрепления, человеку дается «супер» вознаграждение – джекпот.
  4. Поведение поддерживается периодическим подкреплением для того, чтобы оно не угасло.

   Отрицательное подкрепление. Для того чтобы гасить нежелательное поведение по мимо наказания может использоваться отрицательное подкрепление – если негативное поведение не воспроизводится, то объем подкрепления максимальный, если воспроизводится, то объем уменьшается в зависимости от частоты повторения негативного поведения.

   Правило наказания. Наказание никогда не формирует нового поведения, оно только предназначено для гашения нежелательного поведения. Правило применения наказания – 4:1 (четыре поощрения – одно наказание).

   Полученные знания закрепляются составлением программы выработки поведения по одному из случаев, предложенному участниками.

   Пример программы выработки поведения.

Описание проблемы:

Со слов опекуна девочка 12 лет поздно возвращается из школы – «долго гуляет с друзьями, не предупреждая маму».

Описание исходных условий:

Девочка 3-4 раза в неделю задерживается из школы, не предупреждая маму потому, что у нее нет телефона.

Подцели с критериями

Дни фиксации результатов программы выработки поведения

С девочкой прописывается режим дня и точно оговаривается время для прогулок с друзьями. Выдаются часы или телефон для контроля времени и возможности предупредить маму об возможных изменениях обстоятельств.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый этап состоит в том, что мама лично встречает девочку из школы. Придя вместе с девочкой вовремя домой, мама поощряет ее поведение каждый раз чаепитием с «вкусняшками» с просмотром  мультиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй этап состоит в том, что мама перестает каждый день встречать девочку из школы, встречая ее лишь два раза в неделю. а в остальные дни отзванивается ей на телефон с напоминанием вовремя прийти домой. Режим вознаграждения и само вознаграждение те же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий этап состоит в том, что мама перестает встречать девочку из школы, ограничиваясь только ежедневным звонком с напоминанием. К вознаграждению добавляется элемент отсроченности – чаепитие остается, но обговаривается условие дополнительного вознаграждения на выходных, объем которого будет зависеть от того, сколько раз девочка вовремя пришла со школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый этап состоит в том, что мама начинает отзваниваться девочке не каждый день. Условия вознаграждения, как и на предыдущем этапе. На этом этапе вводится джекпот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятый этап завершающий, на нем мама перестает напоминать девочке. Условия вознаграждения как и на 3 этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечная цель:

Девочка всегда приходит домой к назначенному времени или, в экстренных случаях, предупреждает маму по телефону.

  

   Сейчас, когда вы узнали о законах формирования поведения, попробовали в тренинговой форме испытать их на себе, мы с вами вернемся к вопросу – как формируется зависимое поведение, компьютерная зависимость.

   Ранее я вам уже говорил, какие плюсы и бонусы получает ребенок от компьютерной зависимости. Будем считать их вариантом поощрения, которое закрепляет работу с компьютером. Но сейчас мы с вами рассмотрим характер этого самого поощрения при формировании компьютерной зависимости.

   В начале, когда родители первый раз дали ребенку гаджет, никакого особо сильного контроля за его работой с гаджетом они не проявляют, так как на данном этапе их это утраивает – они заняты, а ребенок все равно доволен и не капризничает. Это соответствует этапу постоянного поощрения. Затем родители начинают периодически отбирать у ребенка гаджет, а затем возвращать его. При этом здесь нет какого-то специального правила – когда забирать, а когда возвращать. И этот способ поведения родителей соответствует периоду вариативного подкрепления. Затем, когда родители начинают понимать проблемность взаимодействия ребенка с гаджетом, когда это перерастает в конфликт – они забирают доступ к компьютеру на достаточно продолжительное время, считая, что после столь продолжительного периода воздержания, ребенок отвыкнет от зависимости к компьютеру. Но каким бы долгим не было наказание, оно проходит, и ребенок опять получает доступ к вожделенному компьютеру. ОПА! И что мы тут получаем?! А получаем мы здесь – ДЖЕКПОТ! Вот так кратко, бесконтрольное, без правил, пользование компьютером, и хаотичная система родительских наказаний приводят к жесткому закреплению компьютерной зависимости.

   Родители спросят, а какие методы профилактики здесь возможны. Особых методов профилактики здесь нет. Есть один метод – работа с компьютером по графику, по жестко установленному графику. И никаких других специальных методов здесь и не будет. Конечно, этот график должен учитывать возрастные особенности детей, определяющие максимальное время работы ребенка за компьютером. Те цифры по времени нахождения ребенка за компьютером, которые я вам сейчас приведу, были определены мной из личного опыта консультирования детей с компьютерной зависимостью и являются только моей личной точкой зрения. В возрасте до 6 лет я бы не рекомендовал ребенку работать за компьютером. В возрасте от 6 до 7 лет – 30 минут в день. В возрасте от 7 до 12 лет – 45-60 минут в день. В возрасте от 12 до 16 лет – 2 часа в день. Еще раз повторюсь, это только моя точка зрения. А вот данные ассоциации педиатров США: до 1,5 лет никакого взаимодействия ни с компьютером, ни с телевизором; от 1,5 до 4 лет - 15 мин. в день под контролем и в присутствии родителей; от 4 до 7 лет - 30 мин. в день также под контролем родителей; от 7 лет до 13 - 1 час; от 13 до 18 лет - 2 часа.

   Но остается еще один, не рассмотренный нами вопрос, что делать, если компьютерная зависимость у ребенка уже сформировалась. Будем опять же исходить из законов формирования поведения и знания того, что компьютерная зависимость компенсирует ребенку недополученные потребности в реальной жизни. Соответственно, занимаясь работой по снижению уровня зависимости ребенка, нужно всегда предусматривать, чем, каким видом деятельности, заменить зависимое поведение. И тут опять нужно учитывать возрастные потребности детей: в возрасте до 3 лет – это совместная деятельность с родителями; в возрасте от 3 до 7 лет – это игровая деятельность со сверстниками (и тут родителям, возможно, придется организовывать для своего ребенка подобные игры, если к этому возрасту он не научился делать это самостоятельно); в подростковом возрасте – это общение со сверстниками (а тут родителям придется смотреть несколько сквозь пальцы на долгое отсутствие ребенка на улице или в секции). Все эти альтернативы в поведении ребенка необходимо, конечно же, поощрять. Но простое предоставление возможности реализовать свои возрастные потребности не поможет побороть сформировавшуюся зависимость.

   Здесь необходимо использовать техники поведенческой терапии – постановка поведения под условный сигнал. Что это такое, и как это работает. Когда мы раньше рассматривали с вами законы формирования поведения, мы говорили лишь о том, как сформировать необходимое нам поведение. Но, ведь поведение должно еще проявляться не хаотично (это не эффективный стиль поведения), а в определенные моменты, по определенному сигналу. Таких сигналов в жизни человека достаточно много. Самый простой из них – звонок будильника. И при выработке поведения подкрепляться начинает не просто правильно выполненное действие, а правильно выполненное действие по сигналу. Целенаправленное подкрепление, таким образом, ставит вырабатываемое поведение по контроль. Вот эту самую особенность мы и будем использовать для снижения уровня компьютерной зависимости.

   Допустим, ваш ребенок сидит за компьютером все свободное время, по 10 часов в день. Вас устроило бы, чтобы ваш ребенок сидел за компьютером не более 2 часов в день, в период с 18-00 до 20-00. Что мы для этого делаем:

  1. Вводим условный сигнал на начало и конец работы, например, будильник, который срабатывает в 18-00 и в 20-00 (значение этого сигнала вы обязательно оговариваете с ребенком).
  2. Далее, ваш ребенок, конечно же, после разговора с вами не начнет четко выполнять данные требования. Но вы-то к этому готовы! Вы не замечаете, когда ребенок сидит за компьютером в неположенное время (ну или ведете себя, как обычно, «ворчите», например). Зато, когда срабатывает будильник, вы подходите к ребенку и хвалите его, что он выполнил ваше требование. И в период разрешенного для компьютера времени ваше «ворчание» прекращается. Когда сигнал срабатывает второй раз, вы пытаетесь любыми приятными способами «выманить» ребенка из-за компьютера, при этом хвалите его именно за то, что он из-за него вышел по сигналу. Еще один момент, если ребенок во время, не закрепленное за компьютером, занимается чем-то полезным, то вы тоже стимулируете это полезное поведение.
  3. Сразу не все получится. Рекомендую вам вести дневник наблюдения за формируемым поведением (такой же, как мы рассматривали раньше). Дневник может висеть на видном месте перед ребенком. С ним можно оговорить характер недельных вознаграждений за успехи.

   Таким образом, набравшись терпения, можно поставить под контроль время нахождения ребенка за компьютером. В зависимости от давности компьютерной зависимости может потребоваться достаточно продолжительный период для ее снижения (до 6 мес.). Но это ваш ребенок, и если вы хотите ему счастья, то наберитесь терпения.

   Еще раз напоминаю, что необходимо заранее продумать варианты деятельности ребенка в освобождаемое от компьютерной зависимости время, иначе, «свято место, пусто не бывает» - зависимость вернется.

   На пути «гашения» компьютерной зависимости вам встретятся и трудности, парадоксы формирования поведения:

- вначале, зависимость может усилиться, и это естественно, так как психика ребенка будет пытаться сохранить усвоенное, привычное поведение;

- может проявляться агрессивность в ответ на ваши требования и просьбы. Будьте готовы к этому, предусмотрите меры снижения агрессии.

   Желаю вам всем успехов на пути преодоления и недопущения компьютерной зависимости у ваших детей. При необходимости получить индивидуальную консультацию вы можете обратиться/записаться ко мне по телефону 8-924-227-34-17, Кривомазов Павел Тимофеевич.

   Спасибо за внимание!











Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Пример программы модификации поведения для коррекции компьютерной зависимости.
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости (практические рекомендации)
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Мой ребенок постоянно сидит за компьютером!
  • Профилактика компьютерной зависимости младших школьников. Чем может помочь учитель?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Важные правила лечения компьютерной зависимости
  • Ребенок на крючке? Компьютерная зависимость.
  • Зависимость. Эмоциональная недостаточность в раннем возрасте – паттерн для возникновения зависимости.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Компьютерная (телефонная) зависимость у ребенка. Что делать родителю?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • «У моего ребенка компьютерная зависимость»
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • Вредные советы на время карантина. Правила поведения в соцсетях и не только
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Проблемы компьютерной зависимости
  • Психологическое сопровождение проблемы компьютерной зависимости
  • Как избавиться от компьютерной игровой зависимости?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь